г. Чита |
Дело N А19-3774/2011 |
"20" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Куклина О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2011 года о рассмотрении требования Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов по делу N А19-3774/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наше дело" ОГРН 1103804001070 ИНН 3804011150 о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Информационно-вычислительный центр" ОГРН 1023800918063 ИНН 3805100035 (суд первой инстанции: судья Колосова Е.Ю.)
установил:
Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Информационно - вычислительный центр" требования в размере 235 674,65 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2011 года требование Федеральной налоговой службы признано необоснованным.
Не согласившись с определением суда, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что срок предусмотренный в п.4 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации не является пресекательным, а исключает лишь привлечение к налоговой ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
От Федеральной налоговой службы поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
От временного управляющего должника, НП "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на обоснованность обжалуемого судебного акта.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2011 в отношении ОАО "Информационно - вычислительный центр" введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утверждена арбитражный управляющий Шабалова Елена Олеговна.
Сообщение о введении в отношении должника наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 72 от 23.04.2011.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Информационно - вычислительный центр" требования в размере 235 674,65 руб. В обоснование своих требований уполномоченный орган указал, что ОАО "Информационно - вычислительный центр" в нарушение положений статей 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации не исполняло обязанности по своевременной и полной уплате установленных законом налогов, в связи с чем налоговым органом принимались меры ко взысканию заложенности в порядке установленном статьями 69, 70, 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации. На день обращения заявителя в суд с требованием должник имеет непогашенную в течение более чем трех месяцев, задолженность перед бюджетом по обязательным платежам в размере 235 674,65 руб., из них: 231 289,36 руб. - пени, 4385,29 руб. - штрафы. Наличие и размер задолженности подтверждается решениями и постановлениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/04 от 9.06.2004, N 15/04 от 20.01.2004, N 571 от 18.07.2005, N 870 от 21.07.2006, требованиями об уплате налоговых санкций N 984 от 7.05.2004, N 737 от 5.05.2005.
Суд первой инстанции признал требование Федеральной налоговой службы необоснованным, указав, что уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, указанной в постановлениях о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/04 от 9.06.2004, N 15/04 от 20.01.2004, N 571 от 18.07.2005, N 870 от 21.07.2006.
Суд апелляционной инстанции полагает определение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Поскольку процедура наблюдения в отношении должника введена 12.04.2011, нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применяются с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", (далее Закон о банкротстве).
Согласно статье 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
Требования кредиторов, предусмотренные пунктами 1 - 6 настоящей статьи, рассматриваются судьей арбитражного суда единолично в течение месяца с даты истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока предъявления возражений относительно требований кредиторов.
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Сообщение временного управляющего о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 72 от 23.04.2011.
Соответственно требование уполномоченным органом заявлено в пределах тридцатидневного срока.
Налоговым кодексом Российской Федерации определены пресекательные сроки, в течение которых допускается обращение в суд для взыскания с налогоплательщика причитающейся суммы налогов.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения, указанного в требовании об уплате налогов.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса в отношении исков к юридическим лицам, исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания этих сумм.
Согласно разъяснений содержащихся в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", следует, что предъявление требования об уплате налога расценивается Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или в судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
В соответствии п. 22 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", указано, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В данном случае судом первой инстанции правомерно были проверены предельные сроки за обращением в суд про требованию уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, судебным приставом исполнителем Падунского отдела судебных приставов УФССП по Иркутской области возбуждены исполнительные производства на основании постановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/4 от 09.06.2004 - N 16481/7/04, N 15/04 от 20.01.2004 - N 5205/3/04, N 571 от 18.07.2005 - N 23030/7/2005, N 870 от 21.07.2006 - N 9109/695-7-2006.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа от 22.03.2007, от 22.03.2006, от 05.10.2004, от 05.10.2004 исполнительные производства N 9109/695-7-2006, N 23030/7/2005, N 5205/3/04, N 16481/7/04 окончены, исполнительные документы возвращены взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества, средств, дохода, на которое может быть обращено взыскание.
Частью 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Учитывая вышеизложенное, с момента возвращения постановлений Федеральной налоговой службы о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика вновь начинает течь шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Как следует из пояснений Федеральной налоговой службы повторно постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/04 от 09.06.2004, N 15/04 от 20.01.2004, N 571 от 18.07.2005, N 870 от 21.07.2006 в установленные частью 6 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки к исполнению в службу судебных приставов для принудительного исполнения не направлялись.
При таких, обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Федеральной налоговой службы пропущен срок предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/04 от 09.06.2004, N 15/04 от 20.01.2004, N 571 от 18.07.2005, N 870 от 21.07.2006, в судебном порядке за взысканием недоимки ФНС не обращалась.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, поскольку уполномоченным органом утрачена возможность принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, указанной в постановлениях о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 290/04 от 09.06.2004, N 15/04 от 20.01.2004, N 571 от 18.07.2005, N 870 от 21.07.2006, требование ФНС России в размере 235 674 руб. 65 коп., из них: 231 289 руб. 36 коп. - пени, 4 385 руб. 29 коп. - штраф, является необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о не применении письма Федеральной налоговой службы от 21.03.2006 N ММ-6-19/296@ является не состоятельным, так как указанное письмо не является нормативно-правовым актом.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, определение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2011 года по делу N А19-3774/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3774/2011
Должник: ОАО "Информационно-вычислительный центр"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N15 по Иркутской области, ООО "Наше дело"
Третье лицо: АКБ "Союз" (ОАО), Байкальский банк Сбербанка Российской Федерации, Братский межрайонный ОСП, Братский районный суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области, Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N15 по Иркутской области, НП СРО АУ "Континент", ОАО "ВостСибтранскомбанк", Управление Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Шабалова Елена Олеговна