г. Хабаровск
20 сентября 2011 г. |
N 06АП-3474/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": представитель не явился;
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 21.06.2011
по делу N А04-1575/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревского В.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408; ИНН 2801120230)
к Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании недействительным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее- ООО "АФК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации г. Благовещенска (далее - администрация) от 31.03.2011 N 1412/16 в предоставлении земельного участка в собственность за плату по заявлению от 24.03.2011 N 3088з для размещения сквера в квартале 299 г. Благовещенска, в качестве способа восстановления нарушенного права просил суд обязать администрацию: в месячный срок утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории для размещения сквера в квартале 299 г. Благовещенска согласно заявлению ООО "АФК" от 24.03.2011 N 3088з; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату и направить ООО "АФК" копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; в недельный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка заключить с ООО "АФК" договор купли-продажи земельного участка.
Решением от 21.06.2011 суд первой инстанции признал недействительным отказ администрации от 31.03.2011 N 1412/16. Кроме того, обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "АФК" от 24.03.2011 N 3088з в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 24.03.2011 общество обратилось к главе администрации г. Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка, используемого для сквера, предполагаемым размером 9 000 кв. м., находящегося в квартале 299 по адресу: ул. 50 лет Октября, д. 145, в собственность за плату.
31.03.2011 администрация письмом за N 1412/16 сообщила обществу, что территории, на которых будет рассматриваться данный вид разрешенного использования, будут являться, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, землями общего пользования, то есть территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования приватизации не подлежат. Земельный участок, используемый для сквера, предусматривает территорию, занятую непосредственно зелеными насаждениями и запрещает размещение объектов иного назначения.
Посчитав отказ администрации незаконными, ООО "АФК" обжаловала его в суд, который удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Порядок, условия и правила предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьями 29-32 ЗК РФ.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьёй 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Положениями статьи 34 ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Таким образом, статьей 34 ЗК РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков. Адресатом заявления должен являться орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении участка.
Как установлено по материалам дела, при обращении общества с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 ЗК РФ.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Таким образом, составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений в последующем и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка.
То, что схема расположения земельного участка подлежит оформлению органом местного самоуправления, прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ.
Администрация как орган, уполномоченный на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории, получив от общества заявление о предоставлении земельного участка, должна была выполнить действия, предусмотренные в статье 34 ЗК РФ.
Поскольку указанные действия администрацией не были совершены, ее вывод об отсутствии оснований для работы по заявлению общества не основан на законе.
Также подлежит отклонению довод администрации об отнесении спорного земельного участка к территории общего пользования, поскольку доказательства в подтверждение данного довода не представлены. Схема расположения земельного участка, предусмотренная частью 4 статьи 34 ЗК РФ не составлена, в связи с чем на указанной схеме не отражены объекты общего пользования входящие (или не входящие) в запрашиваемый земельный участок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации, выраженные в отказе в предоставлении спорного земельного участка, не основаны на законе и нарушают права общества, что является основанием для принятия решения об удовлетворении требований заявителя.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2011 по делу N А04-1575/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1575/2011
Истец: ООО "Амурская финансовая компания", ООО "АФК"
Ответчик: Администрация города Благовещенска
Третье лицо: УФССП России по Амурской области, Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов