город Омск
23 сентября 2011 г. |
Дело N А81-684/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карасиковой Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УралСеверПроект" (регистрационный номер 08АП-6412/2011) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2011 года по делу N А81-684/2011 (судья Корнелюк Е.С.) по исковому заявлению муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" (ИНН 8905027532, ОГРН 1028900704953) к обществу с ограниченной ответственностью "УралСеверПроект" (ИНН 7453142694, ОГРН 1057424516126) о расторжении муниципального контракта от 25.01.2007 N 11пр/07 и взыскании 5 346 790 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "УралСеверПроект" - не явился, извещено;
от муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" - не явился, извещено,
установил:
Муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" (далее - МУ "Дирекция муниципального заказа") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УралСеверПроект" (далее - ООО "УСП") о расторжении муниципального контракта на выполнение проектно-изыскательских работ с экспертным сопровождением проекта на строительство объекта "Спортивный комплекс в Общественном центре 3 жилого района в г. Ноябрьск" от 25.01.2007 N 11пр/07, взыскании суммы договорной неустойки в размере 4 070 312,00 руб., убытков в размере 1 115 153 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 161 325 руб.
Встречное исковое заявление ООО "УСП" возвращено заявителю определением суда от 14.06.2011.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2011 года по делу N А81-684/2011 муниципальный контракт от 25.01.2007 N 11пр/07, заключенный между МУ "Дирекция муниципального заказа" и ООО "УСП", расторгнут. С ООО "УСП" в пользу МУ "Дирекция муниципального заказа" взыскан выплаченный по муниципальному контракту от 25.01.2007 N 11пр/07 аванс в размере 1 115 153 руб. 00 коп., неустойка за неисполнение обязательств по муниципальному контракту от 25.01.2007 N 11пр/07 в размере 400 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 52 927 руб. 32 коп. В удовлетворении заявленных исковых требований в оставшейся части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УСП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что исковые требования основаны на утверждении истца, что ООО "УСП" не исполнило обязательства по муниципальному контракту от 25.01.2007 N 11 пр/07 и не передало истцу проектную документацию, являющуюся объектом муниципального контракта. Между тем, суд не исследовал обстоятельства выполнения работ по муниципальному контракту, не дал оценку тому обстоятельству, что проектная документация в полном объеме была передана истцу 07.07.2009, более того 15.09.2009 истец передал проектную документацию в ГУ ЯНАО Управление государственной экспертизы для проведения государственной экспертизы проектной документации.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу МУ "Дирекция муниципального заказа" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", отсутствие в судебном заседании лиц, извещённых надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в части исковых требований МУ "Дирекция муниципального заказа", которые судом первой инстанции удовлетворены.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.01.2007 на основании протокола от 22.01.2007 N 400/1-К рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе между истцом МУ "Дирекция муниципального заказа" (заказчик) и ООО "УСП" (исполнитель) по результатам торгов, которые признаны не состоявшимися, заключен муниципальный контракт N 11пр/07, по которому исполнитель обязался по заданию и за счет заказчика выполнить проектно-изыскательные работы, в том числе инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, с разработкой соответствующей проектно-сметной документации - рабочего проекта на строительство объекта "Спортивный комплекс в Общественном центре 3 жилого района в г. Ноябрьске", в соответствии с заданием на проектирование, а также выполнить экспертное сопровождение - получить положительное заключение в органах государственной вневедомственной экспертизы ЯНАО и экологической экспертизы ЯНАО, подтверждение пригодности вышеуказанной документации экспертными (надзорными) органами МО г. Ноябрьск (Госпожнадзор, Роспотребнадзор, АНО "Ямалэнергонадзорсервис") для производства работ.
Заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить надлежаще выполненные работы (этапы работ), в соответствии с условиями настоящего контракта.
В пунктах 3.1, 3.2 контракта срок выполнения работ установлен с 01.02.2007 по 16.07.2007. Дополнительным соглашением от 14.06.2007 N 1 срок выполнения работ по контракту продлен до 31.01.2009.
