г. Владивосток |
Дело |
23 сентября 2011 г. |
N А51-6368/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
Чудов С.В., лично, паспорт;
ИП Чудова Сергея Васильевича: от Байшев В.А. по доверенности от 04.04.2011 сроком действия 3 года, паспорт;
от Владивостокской таможни: Рыбников И.В. по доверенности от 21.09.2011 N 186 сроком действия до 20.09.2012, удостоверение РС N 229620; Тополенко Д.В. по доверенности от 26.08.2011 N 169 сроком действия до 25.08.2012, удостоверение ГС N 323912,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-5978/2011
на решение от 21.07.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-6368/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Чудова Сергея Васильевича
к Владивостокской таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чудов Сергей Васильевич (далее - ИП Чудов С.В., заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решения таможенного органа от 21.03.2011 по декларации на товары (далее - ДТ) N N 10702020/110311/0005028, от 04.04.2011 по ДТ 10702020/250311/0006806 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Решением суда от 21.07.2011 г.. заявленные требования удовлетворены.
Владивостокская таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что автомобиль грузовой - фургон, задекларированный в ДТ N N 10702020/110311/0005028 и 10702020/250311/0006806, не отвечает требованиям, грузовых автофургонов, имеющих цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, которые классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС, так как одновременно не выполняют всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, согласно распоряжению ФТС от 22.12.2009 N 229-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД отдельных товаров". Таким образом, автофургоны, не удовлетворяющие требованиям указанным в распоряжении, классифицируются в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения. Кроме того, таможня считает, что суд неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров".
Представители таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Предприниматель и его представитель на доводы жалобы возразили, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, Чудов Сергей Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.01.1998 администрацией Фрунзенского района г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии ФР N 33 и 31.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.
Владивостока внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304254036600031.
С целью таможенного оформления товаров, прибывших в адрес ИП Чудова С.В. в марте 2011 года из Кореи во исполнение внешнеторгового контракта от 25.03.2009 N 01-25/03-09, предприниматель подал во Владивостокскую таможню декларации на товар N 10702020/110311/0005028 и N 10702020/250311/0006806, в которой заявил в качестве товара автомобиль грузовой - фургон HYUNDAI STAREX. При этом декларантом был заявлен классификационный код товаров 8704 219908 (графа 33 ДТ).
Таможенный орган не согласился с классификацией товаров, произведенной декларантом, и принял решения от 21.03.2011 N 0005028/00001/000 и от 04.04.2011 N 0006806/0001/000 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, согласно которым определил код товаров 8703 32 909 8. При этом таможня указала наименование товаров как грузопассажирский - автомобиль фургон.
Не согласившись с вынесенными решениями, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере внешнеэкономической деятельности, ИП Чудов С.В. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД, проверку правильности которой осуществляет таможенный орган, и который в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Исходя из Правила 1 основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - Правила), классификация товаров с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
При этом в соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД России для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, для отнесения товара к соответствующей субпозиции (подсубпозиции) товарной позиции ТН ВЭД следует руководствоваться непосредственно текстами товарных субпозиций (подсубпозиции) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Из материалов дела следует, что предпринимателем к таможенному оформлению в ДТ N 10702020/110311/0005028 и ДТ N10702020/250311/0006806 заявлен товар "Автомобиль грузовой фургон HYUNDAI STAREX", с указанием классификационного кода товара - 8704 21 99 08 ТН ВЭД России.
В соответствии с кодом 8704 ТН ВЭД России "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" В данную товарную позицию включаются транспортные средства повышенной проходимости с приводом на 4 колеса, с сочлененным шасси, в передней секции которого размещается дизельный двигатель и кабина, оснащенная средствами управления. Задняя секция состоит из двухколесного шасси, без оснастки, но предназначенного для оснащения разнообразным оборудованием.
В данную товарную позицию не включаются, однако, такие транспортные средства в случае, если они оснащены сельскохозяйственным или другим оборудованием специального назначения (товарная позиция 8705). В данные подсубпозиции включаются "многоцелевые транспортные средства", описанные в пояснениях к товарной позиции 8704, второй абзац (т. 5, с. 100).
В то же время, в соответствии с кодом 8703 ТН ВЭД России классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили с искровым зажиганием с возвратно -поступательным движением поршня прочие.
