г. Санкт-Петербург |
|
22 сентября 2011 г. |
Дело N А26-2683/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей Е.В. Жиляевой, И.А. Сериковой,
при ведении протокола судебного заседания: С.Ю. Суюнчалиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12930/2011) ОАО "Ладэнсо"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 г.. по делу N А26-2683/2011 (судья А.Ю. Лазарев), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ОАО "Ладэнсо"
о взыскании 126 728 руб. 76 коп.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу "Ладэнсо" (186810, Республика Карелия, Питкярантский р-н, г. Питкяранта, ул. Горького, д. 15; ОГРН 1021000906453) (далее - Общество) о взыскании 126 728 руб. 76 коп. неустойки, начисленной в соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 5.4 договоров аренды лесного участка N N 77-з, 78-з, 79-з, 81-з от 22.12.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 06.06.2011 отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на положения п.п. 14 Правил заготовки древесины, утверждённых приказом Министерства от 16.07.2007 N 184, раздела IV Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах РФ, утверждённых приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155, согласно которым все вырубаемые деревья должны быть отмечены до начала проведения выборочной рубки.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
22.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П преобразовано в Министерство) (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка NN 77-з, 78-з, 79-з, 81-з (далее - Договоры), в соответствии с которыми Министерство предоставило Обществу во временное владение и пользование для заготовки древесины лесные участки (далее - лесные участки).
Пунктами 3.1, 3.4 Договоров установлено, что пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
На основании поданных в Министерство лесных деклараций Общество в течение 2009-2010 годов использовало лесные участки.
Общество согласно п. 4.4.2 Договора обязалось не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
При приемке лесосек 21.05.2010 лесничий Мороз О.В. выявил нарушение лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов, а именно оставление деревьев, подлежащих рубке - сухостой, а также оставление не вывезенной в установленный срок древесины, о чем составлены акты приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).
В соответствии с пп. "г" п. 5.4 Договора за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пп. "д" п. 5.4 Договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Претензионными письмами от 15.06.2010, 26.07.2010 Министерство предложило Обществу уплатить начисленную неустойку в общей сумме 126 728 руб. 76 коп.
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.10г. N 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Ссылаясь на то, что Обществом при заготовке и вывозке древесины было допущено нарушение лесохозяйственных требований, за совершение которого Договором установлена ответственность в виде неустойки, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании начисленных пеней.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.06г. N 200-ФЗ) также установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора.
При этом, исходя из положения п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться как законом, так и договором.
При таких обстоятельствах согласование сторонами в Договоре условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям ст. 422 Гражданского кодекса РФ.
Не оспаривая факта оставления недорубов погибших (сухостойных) деревьев, а также факта оставления не вывезенной в установленный срок древесины, Общество в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что оставленные деревья не были отмечены Обществом до начала проведения выборочной рубки, в связи с чем, по мнению Общества, не могут быть признаны недорубом по смыслу п. 5.4. Договора.
Апелляционный суд считает указанные доводы Общества необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с п. 41 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, при выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.
Кроме того, согласно пп. "д" ст. 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства от 16.07.2007 N 184, при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки).
Таким образом, погибшие сухостойные деревья на территории арендованного Обществом участка лесного фонда подлежали рубке в первую очередь в обязательном порядке и в полном объеме.
При этом, как обоснованно указало Общество в апелляционной жалобе, нанесение им отметок на названных деревьях является обязанностью Общества.
При таких обстоятельствах неисполнение Обществом названной выше обязанности не является основанием для освобождения его от ответственности за нарушение лесного законодательства и условий Договора и не ограничивает возможность по применению к нему мер ответственности.
Таким образом, сухостойные деревья предназначены для рубки в первую очередь в соответствии с санитарными нормами, независимо от того, отмечены они в рубку или нет.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает правомерным взыскание с Общества штрафов, предусмотренных пунктом 5.4. заключённого сторонами Договора.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2683/2011
Истец: ГУ Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО "Ладэнсо"
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12930/11