Срок действия контракта установлен до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 9.4 контракта).
Цена контракта определена в размере 5 575 765 руб. (пункт 4.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.3 контракта оплата за последующие этапы работ производится в течении 30 календарных дней с момента предъявления заказчику оригинала счета-фактуры и акта о приемке выполненных работ, но не более 80% от суммы контракта, окончательный расчет производится после получения положительного заключения государственной и экологической экспертизы ЯНАО и подтверждения экспертными (надзорными) органами пригодности проектной документации.
Согласно пункту 4.2 аванс в сумме 1 115 153 руб. (20%) перечислен ответчику платежным поручением 25.12.2007 N 112580.
Как указывает истец, предусмотренные условиями контракта обязательства ответчиком не исполнены. Проектные работы выполняются ответчиком крайне медленно и с ненадлежащим качеством, проектная документация в полном объеме не передана истцу, а к имеющимся частям проекта существует значительное количество замечаний.
В период действия муниципального контракта истец неоднократно направлял в адрес ответчика претензии и письма о необходимости исполнения обязательств.
Переписка сторон представлена в материалы дела.
Учитывая, что срок исполнения обязательств ответчиком значительно нарушен, исполнение обязательств по контракту утратило интерес для истца.
30.12.2010 истцом в адрес ответчика направлено уведомление об отказе от исполнения контракта (л.д. 12-13).
Истец направил ответчику претензию от 20.01.2011 N 158, к которой потребовал подписать дополнительное соглашение о расторжении муниципального контракта от 25.01.2007 N11пр/07; перечислить на расчетный счет МУ "Дирекции муниципального заказа" сумму договорной неустойки в размере 4 070 312 руб. и сумму убытков, причиненных в связи с неисполнением обязательств по муниципальному контракту в сумме 1 115 153 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 161 325,00 руб.
Ответ на претензию истец просил направить в свой адрес в срок, предусмотренный контрактом, то есть в течение 15 календарных дней (пункт 9.2. контракта - л.д. 17).
Претензия и соглашение о расторжении контракта получены ответчиком 22.02.2011, что подтверждается представленными в материалы дела оригиналами описи вложения и почтовым уведомлением о вручении и также не оспаривается ответчиком по существу.
Заявленные истцом требования оставлены ответчиком без исполнения.
Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения МУ "Дирекция муниципального заказа" о расторжении муниципального контракта, взыскании убытков в виде перечисленного аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и взыскании неустойки за нарушение срока производства работ по муниципальному контракту.
В силу пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что при рассмотрении настоящего спора подлежат применению положения параграфов 1, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде.
Согласно статье 763 ГК РФ проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По условиям муниципального контракта от 25.01.2007 N 11пр/07 (в редакции дополнительного соглашения от 14.06.2007 N 1) порученные ему работы ответчик должен был выполнить до 31.01.2009.
Указав, что срок выполнения работ по договору подряда относится к одному из существенных условий договора подряда, которое было нарушено ответчиком, предложение о расторжении муниципального контракта от 25.01.2007 истец ответчику направлял (претензия от 20.01.2011 N 158), руководствуясь пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пункты 1, 2 статьи 450, пунктом 2 статьи 452 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное ответчиком нарушение сроков выполнения работ является существенным, в связи с чем удовлетворил требование истца о расторжении муниципального контракта.
В настоящем деле МУ "Дирекция муниципального заказа" также заявлено о взыскании убытков в размере 1 115 153 руб. 00 коп., составляющих стоимость неотработанного аванса по муниципальному контракту.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2000 года N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
Так, положения пункта 4 статьи 453 ГК РФ и пункта 3 статьи 715 ГК РФ не исключают возможности истребовать в качестве неосновательного обогащения полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала. При ином подходе на стороне ответчика имела бы место необоснованная выгода.
Получатель средств, уклоняясь от их возврата, несмотря на отпадение основания для удержания, должен рассматриваться как лицо, неосновательно удерживающее средства.
