г. Чита |
Дело N А10-2122/2011 |
23.09.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2011.
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2011
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: А. В. Стрелкова, Л. В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Горловой
при участии:
от истца: не явился, извещен (конверт от 30.08.11)
от Министерства обороны Российской Федерации: Завалишин Д.А. - представитель по доверенности N 2223А от 29.06.11
от третьего лица: не явился, извещен (уведомление от 30.08.11)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июля 2011 года по делу N А10-2122/2011 по иску ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" (ОГРН 1080326000270 ИНН 0326473500) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261), к Квартирно-эксплуатационой части Кяхтинского района (ОГРН 1020300716402 ИНН 0312002684), третье лицо: Муниципальное образование "Город Кяхта" (ОГРН 1020300716700 ИНН 0312002282) о взыскании 4 339 506 руб.,
принятое судьей Л. Ф. Салимзяновой,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" (далее - ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР", истец) обратилось с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, к Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района (далее - КЭЧ Кяхтинского района) с уточненным требованием о взыскании 4 339 506 руб. неосновательного обогащения, составляющее стоимость выполненных истцом работ по реконструкции котельных N N 44, 9, 321, 341 в военных городках г. Кяхта по актам о приемке выполненных работ формые КС-2 NN 1, 2, 3, 4, 9, 10, 13.
Арбитражный суд решением от 04 июля 2011 года исковые требования удовлетворил за счет Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, в иске к КЭЧ Кяхтинского района отказано.
Ответчик Министерство обороны РФ, не согласившись с указанным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку работы, стоимость которых предъявлена ко взысканию, проводились в период, когда право собственности на котельные было зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Кяхта". Последующее восстановление права собственности Российской Федерации на спорные котельные не свидетельствует о том, что ответчик в предусмотренном порядке одобрил объем и стоимость произведенных истцом работ.
Помимо этого ответчик полагает невозможным использовать в качестве доказательства объема и стоимости произведенных истцом работ экспертное заключение N 25/10 НЭС ООО "Компания БЭСТ", поскольку эксперты основывались только на визуальном обследовании и фотофиксации участков исследования, детальном (инструментальном) обследовании, а также рассмотрении и анализе материалов дела N А10-206/2008. Ответчик полагает, что эксперты должны были производить контрольные обмеры спорных работ, которые единственно позволяют достоверно установить объем и стоимость работ.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, указав на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, работы по реконструкции котельных N N 44, 9, 321, 341, расположенных в военных городках г.Кяхта, выполнены ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" в соответствии с соглашением от 15.09.2008 г., заключенным между МО " Город Кяхта" и ООО "НПО "Альмаир".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.12.2009 г. по делу N А10-2798/2009 соглашение на выполнение работ по реконструкции котельных и оказанию услуг от 15.09.2008 г., заключенное между муниципальным образованием "Город Кяхта" и ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР", признано недействительным; в удовлетворении иска ООО "НПО "АЛЬМАИР" к муниципальному образованию "Город Кяхта" о взыскании 29 713 621 руб. неосновательного обогащения отказано. В деле N А10-2798/2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовали: Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ и КЭЧ Кяхтинского района.
Решением суда от 25.12.2009 г. по делу N А10-2798/2009 установлены следующие обстоятельства.
05.02.2007 котельные N N 44, 9, 231, 341 в военных городках NN 3, 4, 6 в г.Кяхта были переданы КЭЧ Кяхтинского района в собственность муниципального образования "Город Кяхта" по акту приема-передачи (л.д.117-122, т.6). Передача имущества была произведена во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 28.12.2006 N434-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа, в собственность Муниципального образования "Город Кяхта" (л.д. 94-96, т.6). Право собственности Муниципального образования "Город Кяхта" на вышеуказанные котельные было зарегистрировано 11.05.2007.
15.09.2008 г. между МО "Город Кяхта" и ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" подписано соглашение на сумму 18 000 000 руб., согласно которому МО "Город Кяхта" (заказчик) заказывает реконструкцию и эксплуатацию, а ООО "НПО "АЛЬМАИР" (исполнитель) обязуется реконструировать и эксплуатировать комплекс теплотехнического оборудования котельных N 44, N 9, N 321, N 341 города Кяхта.
