22 сентября 2011 г. |
Дело N А65-15474/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.09.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2011 по делу N А65-15474/2011 (судья Хабибуллин Р.Ф.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества "Торговый дом "Техстрой" (ИНН 1660140359, ОГРН 1101690030122), Республика Татарстан, г.Казань,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Техстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.06.2011 N 359В/2011П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. (т.1 л.д.2-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2011 по делу N А65-15474/2011 заявленные требования удовлетворены (т.1, л.д.121-124).
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2, л.д.3-6).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда от 05.08.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проверки было выявлено, что ЗАО "ТД "Техстрой" в нарушение п.2.2, п.2.4 Положения N 258-П "О порядке предоставления резидентами, уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) не представлена справка о подтверждающих документах по ПС N 10080001/0323/0023/1/0 одновременно с товарными накладными N 748, N 749 от 20.08.2010 в установленный законом срок.
По факту выявленного нарушения был составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2011 N 11-06-04-44/3057, на основании которого управлением вынесено постановление о назначении административного наказания от 16.06.2011 N 359В/2011П в соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. (т.1,л.д.74-90).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно п.2 ч.3 ст.23 Закона порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
П.1 и 2 ч.2 ст.24 Закона устанавливают следующие требования - резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст.23 настоящего Федерального закона;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно п.2.1 Положения N 258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в п.2.2 Положения, является формой учета по валютным операциям.
В соответствии с п.2.4 Положения N 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п.2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.15.25 КоАП Российской Федерации несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, на дату осуществления спорных валютных операции инструкция Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И (далее - Инструкция) и положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение) действовали в редакциях, в соответствии с которыми оформление паспорта сделки требовалось, а Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П применялось в отношении валютных операций между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышала в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта (п.3.2 Инструкции, п.1.2 Положения).
В случае, если невозможно определить точную сумму контракта (кредитного договора) в графе 5 раздела 3 указывается ориентировочная сумма контракта (кредитного договора), определяемая резидентом самостоятельно исходя из известных ему на дату оформления ПС сведений, а при невозможности ее определения в графе 5 раздела 3 проставляется символ б/с (п.5 "Порядка заполнения ПС" приложения N 4 к Инструкции N 117-И).
Однако 29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - указанием N 2556-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2011 N 19820) "О внесении изменения в п.1.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в абз.4 п.1.2 вышеуказанного Положения, слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
29.12.2010 Центральным Банком РФ - указанием N 2557-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 N 19730) "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" также были внесены аналогичные изменения в указанную Инструкцию N 117-И, а именно, в п.3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения". Пунктом 2 Указания N 2557-У резиденту предоставлено право со дня вступления в силу настоящего Указания "закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения...".
Таким образом, согласно указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011, действующее валютное законодательство не требует оформления паспорта сделки по контракту, общая сумма которого в эквиваленте не превышает 50 тыс. долларов США, и представления в связи с этим иных документов, а по действующим паспортам сделки, согласно п.2 указания N 2557-У ЦБ РФ от 29.12.2010, резидентам предоставлено право закрыть ранее открытые паспорта.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между ЗАО "ТД "Техстрой" (далее - Продавец) и ТОО "Жулдыз ШМ", Республика Казахстан (далее - покупатель, нерезидент) заключен договор от 16.08.2010 N ТД-274 (далее - договор) (т.1,л.д.49-52).
Сумма договора на момент подписания составила 1.500.000,00 руб. Валюта платежа - рубль РФ.
16.08.2010 ЗАО "ТД "Техстрой" оформлен в Казанском филиале ОАО "МДМ Банк" (далее - банк ПС) паспорт сделки (ПС) N 10080001/0323/0023/1/0.
Во исполнение договорных обязательств ЗАО "ТД "Техстрой" осуществлена поставка товара в адрес нерезидента в общей сумме 84 385,15 руб. РФ, что подтверждено разделом III ведомости банковского контроля, а именно:
- 20.08.2010 в сумме 14 224 руб. РФ (товарная накладная от 20.08.2010 N 749);
- 20.08.2010 в сумме 70 161,35 руб. РФ (товарная накладная от 20.08.2010 N 748).
Указанная сумма не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют.
В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что новые редакции п.1.2 Положения ЦБ РФ N 258-П и п.3.2 Инструкции N 117-И улучшают положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку ЗАО "ТД "Техстрой" совершило административное правонарушение до вступления в силу изменений в Положение ЦБ РФ N 258-П и Инструкцию N 117-И и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности представлять паспорт сделки и справки о подтверждающих документах, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение. Суд апелляционной инстанции считает правильным данный вывод суда первой инстанции.
Таким образом, в связи тем, что нормативный правовой акт, исключающий административную ответственность общества, вступил в силу, и вынесенное ответчиком постановление о назначении административного наказания не исполнено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановление от 16.06.2011 N 359В/2011П на основании ст.1.7 КоАП РФ.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10708/10 по делу N А13-12536/2009, постановлениях Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 по делу N 07АП-5137/11 (А03-3267/2011), Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 N 09АП-14525/2011-АК, от 19.07.2011 по делу N 09АП-15431/2011-АК, Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А57-2398/2011, Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N 18АП-6341/2011 (А07-6076/2011), от 15.07.2011 по делу N 18АП-6440/2011 (А47-3110/2011), от 19.07.2011 по делу N 18АП-6437/2011 (А47-3111/2011), от 19.07.2011 по делу N 18АП-6446/2011 (А47-3109/2011), от 19.07.2011 по делу N 18АП-6436/2011 (А47-3108/2011), Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 по делу N А54-1607/2011.
Суд первой инстанции правомерно отклонил как несостоятельную ссылку административного органа на ч.4 ст.4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов, могут иметь обратную силу если прямо это предусматривают.
Суд обоснованно указал на то, что Закон N 173-ФЗ не регулирует порядок и основания привлечения к административной ответственности. В ч.4 ст.4 данного Закона указано об обратной силе действия актов валютного законодательства, но не закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность.
Специальным актом, устанавливающим порядок привлечения к административной ответственности, является КоАП РФ (ст.1.7 КоАП РФ).
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 05.08.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2011 по делу N А65-15474/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15474/2011
Истец: ЗАО "Торговый дом "Техстрой", г. Казань
Ответчик: Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г. Казань
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10074/11