15 сентября 2011 г. |
Дело N А14-2284/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М. Б.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор: Лебедева Н.В., доверенность б/н от 05.10.2010 г.
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже: представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 по делу N А14-2284/2011 (судья Федосова С.С.), по заявлению открытого акционерного общества "ВЭКС" Воронежский экскаватор (ОГРН 1023601609503, ИНН 3662063336) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений NN 04603270013323 - 04603270013330 от 09.03.2011 г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ВЭКС" (далее - ОАО "ВЭКС", Общество) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - УПФР в г.Воронеже, Управление) о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений от 09.03.2011 г.. N N 04603270013323, 04603270013324, 04603270013325, 04603270013326, 04603270013327, 04603270013328, 04603270013329, 04603270013330, выставленных на списание денежных средств с открытого в Воронежском филиале открытого акционерного общества "Банк Москвы" расчетного счета N 40702810600940000443 в безакцептном порядке.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 (с учетом определения от 21.06.2011 об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что взыскание с Общества задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2010 года произведено в соответствии с нормами действующего законодательства.
Так, Управление полагает, что спорные платежи являются текущими и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве Общества.
Управление указывает на то, что Законом о банкротстве не установлено никакой иной специальной процедуры взыскания текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, помимо той, что предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В выставленных на счет Общества инкассовых поручениях была указана очередность платежа, а также период, за который производится взыскание задолженности, срок окончания отчетного периода, срок уплаты в соответствии со ст. 854, 855 ГК РФ, то есть содержат все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать взыскиваемые суммы как текущие.
В судебное заседание не явилось Управление, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Управления.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у ОАО "ВЭКС" задолженности на обязательное пенсионное и медицинское страхование 28.01.2011 г.. Управлением выставлено требование N 04603240003874 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010 г.. в общей сумме 754 051,16 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 606 386 руб. (559 527 руб. - на формирование страховой части пенсии, 46 859 руб. - на формирование накопительной части пенсии); на обязательное медицинское страхование в размере 93 990 руб. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 33 351 руб., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 60639 руб.); пени в сумме 46 471,97 руб., в том числе: на страховую часть пенсии - 42932,67 руб., на накопительную часть пенсии - 3539,3 руб., в ФФОМС - 2 555,97 руб., ТФОМС - 4647,22 руб.
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной задолженности, 09.03.2011 г.. УПФР в г.Воронеже Воронежской области вынесено решение N 046 032 11 ВД 0004608 о взыскании страховых взносов, пене, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
09.03.2011 г. на основании вышеназванного решения на расчетный счет Общества в Воронежском филиале ОАО "Банк Москвы" выставлены инкассовые поручения N N 04603270013323, 04603270013324, 04603270013325, 04603270013326, 04603270013327, 04603270013328, 04603270013329, 04603270013330 на общую сумму 754 051,16 руб.
Не согласившись с выставленными на основании решения инкассовыми поручениями, полагая, что в случае списания задолженности будет нарушена, установленная ст. 855 ГК РФ, очередность погашения текущих платежей, Общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявление требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исходя из положений ст.11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, плательщиком страховых взносов (ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В силу пп. 1 п. 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В силу статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с 01.01.2010 г. органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право бесспорного взыскания с плательщика неуплаченных в установленный срок сумм страховых взносов и пени, в том числе в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования.
Однако, в случае введения в отношении плательщика взносов процедур банкротства, приведенные положения законодательства подлежат применению с учетом ограничений и особенностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2006 г.. по делу N А14-13640-2004/79/7б ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2009 г.. конкурсным управляющим назначен Терентьев Д.В.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, действовавшей на момент признания заявителя банкротом) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что взысканные по спорным инкассовым поручениям платежи являются текущими, обязанность по их уплате возникла в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.
С 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" органам ПФР от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.
Следовательно, вопрос об исполнении Обществом обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться не Управлением в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Соответственно, обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возникшие в ходе конкурсного производства, в отличие от обязательств по уплате налогов, удовлетворяются вне очереди за счет конкурсной массы, однако в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам, установленной ст.855 ГК РФ.
Вместе с тем, из приведенного разъяснения (п.15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25) не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.
Приведенная правовая позиция применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отражена в постановлении ФАС Центрального округа от 15.03.2011 г. по делу N А68-6876/10-276/22.
Более того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, взыскание спорных сумм страховых взносов и пени в соответствии с рассматриваемыми инкассовыми поручениями привело к нарушению очередности, установленной ст.855 ГК РФ.
Так, по состоянию на 17.03.2011 г.. у Общества имеется не погашенная задолженность по заработной плате, не подтвержденная исполнительными документами в общей сумме 864 544,34 руб.
Также, у должника имеется непогашенная текущая задолженность по отчислениям в пенсионный фонд за период с 2006 по 2009 г.., 1,2,4 квартал 2010 г.. в общей сумме 25 729 925 руб.
В силу изложенного, взыскание Управлением в бесспорном порядке спорных сумм страховых взносов не соответствует вышеприведенным положениям законодательства о банкротстве и привело к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов.
С учетом того, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения законодательства о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ), то обстоятельство, что спорные платежи являются текущими, не свидетельствует о правомерности их бесспорного взыскания Управлением.
Доводы апелляционной жалобы Управления о том, что Законом о банкротстве не установлено никакой иной специальной процедуры взыскания текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, помимо той, что предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие положениям законодательства о банкротстве с учетом вышеприведенного толкования.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 по делу N А14-2284/2011 с учетом определения от 21.06.2011 об исправлении опечатки следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2011 по делу N А14-2284/2011 с учетом определения от 21.06.2011 об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Воронеже без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2284/2011
Истец: ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7045/12
22.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7045/12
08.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5079/11
15.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3915/11