г. Томск |
Дело N 07АП-6892/11 |
22 сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Миронов Е. А., письмо от 12.08.2011 года N 08142011
от ответчиков: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Заринского района Алтайского края, г. Заринск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 17 июня 2011 года по делу N А03-4112/2011 (судья Семенихина Н. И.)
по иску заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул
к Администрации Заринского района Алтайского края, г. Заринск
индивидуальному предпринимателю Чуприну Валерию Петровичу, ст. Голуха Заринского района Алтайского края
о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ
Заместитель прокурора Алтайского края (далее по тексту - Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации Заринского района Алтайского края (далее по тексту - Администрация) и индивидуальному предпринимателю Чуприну Валерию Петровичу (далее по тексту - ИП Чуприн В. П., предприниматель) о признании договора на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным маршрутным транспортом общего пользования (автобусами) от 24.12.2010 года недействительным.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17 июня 2011 года иск удовлетворён.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 июня 2011 года отменить и производство по делу прекратить, поскольку установленный по оспариваемому договору маршрут относится к категории межмуниципального, следовательно, администрация района в соответствии с положениями Закона Алтайского края "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" не обязано проводить конкурс перед заключением договора. Кроме того, при заключении оспариваемого истцом договора ответчиками не нарушены нормы Федерального закона "О защите конкуренции".
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению, так как заключенный между ответчиками договор на услуги по перевозке пассажиров и багажа является недействительной (ничтожной) сделкой.
Письменный отзыв истца приобщен к материалам дела.
ИП Чуприн В. П. отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представил.
Ответчики, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 июня 2011 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.12.2010 года между администрацией Заринского района Алтайского края (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Чуприным Валерием Петровичем (исполнитель) заключен договора на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным маршрутным транспортом общего пользования (автобусами), согласно которому Администрация организует транспортное обслуживание населения, а перевозчик выполняет коммерческие перевозки по маршруту регулярного сообщения: с. Голуха - с. Сосновка - ст. Смазнево - пос. Авдеевская база - г. Заринск N 107А на срок с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.
Полагая данную сделку не соответствующей требованиям статьи 168 Гражданского кодекса РФ, статьям 15, 16 Федерального закона "О защите конкуренции", статье 5 Закона Алтайского края "Об организации транспортного обслуживания на территории Алтайского края", Прокурор обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Прокурором исковых требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушений.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из основных задач по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов.
При этом пункт 1 статьи 6 указанного закона не относит к исключительной компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта. Согласно пункту 3 данной статьи субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В пределах компетенции Алтайским краевым Законодательным Собранием 12.09.2007 года принят закон Алтайского края N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Алтайского края".
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона организация транспортного обслуживания населения на маршрутах общего пользования на территории Алтайского края осуществляется: администрацией муниципального образования - на муниципальных маршрутах; уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере организации транспортного обслуживания населения - на межмуниципальных маршрутах, а также на маршрутах между субъектами Российской Федерации (в пределах территории Алтайского края).
Пунктом 4 вышеназванной статьи установлено, что право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту предоставляется на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Понятие муниципального и межмуниципального маршрутов содержится в статье 2 указанного закона, при этом муниципальный маршрут законодатель определяет как маршрут автомобильного маршрутного транспорта общего пользования, пролегающий в границах территории поселения, городского округа или между поселениями в границах одного муниципального района; межмуниципальный маршрут - маршрут автомобильного маршрутного транспорта общего пользования, пролегающий в границах территории Алтайского края, выходящий за границы одного муниципального района (городского округа).
Правовой статус и границы муниципального образования Заринский район регламентированы Законом Алтайского края от 01.02.2007 года N 7-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Заринского района Алтайского края", в соответствии со статьей 2 которого муниципальное образование Заринский район Алтайского края наделен статусом муниципального района с административным центром в городе Заринске, что согласуется с принципами установления границ муниципальных образований, закрепленными в ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следовательно, поскольку город Заринск расположен на территории муниципального образования Заринский район, маршрут: с. Голуха - с. Сосновка - ст. Смазнево - пос. Авдеевская база - г. Заринск N 107А пролегает в границах одного муниципального района и является муниципальным маршрутом.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 6 статьи 5 Устава муниципального образования Заринский район Алтайского края установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Положения об организации пассажирских перевозок на муниципальной маршрутной сети Заринского района, утвержденного решением Заринского Совета народных депутатов от 16.12.2008 года N 84 осуществление перевозок пассажиров муниципальным маршрутом осуществляется на основе конкурса и договора, заключенного между перевозчиком и администрацией района по результатам конкурса.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, устранению конкуренции.
Статья 16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что конкурс на размещение заказов по перевозке населения по маршруту : с. Голуха - с. Сосновка - ст. Смазнево - пос. Авдеевская база - г. Заринск N 107А не проводился. Доказательств обратного Администрацией в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договора между администрацией Заринского района и индивидуальным предпринимателем Чуприным В. П. в отсутствие конкурса направлено на ограничение доступа на рынок услуг по перевозке пассажиров иных хозяйствующих субъектов, а также на создание преимущественных условий в осуществлении данной деятельности индивидуальному предпринимателю, что является недопустимым в силу положений статей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, правильно признал заключенный между администрацией Заринского района Алтайского края и индивидуальным предпринимателем Фреем Г.Г. договор на услуги по перевозке пассажиров и багажа от 24.12.2010 года недействительной (ничтожной) сделкой.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 июня 2011 года по делу N А03-4112/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4112/2011
Истец: Прокуратура Алтайского края, Прокуратура Алтайского края в лице заместителя прокурора
Ответчик: Администрация Заринского района АК, Администрация Заринского района Алтайского края, Чуприн Валерий Петрович
Третье лицо: Прокуратура Томской области
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6892/11