г. Челябинск
22 сентября 2011 г. |
N 18АП-8670/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Мальцевой Т.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Касьяновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2011 по делу N А47-1988/2011 (судья Кофанова Н.А.).
В заседании принял участие представитель:
Прокуратуры Оренбургской области - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение ТО N 070919 от 25.02.2012).
первый заместитель прокурора Оренбургской области (далее - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее - ООО "Росгосстрах", ответчик 1) и Администрации муниципального образования Чапаевский сельсовет Новоорского района Оренбургской области (далее - Администрация, ответчик 2) о признании ничтожным договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств от 28.10.2010, заключенного между ответчиками и применении последствий недействительности (ничтожности) сделки, обязав ООО "Росгосстрах" возвратить страховую премию в сумме 2 261 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой обратилось ООО "Росгосстрах", просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, спорный договор заключен ответчиками в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает требований ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"). Заявитель указывает на правомерность заключения оспариваемого договора, поскольку в соответствии с п. 14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае не превышения суммы страховой премии предельного размера расчетов наличными деньгами, стороны вправе заключать сделки без проведения торгов.
Прокурор предоставил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 28.10.2010 между ООО "Росгосстрах" (страховщик) и Администрацией (страхователь) заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств ВАЗ-21074, государственный регистрационный знак Н 105 РЕ 56 (л.д. 11-12). Данный факт подтверждается полисом страхования транспортных средств серия ВВВ N 0523726205 (л.д. 13).
Срок действия договора с 08.11.2010 по 07.11.2011.
Страховая премия по договору составила 2 261 руб., которая оплачена Администрацией платежным поручением от 03.11.2010 N 4973 (л.д. 14).
Ссылаясь на то, что договор страхования в нарушение положений ФЗ "О защите конкуренции" и Закона N 94-ФЗ заключен сторонами без проведения открытого конкурса, Прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что заключение договора ОСАГО от 28.10.2010 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона не соответствует требованиям ФЗ "О защите конкуренции" и Закона N 94-ФЗ.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Администрация в силу п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическим лицом, а по своей организационно-правовой форме - учреждением.
Согласно ст. 48, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, и может от своего имени приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Финансирование расходов Администрации как бюджетного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах утвержденной сметы.
Таким образом, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ, ФЗ "О защите конкуренции" и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Статьей 18 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг, включая страхование ответственности, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
При этом согласно названной статье отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона осуществляется в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.
Таким образом, положения ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции" при указании на порядок заключения договоров об оказании финансовых услуг органам местного самоуправления (к которым для целей применения законодательства о защите конкуренции согласно ст. 4, п. 1 ст.18 названного Закона относятся и страховые услуги), отсылают к положениям Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Следовательно, специальные положения названного нормативного акта о порядке заключения договоров имеют приоритет по сравнению с аналогичными положениями ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Частью 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ установлены исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона для муниципальных нужд, согласно п. 14 которой, допускается размещение услуги у единственного исполнителя в случае размещения заказа на оказание услуг на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами среди юридических лиц в Российской Федерации по одной сделке (Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-у этот лимит установлен в размере 100 000 руб.).
Учитывая изложенного, из системного толкования перечисленных норм права следует, что поскольку ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ устанавливает исключения из общего правила обязательного проведения конкурса или аукциона при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд, данные исключения распространяются и на предусмотренные ч. 1 ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции" случаи отбора федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий финансовых организаций для оказания, в том числе, финансовых услуг по страхованию ответственности, поскольку установление данных исключений имеет целью оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в силу Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" подлежат государственному регулированию.
В соответствии со ст. 9 данного закона страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, а страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов. Установленные в соответствии с названным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, и страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Учитывая, что при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяются установленные в законодательном порядке тарифы, проведение конкурса или аукциона на право заключения договора страхования не может рассматриваться как соответствующее целям Федерального закона N 94-ФЗ, направленного в том числе на обеспечение эффективного использования средств бюджетов (ст.1).
Поскольку страховая премия по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств от 28.10.2010 в размере 2 261 руб. не превышает установленного указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У (в редакции указания от 28.04.2008 N 2003-У) предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, то проведение открытого конкурса или аукциона не требовалось.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает неправомерными, противоречащими перечисленным нормам материального права, вывод суда первой инстанции о том, что заключение Администрацией и ООО "Росгосстрах" договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств от 28.10.2010 без проведения открытого конкурса или аукциона противоречит нормам права, вследствие чего имеются основания для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Оренбургской области подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2011 по делу N А47-1988/2011 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала в Оренбургской области - удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействительным договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств от 28.10.2010 и применении последствий недействительности сделки отказать.
Взыскать с прокуратуры Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
М.Н. Хоронеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1988/2011
Истец: Прокуратура Оренбургской области
Ответчик: Администрация муниципального образования Чапаевский сельсовет, ООО "Росгосстрах", Оренбургский филиал общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Оренбургской области"
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8670/11