город Ростов-на-Дону |
дело N А32-9940/2011 |
21 сентября 2011 г. |
15АП-10023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой А.В.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июля 2011 года по делу N А32-9940/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой"
к заинтересованному лицу инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
принятое в составе судьи Мазуренко М.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (далее - ООО "ЭкоСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Краснодару (далее - ИФНС России N 5 по г. Краснодару, налоговая служба) о признании недействительным решения от 25.01.2011 N 89 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав.
Заявленные требования мотивированы тем, что 18.01.2011 общество представило в регистрирующий орган полный комплект документов, необходимый для государственной регистрации изменений в сведения о месте нахождения юридического лица. Однако 25.01.2011 налоговая служба приняла оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации указанных изменений, мотивированное тем, что общество фактически отсутствует по новому месту нахождения. Общество полагает, что решение ИФНС России N 5 по г. Краснодару является незаконным, так как адрес: г. Краснодар, ул. 1-го Мая, 298А, кв. 94, является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "ЭкоСтрой", на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, в связи с чем, оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения ЕГРЮЛ, у налоговой службы не имелось.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Решение ИФНС России N 5 по г. Краснодару N 89 от 25.01.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов признано недействительным. На инспекцию возложена обязанность зарегистрировать представленные в регистрирующий орган 18.01.2011 изменения, вносимые в сведения о месте нахождения юридического лица. С ИФНС России N 5 по г. Краснодару в пользу ООО "ЭкоСтрой" взыскано 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что на основании решения единственного участника ООО "ЭкоСтрой" от 17.01.2011 N 7 об изменении местонахождения общества на адрес: г. Краснодар, ул. 1 -го Мая, 298 А, кв. 94, и об утверждении устава общества в новой редакции в связи с изменением места нахождения, общество обратилось в ИФНС России N 5 по г. Краснодару с заявлением о государственной регистрации соответствующих изменений. При этом ООО "ЭкоСтрой" был представлен полный комплект документов, установленный положениями Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Суд отклонил доводы ИФНС России N 5 по г. Краснодару о том, что обществом была представлена недостоверная информация о новом месте нахождения общества, указав, что помещение на праве собственности принадлежит единственному участнику и директору ООО "ЭкоСтрой" - Дорошенко Ю.И., и арендуется обществом на основании договора от 01.04.2010. Суд указал, что инспекцией не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые, в силу положений пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, могли являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. С учётом того, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует положениям Закона N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
С принятым судебным актом не согласилась ИФНС России N 5 по г. Краснодару, в порядке, установленном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при обращении с заявлением о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ ООО "ЭкоСтрой" было представлено заявление по форме Р13001, в котором в качестве нового места нахождения общества был указан адрес: г. Краснодар, ул. 1 -го Мая, 298 А, кв. 94. По результатам проведённой проверки налоговым органом было установлено, что общество не располагается по указанному адресу, в связи с чем, заявление ООО "ЭкоСтрой" содержит недостоверные сведения о своём новом месте нахождения и подлежит оценке как не представленное. Внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в отношении ООО "ЭкоСтрой" не соответствует принципу достоверности сведений государственного реестра, будет нарушать права неопределённого круга лиц.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. От ИФНС России N 5 по г. Краснодару поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В отношении лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с принятием 17.01.2011 единственным участником ООО "ЭкоСтрой" решения N 7, 18.01.2011 общество обратилось в ИФНС России N 5 по г. Краснодару с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001 - л.д. 30-34), согласно которому общество просило осуществить государственную регистрацию новой редакции устава, содержащего сведения о новом адресе места нахождения общества.
25.01.2011 налоговым органом принято решение N 89 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Законом N 129-ФЗ документов, необходимых для государственной регистрации (л.д. 26). В качестве основания для принятия оспариваемого решения налоговый орган указал на отсутствие заявления по форме Р13001.
Из отзыва ИФНС России N 5 по г. Краснодару следует, что заявление ООО "ЭкоСтрой" по форме Р13001, представленное в налоговую службу 18.01.2011, подлежит оценке как не представленное, так как общество указало в нём недостоверные сведения. При проверке нахождения организации по адресу, указанному в заявлении, налоговым органом ООО "ЭкоСтрой" обнаружено не было.
Не согласившись с решением налоговой службы, ООО "ЭкоСтрой" в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконными является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Из положений статьей 9, 17, 23 Закона N 129-ФЗ следует, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других, кроме указанных в законе, документов либо проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Сведения, содержащиеся в представленных документах, носят заявительный характер и ответственность за их достоверность, в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ, возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в том числе, таким основанием является непредставление заявителем определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Факт предоставления ООО "ЭкоСтрой" всего перечня документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган и иными материалами регистрационного дела, представленными ИФНС России N 5 по г. Краснодару (л.д. 27-34).
Из письменного отзыва налогового органа, представленного в суд первой инстанции, следует, что при проведении проверки документов, представленных на регистрацию, налоговой службой было установлено, что заявителем представлены недостоверные сведения в части местонахождения юридического лица, что послужило причиной для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В подтверждение своего довода ИФНС России N 5 по г. Краснодару представила акт обследования местонахождения налогоплательщика от 20.01.2011 (л.д. 25).
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ, в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения, регистрирующий орган (налоговая служба) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом N 129-ФЗ на регистрирующий орган не возложена.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества с ограниченной ответственностью определяется местом его государственной регистрации.
При этом согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью является директор (статья 40 Закона N 14-ФЗ).
В представленных ООО "ЭкоСтрой" в инспекцию документах содержатся сведения о Дорошенко Ю.И. как о директоре юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что 01.04.2010 между Дорошенко И.Г. (арендодатель), являющимся собственником квартиры N 94 общей площадью 85,1 кв.м., расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. 1-го Мая, 298А, и ООО "ЭкоСтрой" (арендатор), действующим в лице генерального директора Дорошенко Ю.И., в целях организации офиса заключён договор аренды указанного помещения (л.д. 13-17).
При таких обстоятельствах заявитель правомерно указал в документах о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в качестве адреса места нахождения общества место нахождения арендуемого помещения.
Принятие налоговой службой решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением его места нахождения при предоставлении заявителем необходимых документов, не может быть поставлено в зависимость от того, будет ли в последующем юридическое лицо обнаружено по указанному им адресу.
ИФНС России N 5 по г. Краснодару не представлено доказательств наличия оснований, указанных в статье 23 Закона N 129-ФЗ, перечень которых является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, позволяющих налоговой службе отказать ООО "ЭкоСтрой" в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Изложенные выше обстоятельства подтверждают обоснованность доводов ООО "ЭкоСтрой" об отсутствии у ИФНС России N 5 по г. Краснодару правовых оснований для принятия 25.01.2011 решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Учитывая, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует положениям статей 9, 17, 23 Закона N 129-ФЗ и на момент вынесения судом первой инстанции решения по делу нарушало права и законные интересы ООО "ЭкоСтрой" в сфере предпринимательской деятельности, суд обоснованно пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ИФНС России N 5 по г. Краснодару, которая, в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июля 2011 года по делу N А32-9940/2011 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9940/2011
Истец: ООО "ЭкоСтрой"
Ответчик: ИФНС России N5 по г. Краснодару
Третье лицо: Инспекция ФНС России N 5 по г. Краснодару
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10023/11