Поскольку факт перечисления аванса в сумме 1 115 153 руб. подтверждается платежным поручением 25.12.2007 N 112580, доказательств выполнения работ на указанную сумму не представлено, суд первой инстанции посчитал ответчика лицом, неосновательно удерживающим денежные средства истца в размере 1 115 153 руб. 00 коп., и удовлетворил исковые требования МУ "Дирекция муниципального заказа" в этой части в полном объеме.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе ООО "УСП" указывает, что суд не исследовал обстоятельства выполнения работ по муниципальному контракту, не дал оценку тому, что проектная документация в полном объеме была передана истцу 07.07.2009. Более того, 15.09.2009 истец передал проектную документацию в ГУ ЯНАО Управление государственной экспертизы для проведения государственной экспертизы проектной документации.
При оценке доводов подателя жалобы судом апелляционной инстанции принято во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия.
Акт и накладная от 07.07.2009, которые, по утверждению ответчика, свидетельствуют о передаче истцу проектной документации, суду первой инстанции представлены не были. Не приложены указанные документы и к апелляционной жалобе.
Ссылка подателя жалобы на представление документов в подтверждение факта выполнения работ в арбитражном деле N А81-2524/2010 не является основанием для оценки соответствующих обстоятельств в данном споре в отсутствие этих документов.
Более того, в арбитражном деле N А81-2524/2010 по иску ООО "УСП" к МУ "Дирекция муниципального заказа" о взыскании убытков в размере 3 345 459 рублей установлено, что доказательства согласования проекта проектно-сметной документации, выполненной на сумму 3 345 459 рублей, истец в материалы дела не представил.
Отсутствие своевременного представления доказательств в материалы настоящего дела, касающихся факта надлежащего выполнения работ, расценивается судом апелляционной инстанции в качестве злоупотребления ответчиком предоставленными законом процессуальными правами.
Негативные последствия, наступление которых законодатель связывает со злоупотреблением процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ), для ООО "УСП" следуют в рассмотрении дела по представленным в материалах дела доказательствам.
Ничем не подтвержденные доводы подателя жалобы в основу судебного акта положены быть не могут.
Тот факт, что 15.09.2009 истец передал проектную документацию в ГУ ЯНАО Управление государственной экспертизы для проведения государственной экспертизы проектной документации, в отсутствие надлежащих документов о приемке работ правового здания не имеет, достаточным доказательством выполнения ответчиком для истца работ на заявленную сумму, имеющих потребительскую ценность, не является.
Анализ представленной истцом переписки (т. 1 л.д. 31-49) свидетельствует о том, что работы надлежащим образом ответчик не выполнил. В связи с чем, приемка результат работ не состоялась.
Так, письмом от 21.11.2007 N 3050 истец возвратил истцу представленную на согласование посадку здания спортивного комплекса, указав, что посадку здания и благоустройство территории необходимо выполнить в границах земельного участка.
В письмах от 24.01.2008 N 19, от 04.02.2008 N 99, от 11.07.2008 N 1709 истец направлял ответчику замечания к рабочим чертежам шифр 14-10-07 по объекту "Спортивный комплекс в общественном центре 3-го жилого района г. Ноябрьск".
По результатам рассмотрения рабочего проекта "Спортивный комплекс в общественном центре 3-го жилого района г. Ноябрьск" Управление по физической культуре и спорту администрации города Ноябрьска сообщило истцу о том, представленный проект не отвечает экономической целесообразности намечаемого строительства, в нем приняты необоснованные объемно-планировочные решения и габариты здания и помещений, не в полной мере отражено наличие проектных решений по обеспечению условий для маломобильной группы населения и пр. (письмо от 13.02.2009 N 141 - т. 1 л.д. 36)
В письме от 08.07.2009 N 1842 для направления проекта на рассмотрение в ГУ ЯНАО "Управление государственной экспертизы проектной документации" истец предложил истцу представить недостающие рабочие чертежа (раздел КЖ - листы 1, 71, 72; раздел АР - лист 39; откорректированные раздел АЭП, ЭО, ЭМ, ОВ, СС, ПС, ВК).
