г. Чита |
Дело N А78-3712/2011 |
"21" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Паньковой Н.М., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июля 2011 года, принятое по делу N А78-3712/2011 по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения "Новопавловская участковая больница Петровск-Забайкальского района" к Межрайонной ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю об обязании возвратить излишне уплаченный ЕСН в ФСС в размере 115 758,01 руб.,
(суд первой инстанции - Д.Е. Минашкин),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Новопавловская участковая больница Петровск-Забайкальского района" (ОГРН 1067538005193, ИНН 7531004503, место нахождения: 673030, Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, пгт. Новопавловка, ул. Декабристов, 2А, далее - учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047523000470, ИНН 753801001, место нахождения: 673204, Забайкальский край, Хилокский р-н, Хилок г., Калинина ул, 9, далее - налоговый орган) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю произвести необходимые действия по возврату МУЗ "Новопавловская УБ Петровск-Забайкальского района" за счет средств соответствующего бюджета излишне уплаченную сумму единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в размере 115 758,01 руб.
Решением от 28 июля 2011 г.. суд первой инстанции заявленные МУЗ "Новопавловская УБ Петровск-Забайкальского района" требования удовлетворил. Обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю, зарегистрированную в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047523000470, место нахождения: 673204, Забайкальский край, Хилокский р-н, г. Хилок, ул. Калинина, 9, ИНН 7538000018, произвести необходимые действия по возврату МУЗ "Новопавловская УБ Петровск-Забайкальского района" излишне уплаченной суммы единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, в размере 115 758,01 руб., за счет средств соответствующего бюджета. В обоснование суд указал, что за учреждением числится переплата по ЕСН в ФСС в сумме 115 758,01 руб., не связанная со страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и которая образовалась за счет переплаты по единому социальному налогу, о чём свидетельствуют расчетные ведомости по средствам ФСС РФ формы 4-ФСС за 2008-2009 г.г. с отметками компетентных органов, в совокупности с показателями налоговых деклараций по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц за указанные периоды, а также акты сверок заявителя с налоговым органом N N 4117 от 06.12.2010 г. , 4729 от 27.06.2011 г., подписанные без разногласий, справки Фонда социального страхования, а соответствующих доказательств возврата либо зачета указанной переплаты в деле не имеется. Инспекцией неправомерно отказано в возврате указанной суммы ЕСН в ФСС заявителю, а довод налогового органа о том, что переплаты в денежном выражении не было, не может быть принят во внимание, так как с учетом вышеприведенных норм закона расходы на цели обязательного социального страхования уменьшают ЕСН, подлежащий уплате в Фонд социального страхования, а потому, при их превышении над размером обязательства учреждения перед бюджетом, могут формировать соответствующую переплату по налогу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного Суда Забайкальского края от 28.07.2011 г. по делу N А78-3712/2011 отменить. Требования МУЗ "Новопавловская участковая больница Петровск-Забайкальского района", изложенные в исковом заявлении, оставить без удовлетворения. Полагает, что возврату налогоплательщику в предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядке подлежит лишь та сумма налога, которая излишне внесена им в денежной форме в соответствующий бюджет (внебюджетный, фонд). Возврат переплаты по налогам, возникшей по иным основаниям, налоговым законодательством не предусмотрен.
На апелляционную жалобу поступил отзыв учреждения, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что факт наличия переплаты подтверждается материалами дела, что не отрицается и самим налоговым органом.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.08.2011 г..
Учреждение в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200040652770 от 26.08.2011 г. Поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя учреждения от 09.09.2011 г. N 346.
