г. Пермь
03 марта 2010 г. |
Дело N А60-39246/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2010 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии представителей администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация) - Трясициной Э.Р. (доверенность от 14.01.2010 N 31), Крыловой Н.П. (доверенность от 20.01.2010 N 54),
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (далее - управление)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2009 по делу N А60-39246/2009
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению администрации
к управлению,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СЛИМ -2004" (далее - общество), федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" (далее - учреждение)
о признании незаконным отказа в проведении кадастрового учета,
установил:
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании незаконным отказа в проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, изложенного в письме от 07.07.2009 N 41/09-9691, обязании осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702072:81, а именно внести сведения о праве аренды и лица, в пользу которого установлено обременение в соответствии с договором аренды.
Определениями от 31.08.2009, от 26.10.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены общество и учреждение.
Решением суда от 27.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласно, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению управления, суд не установил, в чем выразилось нарушение прав регистрационной службы и какому закону не соответствовали действия управления. Суд не принял во внимание, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в кадастр вносятся сведения о правах и об ограничениях (обременениях) вещных прав в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон не предусматривает возможности внесения в кадастр сведений, которые не содержатся в Реестре. Кроме того, п. 2 ч. 3 ст. 15 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлен порядок предоставления сведений об обременениях вещных правах - эти сведения представляются исключительно органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ч. 3 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменения сведений об обременениях осуществляется только на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, внесение сведений об обременениях в заявительном порядке невозможно.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность принятого решения и несостоятельность изложенных в жалобе доводов.
Принимавшие участие в судебном заседании представители администрации просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация 29.06.2009 обратилась в управление с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым N 66:41:0702072:81. К заявлению были приложены доверенность и договор аренды земельного участка от 28.04.2008 N 7-1105.
Решением от 07.07.2009 управление отказало в проведении государственного учета земельного участка ввиду того, что в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" представленные заявителем документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям названного Закона, а именно сведения о зарегистрированных правах на земельный участок вносятся на основании сведений регистрационной службы, переданных в порядке информационного взаимодействия (ч. 3 ст. 15 этого же Закона).
Полагая, что отказ является незаконным, администрация оспорила его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ч. 2 ст. 7 этого же Закона в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 28.04.2008 N 7-1105 (дополнительное соглашение от 18.06.2009 N 1) земельного участка площадью 3360 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Тобольская. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.02.2009 и ему присвоен N 66:41:0702072:81.
Из раздела В1 выписки из государственного кадастра недвижимости усматривается, что сведения о регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым N 66:41:0702072:81 отсутствуют.
В соответствии со ст. 23 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет земельного участка, носят временный характер.
При этом статус "временного" характера меняется на "учтенный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах (п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции от 20.02.2008 N 35).
В то же время государственной регистрации подлежат договоры аренды, заключенные на срок более года (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации), то есть договор аренды в отношении спорного земельного участка, заключенный на неопределенный срок, не подлежит государственной регистрации. Следовательно, сведения об аренде спорного земельного участка в регистрационной службе отсутствуют и не могут быть поданы в порядке информационного обмена в управление для проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Однако, по истечении двух лет спорный земельный участок, имеющий статус учета "временный", будет снят с кадастрового учета, что приведет к неопределенности в отношении договора аренды этого участка, поскольку ввиду отсутствия кадастрового учета в отношении земельного участка объект недвижимости (земельный участок) отсутствует, а, следовательно, будет являться незаключенным договор аренды ввиду отсутствия его предмета.
Поскольку Законом прямо не запрещена подача от органа местного самоуправления заявлений о внесении изменений об обременении вещных прав на объект недвижимости, а отказ в проведении государственного кадастрового учета нарушает права заявителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований и удовлетворением требований администрации о признании незаконным отказа в проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, изложенного в письме от 07.07.2009 N 41/09-9691, и возложении на управление обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702072:81, а именно внести сведения о праве аренды и лица, в пользу которого установлено обременение в соответствии с договором аренды.
Доводы управления о том, что сведения в кадастр об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), вносятся в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и только на основании данных, полученных из регистрационной службы, отклоняются, поскольку неурегулированность в Законе вопроса о внесении в кадастр сведений об ограничениях (обременениях), которые не подлежат государственной регистрации, но которые возникли в силу договора, заключение которого допускается действующим законодательством (например, договора аренды, заключенного на срок менее года или на неопределенный срок), не может являться основанием для невнесения в кадастр сведений о таких обременениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2009 по делу N А60-39246/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Г. Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39246/2009
Истец: Администрация г. Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость)
Третье лицо: ООО "СЛИМ-2004", ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области", Управление Роснедвижимости по Свердловской области