г. Пермь
12 августа 2010 г. |
Дело N А60-11794/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ОАО "Свердловэнергосбыт" - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от заинтересованного лица Отделения по г. Краснотурьинску Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Сабиров Н.А., удостоверение 66 N 0306, доверенность от 30.07.2010 г.. N 01-54/;
от третьего лица Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Отделения по г. Краснотурьинску Управления Федерального казначейства по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 мая 2010 года
по делу N А60-11794/2010,
принятое судьей Тимофеевой А.Д.,
по заявлению ОАО "Свердловэнергосбыт"
к Отделению по г. Краснотурьинску Управления Федерального казначейства по Свердловской области
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа,
установил:
ОАО "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области по возврату взыскателю исполнительного листа от 23.11.2009 г.. серии АС N 001032557, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-35032/2009 от 28.09.2009 г.. о взыскании долга с ФБУ "Исправительная колония N 3 ГУФСИН по Свердловской области", а также обязании заинтересованного лица исполнить требования исполнительного листа в части взыскания процентов, подлежащих начислению на сумму основного долга (т.е. по 30.12.2009 г..) исходя из ставки рефинансирования 10,5% годовых в размере 17 784,18 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2010 г.. заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными действия Отделения по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области по возврату взыскателю исполнительного листа от 23.11.2009 г.. серии АС N 001032557, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-35032/209 от 28.09.2009 г.. о взыскании долга с ФБУ "Исправительная колония N 3 ГУФСИН по Свердловской области". На Отделение по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области возложена обязанность по исполнению требований исполнительного листа от 23.11.2009 г.. серии АС N 001032557, выданного Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-35032/2009 от 28.09.2009 г.. о взыскании долга с ФБУ "Исправительная колония N 3 ГУФСИН по Свердловской области" в части взыскания процентов, подлежащих начислению на сумму основного долга - 628 601,26 руб. с 23.09.2009 г.. по день фактической оплаты долга (по 30.12.2009 г..) исходя из ставки рефинансирования 10,5% годовых, в размере 17 784,18 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Отделение по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что действия Отделения соответствуют требованиям бюджетного законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя. При этом ссылается на то, что в силу действующего бюджетного законодательства у органов Федерального казначейства отсутствуют полномочия производить расчеты сумм, подлежащих взысканию с должников-бюджетополучателей, взысканию подлежат только суммы, выраженные в валюте (денежных знаках) Российской Федерации.
Со ссылкой на определение ВАС РФ от 18.01.2010 г.. N ВАС-17765/2009 считает неправомерными выводы суда о необходимости руководствоваться правилами расчетов процентов за пользование чужими денежными средствами, установленными ст. 395 ГК РФ, также указывает, что распространение судом действия ст. 395 ГК РФ на процесс исполнения решения суда противоречит ч. 3 ст. 2 ГК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ОАО "Свердловэнергосбыт" представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств полно и всесторонне исследованных судом первой инстанции, а также подвергают сомнению обязательность исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист.
Заявитель и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.12.2009 г.. ОАО "Свердловэнергосбыт" (взыскатель) направило в Отделение по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области для исполнения исполнительный лист серии АС N 001032557, выданный 23.11.2009 г.. на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-35032/2009 о взыскании с ФБУ "Исправительная колония N 3 ГУФСИН по Свердловской области" 641 895,24 руб., в том числе 628 601,26руб. суммы основного долга 15 729,97 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, процентов на сумму 628 601,26 руб., подлежащих начислению с 23.09.2009 г.. по день фактической уплаты, с приложением заверенной копии решения суда и оригинала доверенности на лицо, подписавшее заявление.
Данный исполнительный лист был принят Отделением к исполнению и платежными поручениями N 433-436 от 30.12.2009 г.. перечислена на расчетный счет взыскателя сумма основного долга 628 601,26 руб., проценты - 13 293,98 руб., а также сумма расходов по уплате госпошлины - 15 729,97 рубля.
Письмом от 31.12.2009 г.. Отделение возвратило полностью исполненный в части взыскания исполнительный лист серии АС N 001032557, выданный 23.11.2009 г.. по делу N А60-35032/2009. Дополнительно заинтересованное лицо в письме указало, что иных сумм взыскания исполнительный лист не содержит (л.д. 17).
