Гор. Москва |
|
19 сентября 2011 г. |
N 09АП-21709/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Захарова С.Л., Свиридова В.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Коняевой М.А.
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.04.2011 по делу NА40-20067/11-145-150 судьи Петровского С.П.
по заявлению Управления Роскомнадзора по Курской области
к ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276; Варшавское ш., д.37, Москва, 131000)
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Курской области обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 21 апреля 2011 г. Арбитражный суд г. Москвы привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП, и назначил наказание в виде штрафа размере 30.000 руб. В обоснование суд признал доказанным факт совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
ФГУП "Почта России" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявитель жалобы ссылается на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало. Располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензий N 25577 и N 55298,
В период с 11.01.2011 по 28.02.2011 специалистами по надзору за связью и информатизацией Управления Роскомнадзора по Курской области на основании приказа от 11.01.2011 N 01-п, было осуществлено мероприятие по контролю за деятельностью ФГУП "Почта России" без взаимодействия с проверяемым лицом.
При проверке по результатам рассылки 300 контрольных писем в административные центры субъектов Российской Федерации установлен факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
Из материалов дела следует, что из учтенных 736 писем в контрольные сроки прошли 370 писем (50,27%), а нарушением установленных контрольных сроков поступило 361 писем. Без ОКШ поступило2 письма. Не поступило 3 письма.
Факт нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции подтверждается наличием поставленных на оболочках конвертов оттисков календарных штемпелей объектов почтовой связи с датами места приема и доставки (т. 1 л.д. 83 - 149; т.2, т.3).
По результатам проверки заявителем был составлен акт проверки деятельности в области связи ФГУП "Почта России" от 28.10.2011 г. N А-25577-46Т-03/0491.
Акт мероприятия систематического наблюдения от 28.02.2011 N А-25577-46Т-03/0491 составлен в соответствии с формой Акта, утвержденной Приказом Роскомнадзора от 06.04.2010 N 215 с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предъявляемых к форме акта проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании фактов, зафиксированных в акте проверки, административный орган пришел к выводу, что ФГУП "Почта России" нарушены требования по соблюдению установленных сроков пересылки почтовых отправлений, предусмотренные п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ, п.4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
28.02.2011 по факту указанных нарушений ФГУП "Почта России" главным специалистом-экспертом отдела надзора в сфере связи Управления в присутствии представителя юридического лица ФГУП "Почта России" Вырожемского В.И. по доверенности N 518/ЮД от 23.12.2010 г.., при уведомлении ФГУП "Почта России" надлежащим образом о месте и времени данного процессуального действия был составлен протокол об административном правонарушении N 000024.
На основании указанного протокола Управление Роскомнадзора по Курской области 01.03.2011 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и на их основе, сделаны соответствующие материалам дела выводы о наличии оснований для привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ запрещается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Лицензиат, в частности, обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, установленный Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пп. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".
На основании ст. 34 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Факт нарушения Почтой России условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен судом и подтверждается материалами дела, в т.ч. Актом проверки 28.02.2011 г. N А-25577-46Т-03/0491 и протоколом об административном правонарушении от 28.02.2011 N000024, а также имеющимися в материалах дела копиями почтовых конвертами с оттисками календарного штемпеля, свидетельствующими о сроках доставки писем.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков вмененного ему административного правонарушения.
Факт осуществления лицензируемой деятельности ФГУП "Почта России" был выявлен Управлением Роскомнадзора по Курской области в соответствии с положениями, утвержденной Приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 N 75 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи (далее - Методика).
В соответствии с п.11.10 Методики, если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90%, то государственным инспектором РФ по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.
Мероприятие по контролю проводилось путем рассылки писем по адресам территориальных органов Роскомнадзора, при этом учитывалась входящая в Управление Роскомнадзора письменная корреспонденция.
Из акта проверки усматривается, что количество письменной корреспонденции, прошедшей в контрольные сроки, составило менее 90% (т.1 л.д.12-15). На основании этих данных с учетом требований Методики сделан вывод о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции.
События допущенных ФГУП "Почта России" административных правонарушений, составляющих в рамках одного, соответствующего п.11.10 Методики Акта, совокупность нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), различаются по датам. В связи с этим, следует прийти к выводу, что нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) допущено в результате отдельных событий свидетельствующих об отдельных административных правонарушений, наличие которых можно констатировать только с учетом основанных на Методике выводов о нарушении контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции.
На это указывает и то, что лицензия N25577, выданная ФГУП "Почта России" Министерством РФ по связи и информатизации, содержит п. 4, в соответствии с которым лицензиат обязан соблюдать порядок оказания услуг почтовой связи, который регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, в связи с чем данное правонарушение является длящимся, по крайней мере, в течение всего срока проверки деятельности в области связи ФГУП "Почта России" вплоть до утверждения ее результатов в Акте 28.02.2011 г. N А-25577-46Т-03/0491.
Таким образом, датой выявления административного правонарушения является 28.02.2011, когда фактически был составлен протокол об административном правонарушении, входе которого в результате анализа и оценки всех результатов дистанционного контроля административный орган сделал вывод о наличии признаков административного правонарушения.
Что касается доводов заявителя об истечении срока привлечения к административной ответственности, то они являются несостоятельными, поскольку доказательства свидетельствуют о том, что указание в Акте N А-25577-46Т-03/0491 о составлении его в 2010 году является явной опечаткой. Наличие такой опечатки не свидетельствует об истечения срока привлечения ответчика к административной ответственности.
Ввиду изложенного, на дату принятия решения срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку на ФГУП "Почта России" как на обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, то заявитель является виновным в совершении вмененного правонарушения. При этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком возложенных на него обязанностей, судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлена, поскольку на ФГУП "Почта России" как на обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции. При этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком возложенных на него обязанностей, судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права при установлении факта административного правонарушения и привлечения Почты России к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол составлен полномочным лицом при наличии к тому законных оснований. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи" в случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С данной нормой согласуются положения п. 6 Типового положения о территориальном органе Роскомнадзора, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 07.04.2009 N51, (далее Типовое положение), согласно которой территориальный орган осуществляет возложенные на него полномочия на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации в соответствии со схемой размещения территориальных органов Роскомнадзора и на основании Положения о территориальном органе.
Как следует из Перечня должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 52, в части государственного контроля и надзора в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе по частям 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении являются: руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители; начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора.
Из протокола об административном правонарушении N000024 от 28.02.2011 усматривается, что он составлен государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информацией - главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Курской области, то есть должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст. 27 Закона "О связи", п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.04.2009 г. N 52.
Таким образом, доказательства о нарушении административным органом гарантий защиты при производстве по делу, которые могли бы явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отсутствуют.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.04.2011 по делу N А40-20067/11-145-150 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20067/2011
Истец: Управление Роскомнадзора по Курской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21709/11