г. Вологда
20 сентября 2011 г. |
Дело N А05-4023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу NА05-4023/2011 (судья Дмитревская А.А.),
установил
Долгощельское потребительское общество (ИНН 2917000870, ОГРН 1022901397738) (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2902070000, ОГРН 1112902000530) (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 46951 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011, согласно которой у него имеется задолженность по:
- пеням по страховым взносам, направляемым на обязательное пенсионное страхование в сумме 368 руб. 63 коп. за 2006-2007 гг.,
- пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 18363руб. 92 коп. за 1999-2002 гг.,
- штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 675 руб. 57 коп. за 1999-2002 гг.,
- пеням по транспортному налогу с организаций в сумме 4 руб. 50 коп. за 2005 г.,
- штрафу по налогу на прибыль организаций в сумме 428руб.89 коп., зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты за 1999 г.,
- пеням по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 81 коп. за 1999 г.,
- штрафу по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 135руб. 63 коп. за 1999 г.,
- пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6811 руб. 57 коп. за 1999-2000 гг.,
- штрафу по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 275 руб. 39 коп. за 1999-2000 гг.,
- штрафу по прочим налогам и сборам в сумме 183 руб.19 коп. за 1999 г.,
- штрафу за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 1330 руб. за 1999 г., без указания в справке сведений о невозможности взыскания указанной задолженности. Также просит обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем выдачи ему справки, содержащей информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности по пеням и штрафам в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области (ИНН 2917002387, ОГРН 1022901396847) (далее - Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2011 по делу N А05-4023/2011 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить. Считает, что действия налогового органа, выразившиеся в отражении сумм задолженности в справке N 46951 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011, не нарушают норм действующего законодательства и, следовательно, не нарушают прав налогоплательщика.
Долгощельское потребительское общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что доказательствам, на которые ссылались стороны, судом первой инстанции дана надлежащая и всесторонняя оценка. Просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, а также рассмотреть жалобу без участия его представителя.
Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с истечением в мае 2011 года срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции общество обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и 16.05.2011 налоговый орган выдал ему справку N 46951 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011 по форме N 39-1, согласно которой оно имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации (л.д.55-59).
Не согласившись с данной справкой налогового органа, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав действия инспекции по выдаче справки без указания информации о том, что ею утрачена возможность взыскания отраженной в ней задолженности, незаконными.
Апелляционная инстанция поддерживает такой вывод по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (далее - Методические указания) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций делается запись следующего содержания: "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
В справке налогового органа N 46951 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011 по форме N 39-1 отражено, что у Долгощельского потребительского общества по состоянию на 01.05.2011 имеется задолженность по:
- пеням по страховым взносам, направляемым на обязательное пенсионное страхование в сумме 368 руб. 63 коп. за 2006-2007 гг.,
- пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 18363руб. 92 коп. за 1999-2002 гг.,
- штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 675 руб. 57 коп. за 1999-2002 гг.,
- пеням по транспортному налогу с организаций в сумме 4 руб. 50 коп. за 2005 г.,
- штрафу по налогу на прибыль организаций в сумме 428руб.89 коп., зачислявшемуся до 01.01.2005 в местные бюджеты за 1999 г.,
- пеням по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 81 коп. за 1999 г.,
- штрафу по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 135руб. 63 коп. за 1999 г.,
- пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6811 руб. 57 коп. за 1999-2000 гг.,
- штрафу по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 275 руб. 39 коп. за 1999-2000 гг.,
- штрафу по прочим налогам и сборам в сумме 183 руб.19 коп. за 1999 г.,
- штрафу за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 1330 руб. за 1999 г., без указания в справке сведений о невозможности взыскания указанной задолженности.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Материалами дела подтверждается, установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, что налоговым органом утрачена возможность взыскания спорных сумм пеней и штрафов. Доказательства по каждой сумме (декларации, расчеты пеней, данные налогового обязательства, решения о привлечении к налоговой ответственности (по суммам штрафов), доказательства взыскания в бесспорном или судебном порядке с общества, указанных в акте сверки N 3288 сумм, на основании которых за обществом числится задолженность, указанная как в акте сверки, так и в справке N 46951, налоговым органом суду не представлено. В деле имеются лишь копии лицевых счетов, которые сами по себе не могут быть признаны доказательством образования недоимки.
Вместе с тем, из лицевых счетов, в которых отражена спорная задолженность следует, что она возникла в 1999-2005 годах, поэтому установленный законом срок для ее взыскания на 2011 год истек. Однако в справке информация об утрате возможности взыскания задолженности по пеням и штрафам в указанном выше размере отсутствует.
С учетом изложенного при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, инспекция обязана в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.05.2011 на это указать.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд обоснованно удовлетворил заявление общества о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путем выдачи ему справки, содержащей информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности по пеням и штрафам в связи с пропуском установленного для взыскания срока.
Ссылка инспекции на статью 59 НК РФ не принимается апелляционной инстанцией во внимание, так как в данном случае предметом спора является не признание спорной задолженности невозможной ко взысканию и ее списании, а об отражении в справке достоверной информации.
Решение судом первой инстанции принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании. Судом соблюдены нормы материального и процессуального права.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. К названным в этой норме государственным органам относятся и налоговые инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 мая 2011 года по делу N А05-4023/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4023/2011
Истец: Долгощельское потребительское общество
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4766/11