Соглашением от 17.11.2008 о завершении реконструкционных работ и оказанию услуг по соглашению от 15.09.2008 сумма произведенных работ определена на основании подписанных МО "Город Кяхта" актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы КС-3 в размере 25 653 386 руб.
17.11.2008 между МО "Город Кяхта" и ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" заключено концессионное соглашение о реконструкции котельных N N 44, 9, 231, 341 в течение 2008-2010 и эксплуатации комплекса теплотехнического оборудования котельных N 44, N 9, N 341 города Кяхта в период с момента государственной регистрации концессионного соглашения и до 17.11.2018 (л.д. 83-87, т.6). Концессионное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия 05.12.2008 г. под N12/006/2008-194. По передаточному акту от 17.11.2008 котельные переданы истцу (л.д.88, т.6).
19.05.2009 распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 28.12.2006 N 434-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Квартирно-эксплуатационной частью Кяхтинского района Сибирского военного округа, в собственность муниципального образования "Город Кяхта" признано утратившим силу с момента издания, о чем Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия вынесено распоряжение N195-р. Данным распоряжением с 28.12.2006 восстановлено право оперативного управления КЭЧ Кяхтинского района на имущество, переданное МО "Город Кяхта" во исполнение распоряжения N 434-р от 28.12.2006 (л.д.137-138, т.6).
Согласно акту приема-передачи от 14.08.2009 г. ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" возвратило котельные Администрации МО "Город Кяхта" (л.д.86-87, т.1), а МО "Город Кяхта" во исполнение распоряжения ТУ Росимущество в Республике Бурятия N 195-р передало имущество, в том числе котельные N 44, 341,231, 2 (9) г.Кяхта, расположенные в военных городках N 3, N 4, N6, КЭЧ Кяхтинского района по акту от 17.08.2009 г ( л.д.90-102 т.1).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.09.2009 по делу N А10- 3906/2009, встпуившем в законную силу 30.12.2009 концессионное соглашение от 17.11.2008 между МО "Город Кяхта" и ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" расторгнуто.
Право собственности на вышеуказанные котельные зарегистрировано за Российской Федерацией 06.12.2009. Котельная N 2, расположенная в военном городке N 6, в различных документах отражается как N 2, так и N 9. Спора об идентичности такого отражения между участниками дела не имеется.
ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" выполнило по заданию МО "Город Кяхта" в период с 15.09.2008 по 10.10.2008 ремонт котельных N 44, N 9, N 321, N 341. Соглашение от 15.09.2008 г., на основании которого истцом выполнялись работы по ремонту котельных, признано недействительным в силу ничтожности. Следовательно, работы по реконструкции котельных выполнены без установленных законом или сделкой оснований.
МО "Город Кяхта" передало в федеральную собственность котельные со всеми улучшениями безвозмездно. Следовательно, неосновательного обогащения на стороне МО "Город Кяхта" не возникло. В удовлетворении иска ООО "Научно-Производственное Объединение "АЛЬМАИР" к МО "Город Кяхта" по делу N А10-2798/2009 отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на котельные N 44 , N 2, N 231, N341, расположенные по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г.Кяхта, военные городки N 3, N 4, N 6, подтверждена свидетельствами о государственной регистрации права от 08.12.2009 г. NN 03-АА 555351, 03-АА 555352, 03- АА 555353, 03-АА 555354 (л.д.47-50, т. 1).
Основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации послужило постановление Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" N 3020-1 от 27.12.1991 г., согласно которому имущество Вооруженных Сил и других учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что неосновательное обогащение в виде результата работ по реконструкции котельных военных городков г.Кяхта возникло на стороне Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ помимо его воли.
Предметом иска является требование о взыскании стоимости выполненных:
демонтажных работ по актам приемки выполненных работ: N 1 от 05.10.2008 на сумму 2 119 948 руб. 21 коп. (котельная N9); N 2 от 05.10.2008 на сумму 3 317 326 руб. 55 коп. (котельная N 44); N 3 от 05.10.2008 на сумму 628 949 руб. 95 коп. (котельная N 231); N 4 от 05.10.2008 на сумму 1 898 042 руб. 06 коп. (котельная N341); N 10 от 10.10.2008 на сумму 21 032 руб. 77 коп. (котельная N 231);
пуско-наладочных работ по актам приемки выполненных работ: N 9 от 05.10.2008 на сумму 91 829 руб. 51 коп. (центральный тепловой пункт); N 13 от 10.10.2008 на сумму 528 886 руб. (электротехнические работы по котельным NN 341, 44, 9).