Поскольку заинтересованное лицо не исполнило требования исполнительного листа в части перечисления процентов, подлежащих начислению на сумму основного долга (628 601,26 руб.) с 23.09.2009 г.. по день фактической оплаты долга, т.е. по 30.12.2009 г.., то заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что поскольку исполнительный лист направлен взыскателем в Отделение в полном соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, оснований у заинтересованного лица для его неисполнения и возврата в арбитражный суд не имелось.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого действия недействительным.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г.. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.
Таким образом, вступившее 29.10.2009 г.. в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-35032/2009 и выданный на его основе исполнительный лист от серии АС N 001032557 от 23.11.2009 г.. обязательны для исполнения, в частности, Отделением по г. Краснотурьинску УФК по Свердловской области, в том числе и в части суммы процентов, подлежащих начислению на сумму основного долга (628 601,26 руб.) с 23.09.2009 г.. по день фактической уплаты долга (30.12.2009 г..).
В соответствии с п. 1 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исходя из смысла указанной правовой нормы правом на обращение в орган Федерального казначейства обладает, за исключением суда, именно взыскатель, при этом сообщаются реквизиты счета только взыскателя.
Согласно п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с исполнительным документом взыскатель или суд представляет в орган Федерального казначейства документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В соответствии с п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ к исполнительному документу, направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Как следует из материалов дела, все действия, предусмотренные вышеуказанными нормами, заявителем были совершены, исполнительный документ со всеми прилагающимися к нему документами представлен в Отделение, что последним не оспаривается.
Согласно п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исполнительный лист серии АС N 001032557 от 23.11.2009 г.. направлен взыскателем в Отделение в полном соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, данный исполнительный лист отвечает требованиям АПК РФ и ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", для возврата листа без исполнения в полном объеме оснований у Отделения в арбитражный суд не имелось.
Правила расчета процентов за пользования чужими денежными средствами установлены ст. 395 Гражданского кодекса РФ, а также Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 13, 14 от 08.10.1998 г..
Таким образом, обязательность исполнения исполнительного листа следует из положений ст. 16 АПК РФ, правила расчета процентов за пользования чужими денежными средствами установлены ст. 395 ГК РФ, а также Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 13, 14 от 08.10.1998 г..
Поскольку информацией о сроке погашения основного долга, в первую очередь, обладает орган, на который возложены обязанности по исполнению судебных актов, то и расчет суммы процентов, подлежащих взысканию с должника с 23.09.2009 г.. до момента фактической уплаты долга должен производить орган, исполняющий судебный акт, по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ и указанным выше Постановлением Пленумов.
Таким образом, Отделение после перечисления суммы основного долга обязано было произвести расчет процентов, подлежащих взысканию с должника по день фактической уплаты долга, и перечислить эту сумму взыскателю.
Довод заинтересованного лица о том, что расчет для исполнения исполнительного документа должен быть изложен в исполнительном листе только в твердой сумме, отклоняется, так как не основан на законе, поскольку нормативно подобного рода требование прямо законодательными актами не предусмотрено. Возврат исполнительного листа в арбитражный суд, не исполненного надлежащим образом, противоречит законодательству.
С учетом изложенного, оспариваемые действия Отделения являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, выводы суда в данной части обоснованны.
Довод заинтересованного лица о том, что организация исполнения исполнительного листа в части взыскания процентов, не указанных в твердой сумме в полномочия казначейства не входит, отклоняется, так как обязательность решений, а, следовательно, и исполнения исполнительных документов без каких-либо исключений предусмотрена как ст. 16 АПК РФ, так и Бюджетным кодексом РФ.
Ссылка апеллятора на то, что суд необоснованно не применил подлежащий применению п. 1 ст. 242.1 БК РФ, также необоснованна, поскольку указанные нормы не содержат каких-либо оговорок относительно отказа в исполнении требований исполнительных документов, регламентируют общие вопросы исполнения исполнительных документов, содержащих требования об обращении взыскания на средства федерального бюджета.
Ссылка Отделения на определение ВАС РФ от 18.01.2010 г.. N ВАС-17765/2009 является необоснованной, так как указанное определение было принято при рассмотрении иных обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым заметить, что фактически доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к оспариванию решения арбитражного суда, на основании которого выдан исполнительный лист, что противоречит положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе заинтересованным лицом уплате не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2010 г.. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11794/2010
Истец: ОАО "Свердловэнергосбыт"
Ответчик: Отделение по г. Краснотурьинску Управления федерального казначейства по Свердловской области
Третье лицо: ФБУ "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", ФКУ "Исправительная колония N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", УФК РФ по Свердловской области