г. Владивосток |
Дело |
21 сентября 2011 г. |
N А24-1892/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии
стороны не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-5374/2011
на решение от 21.07.2011
судьи Жалудя И.Ю.
по делу N А24-1892/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Дальневосточный издательский дом "Вести" (ИНН 4101085086, ОГРН 1024101032944)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный издательский дом "Вести" (далее - заявитель, Общество, ООО "ДИД "Вести") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю) N 207 от 27.04.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 21.07.2011 г.. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имелось.
Управление Росреестра по Камчатскому краю, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. Ссылаясь на ст.130 ГК РФ заявитель жалобы указывает на то, что любые движимые вещи никаким образом с землей не связаны, а лишь следует то, что движимые вещи не могут быть связаны с землей прочно, что не исключает использование для их размещения и эксплуатации земельных участков. В отзыве Управления от 12.07.2011 имеется ссылка на пункт 1 ст.10 Федерального закона N 381-ФЗ, не учтенный судом при вынесении решения, в котором прямо указано, что нестационарные объекты помимо зданий, строений и сооружений размещаются на земельных участках. Спорный торговый павильон расположен на земельном участке, права на который в установленном порядке Обществом не оформлены, постановление о предоставлении земельного участка для размещения на нем павильона не издавалось, земельный участок не ставился на кадастровый учет. На этом основании Управление и привлекло Общество к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. Таким образом, использование земельного участка для размещения и эксплуатации строения, каким является павильон, без оформления правоустанавливающих документов на землю, является прямым нарушением статей 130, 262, п.2. ст.263 и п.2 ст.264 Гражданского кодекса РФ, статей 25, 26, п. 2 ч.1 ст.40, п.1 ст.41, 65 Земельного кодекса РФ и приводит к несоблюдению градостроительных и строительных норм и правил, а также препятствует свободному доступу граждан к земельному участку, занятому торговым павильоном. Кроме того, заключение договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания и бытового обслуживания не может нарушать законодательство РФ в области земельных правоотношений, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещения нестационарных объектов торговли, поскольку не регулируют земельные правоотношения. Отсутствие в материалах дела документов, в соответствии с которыми было сделано одно из описаний местоположения объекта проверок к грубым нарушениям требований Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 не относится.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили. От Общества поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 18.04.2011 на основании распоряжения N 593 от 09.03.2011 административным органом проведена плановая проверка ООО "ДИД "Вести" соблюдения земельного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что ООО "ДИД "Вести" для эксплуатации павильона "Вся пресса" используется земельный участок, являющийся частью земель кадастрового квартала N 41:01:010116, приблизительной площадью 10,4 кв.м., расположенный примерно в 55 метров по направлению на север от ориентира жилого дома 11 по ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском. Общество при проведении проверки предоставило договор об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, питания и бытового обслуживания N 538 от 07.10.2010. Поскольку, по мнению административного органа, документы на землю у Общества отсутствуют, то ООО "ДИД "Вести" использует земельный участок без оформленного в установленном порядке правоустанавливающих документов. Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 18.04.2011.
По результатам проведенной проверки 20.04.2011 в отношении ООО "ДИД "Вести" составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановлением Управление Росреестра по Камчатскому краю N 207 от 27.04.2011 ООО "ДИД "Вести" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административное штрафа в размере 10 000 руб.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия.
В силу пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 07.10.2010 в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2010 N 883 между Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Управление по взаимодействию с субъектами предпринимательства) и ООО "ДИД "Вести" заключен договор N 538 об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, согласно которому Управление по взаимодействию с субъектами предпринимательства оказывает содействие в осуществлении услугами торговли в районе ул. Тушканова, 11 (согласно приложению к договору), павильон "Вся пресса" площадью 8,75 кв.м.", а ООО "ДИД "Вести" принимает на себя обязательства по организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли - реализация печатной продукции" (л.д. 41-43).
Таким образом, павильон "Вся пресса" площадью 8,75 кв.м., принадлежащий ООО "ДИД "Вести" размещен на земельном участке согласно схеме места размещения объекта (л.д. 44).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 883 от 29.03.2010 утвержден Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, регулирующий проведение процедуры заключения договоров об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Пунктами 7.4, 8 приведенного постановления предусмотрено, что в течение четырех рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления, уполномоченный орган направляет заявление с приложенными документами в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора. Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляет согласование представленных документов в течение семи рабочих дней и возвращает их в уполномоченный орган. Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа направляет мотивированный отказ в заключении договора в случаях, если заключение такого договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, технических регламентов, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещений нестационарных объектов.
Таким образом, заключение 07.10.2010 между Управлением по взаимодействию с субъектами предпринимательства и ООО "ДИД "Вести" договора N 538 подразумевает, что Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, являющийся в соответствии с решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.06.2009 N 515-р органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченным на осуществление от имени Петропавловск-Камчатского городского округа полномочий собственника в части решения вопросов местного значения в сфере земельных отношений, согласовал представленные документы и пришёл к выводу о том, что заключение договора N 538 не нарушает, в том числе, законодательство Российской Федерации в области земельных правоотношений, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещений нестационарных объектов.
Довод жалобы о необходимости заключения отдельного договора аренды земельного участка, во внимание не принимается на основании следующего.
В силу п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Согласно п. 3 этой же статьи в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Между тем, сторонами не оспаривался тот факт, что спорный земельный участок не сформирован в кадастровом отношении, в связи с чем не представляется возможным его индивидуализировать.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", не содержит определенно выраженного предписания об обязательном заключении при размещении нестационарных торговых объектов отдельного договора либо оформлении иного документа на право пользования земельным участком, занятым этим объектом, поэтому отсутствие такого договора (документа) не может рассматриваться как нарушение закона, влекущее ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, в доводах жалобы Управление Росреестра по Камчатскому краю указало на то, что ООО "ДИЛ "Вести" для эксплуатации павильона использует земельный участок, являющийся частью земель кадастрового квартала 41:01:010116.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат кадастровой выписки об объекте недвижимости кадастрового квартала 41:01:010116 либо иных документов, полученных в установленном законом порядке, на основании которых административный орган пришёл к выводу о том, что спорный земельный участок является частью земель кадастрового квартала 41:01:010116.
Утверждение ответчика о том, что доступ на земельный участок, занятый павильоном, ограничен другим лицам ничем не подтвержден, а кроме того, по условиям пункта 3.1.1 договора в случае возникновения аварии и необходимости устранения препятствий в работе аварийных либо иных служб (организаций) вызванного нахождением объекта на месте аварии, Общество обязано в течение 48 часов демонтировать объект.
Кроме того, торговая точка, расположенная в г. Петропавловске-Камчатском в районе ул. Тушканова, 11 является павильоном. Согласно ГОСТ Р 51303-99 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г.. N 242-ст, павильон- это оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, прочно с землей не связан и не относится к объектам недвижимости. Таким образом, ссылка в жалобе на положения статьи 130 ГК РФ необоснованна.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Установив, что основания для привлечения ООО "ДИД "Вести" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ отсутствовали, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции. Нарушения применения норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21 июля 2011 г.. по делу N А24-1892/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 51 статьи 211 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1892/2011
Истец: ООО "Дальневосточный издательский дом "Вести", ООО "ДИД "Вести"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5374/11