В письме от 21.09.2009 N 2835 истец повторно указал на отсутствие в откорректированной документации рабочего проекта ряда разделов, просил предоставить недостающие разделы проекта в электронном виде.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Как указано в пункте 1 статьи 721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Таким образом, оплате подлежат только работы, выполненные подрядчиком в полном объеме и надлежащего качества.
Сам факт передачи проектной документации как 07.07.2009, так и 15.09.2009 не является единственным и достаточным основанием считать обязательства подрядчика исполненными надлежащим образом.
После получения проектной документации заказчик выявил недостатки и предъявил требование об их устранении (письмо от 21.09.2009 N 2835).
Однако сведений об устранении указанных заказчиком замечаний по объему и качеству предъявленных работ в материалы дела не представлено.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что, в отсутствие оснований считать, что выявленные истцом замечания ответчиком устранены, потребительскую ценность для истца заявленных к оплате работ податель жалобы не доказал.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы ООО "УСП" о выполнении им работ на сумму перечисленного истцом аванса отклонены судом апелляционной инстанции как необоснованные.
В связи с нарушением сроков выполнения работ истец заявил о взыскании с ответчика договорной неустойки в размере 4 070 312 руб. за период с 01.02.2009 по 31.01.2011, начисленной на основании пунктов 3.1, 7.1 контракта.
Согласно пункту 7.1 муниципального контракта, за невыполнение работ в срок, установленный контрактом для этих работ, по своей вине Исполнитель уплачивает Заказчику штрафную неустойку в размере 0,1% от суммы стоимости работ (этапов работ), в отношении сроков, выполнение которых допущено нарушение.
Поскольку нарушение срока производства работ судом установлено, требование о взыскании неустойки за нарушение срока производства работ заявлено обоснованно.
Вместе с тем, учитывая компенсационный характер неустойки, стоимость производства работ по контракту (5 575 765,00 руб.), высокий процент неустойки (0,1 %) более чем в 4 раза превышающий ставку рефинансирования ЦБ РФ на день вынесения решения, продолжительный период времени, когда истец не обращался в суд за взысканием неустойки (около двух лет с момента, когда работы должны были быть выполненными по контракту) и значительный размер начисленной неустойки (4 070 312,00 руб.), приближающийся по значению к цене работ по контракту, суд первой инстанции пришел к выводу о явной несоразмерности начисленной неустойки последствия нарушения обязательства и по правилам статьи 333 ГК РФ уменьшил неустойку до суммы 400 000 руб.
Против взыскания с него неустойки в указанном размере податель жалобы суду апелляционной инстанции доводов не привел. Возражений относительно применения статьи 333 ГК РФ истец, со своей стороны, не представил.
В связи с чем, оснований для переоценки выводов суда в части взыскания с ответчика в пользу истца 400 000 руб. неустойки судом апелляционной инстанции не установлено.
Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 161 325,00 руб. по правилам статьи 395 ГК РФ, начисленных МУ "Дирекция муниципального заказа" на сумму убытков, суд первой инстанции посчитал необоснованным. И проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), и убытки (статья 15 ГК РФ) являются определенными видами ответственности за нарушение обязательств и по смыслу пункта 2 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются на подлежащие взысканию убытки. Кроме того, в связи с тем, что спорный муниципальный контракт подлежит расторжению по решению суда, то неосновательное обогащение на стороне ответчика возникнет только с момента вступления решения суда по данному делу в законную силу.
Возражений относительно отказа в удовлетворении иска в этой части истец суду апелляционной инстанции не заявил.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ООО "УСП" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2011 года по делу N А81-684/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-684/2011
Истец: "Дирекция муниципального заказа"
Ответчик: ООО "УралСеверПроект"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6412/11