В материалах дела имеются выполненные в соответствии с определениями суда по делу N А10-206/2010 от 23.04.2010 и от 15.10.2010 Независимой экспертной службой ООО "Компания БЭСТ" экспертное заключение N 25/2010 и дополнительное экспертное заключение N 25/2010.
Согласно экспертному исследованию N 25/10 невозможно определить объемы и виды выполненных работ по указанным актам, кроме акта N 13, ввиду того, что данные работы относятся к демонтажным и актируемым. Актов освидетельствования скрытых работ, дефектных ведомостей, документов, подтверждающих выполнение работ, актов освидетельствования работ не представлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выполнение этих работ было технологически необходимо, так как приступить к реконструкции существующих котельных и монтажу оборудования возможно не иначе, как после проведения демонтажных работ. Проведение пуско-наладочных работ обусловлено технологически в целях ввода объектов в эксплуатацию.
Выполнение монтажных и общестроительных работ на котельных N 44, N 9, N 321, N 341 отражено и подтверждено актами приемки выполненных работ N N 5, 6, 7, 11, 12, 14, 16, 17 от 05.10.2008 и от 10.10.2008 ( л.д.46-144, т.3). МО "Город Кяхта", по заданию которой были проведены работы, подтвердило виды и объемы демонтажных и пусконаладочных работ, выполненных истцом.
Истец определил стоимость работ в соответствии с экспертным заключением N 25/10 в редакции дополнительного комплексного строительно-технического исследования N 25/10 в размере 4 339 506 руб. Согласно экспертному заключению стоимость работ с учетом заключения экспертов о неверном применении истцом индексов перевода цен, понижающих коэффициентов составляет по акту N 1 - 1 049 221 руб., N 2 - 1 135 728 руб., N 3 - 652 455 руб., N 4 - 7978 611 руб., N 9 - 97 266 руб., N 10 - 28 314 руб., N 13 - 578 911 руб. ( 435 314 руб. - объемы, установленные экспертами, 143 597 руб. (объемы пусконаладочных работ). В соответствии с пунктом 3.2.2 экспертного заключения N25/10, эксперты проводили не только предварительное (визуальное) обследование с соответствующей фотофиксацией, но и детальное (инструментальное) обследование.
В этой связи доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела достоверных данных, позволяющих установить объем и стоимость работ, подлежат отклонению. В опровержение представленным истцом доказательствам ответчик не произвел контрольный обмер и не представил доказательства возможности проведения в настоящее время контрольного обмера работ, на который он ссылается в своей апелляционной жалобе, несмотря на то, что как собственник имущества, имеет к нему свободный доступ. Ответчик также не представил каких-либо иных документально подтвержденных данных об ином объеме и стоимости спорных работ.
Доводы ответчика о том, что работы по улучшению имущества, произведенные без согласия собственника, не подлежат оплате, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены, поскольку сбережение денежных средств в размере стоимости работ по реконструкции котельных, являющихся собственностью Российской Федерации, произошло без установленных законом или сделкой оснований, является неосновательным и регулируется специальными нормами главы 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 1105 Гражданского кодекса РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства обороны являлась собственником имущества на момент проведения работ, размер неосновательного обогащения определяется стоимостью выполненных работ.
При вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции правомерно учтена позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанная в постановлении Президиума ВАС РФ N 2859/11 от 26.07.11по делу N А40-82583/09.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июля 2011 года по делу N А10-2122/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
А. В. Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2122/2011
Истец: ООО "НПО "Альмаир", ООО Научно-производственное объединение Альмаир
Ответчик: Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района, Кяхтинская квартирно-эксплуатационная часть района Сибирского военного округа, Министерство Обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны
Третье лицо: Администрация МО "Город Кяхта", МО город Кяхта