В данные подсубпозиции включаются "грузопассажирские автомобили-фургоны" и "многоцелевые транспортные средства", описанные в пояснениях к товарной позиции 8703, пятый и шестой абзацы (т. 5, с. 100). В данные подсубпозиции также включаются малые гоночные автомобили (так называемые карты) без кузова, оснащенные двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно - поступательным движением поршня и способные развивать относительно большие скорости.
В соответствии с Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, подготовленным ФТС России, в данной товарной позиции термин "грузопассажирский автомобиль-фургон" означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки, как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа).
Характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию являются:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2011 была назначена автотехническая экспертиза. Согласно экспертному заключению от 16.06.2011 серии 11 N 026-011-1067, составленному экспертом - оценщиком Сюткиным А.А. на основании осмотра транспортного средства, анализа международного стандарта ИСО 3833-76 "Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения." и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы" предъявленный к экспертизе автомобиль имеет: - цельнометаллический кузов вагонного типа с четырьмя дверями (две передних боковых двери для водителя и пассажиров, боковая сдвижная дверь с остеклением и задняя дверь с остеклением; - внутри салона автомобиля располагается передний ряд сидений, включающий в себя три сидения (водительское и для двух пассажиров), оборудованные тремя ремнями безопасности, установленными на штатном месте заводским способом; - за передним рядом сидений установлена металлическая перегородка. Признаков переоборудования салона с целью изменения типа транспортного средства и его функционального назначения не установлено; - грузовое отделение (пространство от перегородки отделяющей места водителя и пассажиров до задней двери) транспортного средства имеет оконные проемы с остеклением и с защитными приспособлениями.
В грузовом отделении автомобиля сидения для пассажиров и приспособления для их крепления и крепления для установки ремней безопасности отсутствуют. На полу грузового отделения автомобиля покрытое полимерным покрытием установлены шесть петель для крепления груза. Признаков переоборудования грузового отделения с целью изменения типа транспортного средства и его функционального назначения не установлено.
На этом основании, эксперт пришел к выводу, что спорный автомобиль относится к типу "грузовой автомобиль", предназначенный по своей конструкции и оборудованию, главным образом, для перевозки грузов и по этой причине не может быть классифицирован по товарной позиции "легковой автомобиль".
В заключении эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток от 17.03.2011 N 282742 указанно, что в автомобиле имеется три сидения, оборудованные ремнями безопасности, оконные проемы с остеклением, сидения для пассажиров и приспособления для их крепления и крепления ремней безопасности отсутствуют, имеются четыре двери с оконными проемами.
Оценив представленные по делу доказательства, с учетом выводов экспертов, сделанных в обоих заключениях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный товар не подлежит классификации в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 8704 4219908 - "грузопассажирский автомобиль - фургон". Ссылки таможни на разъяснения ФТС России от 22.12.2009 N 229-р, отклоняются, так как документ признан утратившим силу с 19.01.2011 в связи с изданием распоряжения ФТС России N 6-р, которое вступило в силу 01.04.2011. В нарушении статьи 65 АПК РФ таможенный орган не доказал, что спорный товар является грузопассажирским автомобилем фургоном. Выводы, сделанные в заключении эксперта - оценщика от 16.06.2011 серии 11 N 026-011-1067, таможней не опровергнуты.
В пункте 135 распоряжения ФТС от 19.01.2011 N 6-р указано, что грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, перечисленных ниже:
- количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух;
- салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений;
- отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Ввезенный предпринимателем автомобиль полностью отвечает указанным выше условиям, за исключением оконных проемов, которые имеются в боковых стенках грузовой части салона. Вместе с тем, данное обстоятельство не опровергает выводов эксперта, сделанных в заключении от 16.06.2011.
Правильно оценив представленные участниками спора доказательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган не доказал правомерность классификации ввезенного предпринимателем спорного товара по коду ТН ВЭД 8703 32 909 8, в связи с чем правомерно удовлетворил требования о признании незаконными решений Владивостокской таможни о классификации товаров от 21.03.2011 и от 04.04.2011.
Апелляционная инстанция считает, что судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2011 по делу N А51-6368/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6368/2011
Истец: ИП Чудов Сергей Васильевич
Ответчик: Владивостокская таможня
Третье лицо: ООО "Даль-СОЭКО"