Налоговый орган в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200040652763 от 25.08.2011 г.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Новопавловская участковая больница Петровск-Забайкальского района" зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1067538005193, место нахождения: 673030, Забайкальский край, Петровск-Забайкальский р-н, пгт Новопавловка, ул. Декабристов, 2А, ИНН 7531004503 (л.д.19-27).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю зарегистрирована в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1047523000470, место нахождения: 673204, Забайкальский край, Хилокский р-н, г. Хилок, ул. Калинина, 9, ИНН 7538000018.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, учреждение 15.03.2010 г.. обратилось в налоговый орган с заявлением, в котором просило вернуть переплату по ЕСН в ФСС (БК-18210909020071000110) в сумме 115 293,46 на свой счет, а по заявлениям от 07.07.2010 г.. и от 07.12.2010 г.. - в суммах 115 293,06 руб. и 115 758,01 руб. соответственно (т.1 л.д.42, 44, 75).
Налоговый орган своими решениями от 01.04.2010 г.. N 2559 (л.д.45) и от 20.07.2010 г.. N 2829 (л.д.74) отказал учреждению в возврате истребованной переплаты с указанием на то, что превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования над суммой начисленного им налога, возмещается ФСС РФ, а налоговыми органами возврат (зачет) излишне уплаченных сумм ЕСН в ФСС производится только в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении.
Учреждение, не согласившись с таким подходом налогового органа, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об обязании налогового органа произвести необходимые действия по возврату 115758,01 руб. излишне уплаченной суммы единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1-3, 6-9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г.) сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01 января 2010 года глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и с этого момента ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, уплачиваемыми в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемыми в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 38 указанного Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 г.. права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Следовательно, суммы излишне уплаченного до указанного момента единого социального налога подлежат возврату или зачету в счет иных налогов, погашения недоимки по иным налогам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения в порядке статьи 78 НК РФ, а потому разрешение соответствующих вопросов в этой связи входит в компетенцию налоговых органов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из материалов дела следует, что за учреждением числится переплата по ЕСН в ФСС в сумме 115758,01 руб., не связанная со страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и которая образовалась за счет переплаты по единому социальному налогу, о чем свидетельствуют расчетные ведомости по средствам ФСС РФ формы 4-ФСС за 2008-2009 г.г. с отметками компетентных органов, в совокупности с показателями налоговых деклараций по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц за указанные периоды, а также акты сверок учреждения с налоговым органом N N 4117 от 06.12.2010 г. (л.д.43), 4729 от 27.06.2011 г. (л.д.68 оборот листа), подписанные без разногласий, справки Фонда социального страхования, а соответствующих доказательств возврата либо зачета указанной переплаты в материалах дела не имеется (л.д. 38-41, 43-44, 46, 67, 68, 69-73, 77).
Исходя из указанного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для обязания налогового органа произвести возврат переплаты по ЕСН, отклонив довод налогового органа о том, переплаты в денежном выражении не было, так как расходы на цели обязательного социального страхования уменьшают ЕСН, подлежащий уплате в Фонд социального страхования, а потому, при их превышении над размером обязательства учреждения перед бюджетом, могут формировать соответствующую переплату по налогу.
Доводы налогового органа о том, что у учреждения отсутствует переплата в результате уплаты налога, то есть в денежном выражении, апелляционным судом отклоняется в связи с вышеизложенным, а также в связи со следующим. Из обстоятельств дела следует, что учреждением производилась уплата ЕСН в размерах больших, чем подлежало уплате (так как не были учтены указанные расходы), доказательств неуплаты ЕСН в задекларированных суммах налоговым органом в материалы дела не представлено, из представленных актов сверки следует, что задолженности у учреждения не имеется, следовательно, сумма ЕСН, уплаченная в большем размере, чем следовало, подлежит возврату учреждению.
Доводы налогового органа о том, что учреждением в материалы дела не представлено платежных документов и иных документов, свидетельствующих об уплате налога, апелляционным судом отклоняется по следующим мотивам. Налоговый орган, заявляя данный довод, вместе с тем не оспаривает того, что учреждением исчисленный им в декларациях ЕСН в бюджет уплачивался, отсутствие недоимки подтверждается актами сверки.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на выводы суда апелляционной инстанции, налоговым органом не заявлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июля 2011 года по делу N А78-3712/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Н.М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3712/2011
Истец: МУЗ "Новопавловская участковая больница Петровск-Забайкальского района"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N8 по Забайкальскому краю