г. Чита
22 сентября 2011 г. |
Дело N А19-2628/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 мая 2011 года по делу N А19-2628/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Куйтунская лесопромышленная компания" (ОГРН 1063814014637, ИНН 3814010910) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о взыскании 3 838 831 руб.,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859),
(суд первой инстанции: Ушакова О.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представитель Журавлева Т.В., доверенность от 01.08.2011
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Куйтунская лесопромышленная компания" (ОГРН 1063814014637, ИНН 3814010910) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) со следующими требованиями:
- обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате ООО "Куйтунская лесопромышленная компания" излишне уплаченных по договору аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08 денежных средств в бюджет Иркутской области в сумме 3 210 133 руб. 00 коп. за период с мая 2008 года по 1 квартал 2009 года (включительно);
- обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области представить в Управление Федерального казначейства по Иркутской области для осуществления возврата излишне уплаченных по договору аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.2008 года денежных средств в бюджет Иркутской области в сумме 3 210 133 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное агентство лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 мая 2011 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что нормы Лесного кодекса РФ 2006 года не подлежат применению к договорным правоотношениям (в частности к договору аренды участка лесного фонда до момента приведения его в соответствие в ЛК РФ 03.12.2008 года), возникшим до момента введения его в действие (01.01.2007 г.), поскольку это противоречит статье 4, части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По мнению ответчика, положения статьи 73 Лесного кодекса РФ 2006 года, равно как и Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310, принятое в соответствии с указанной нормой, неприменимы к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды, условия которого не были изменены в предусмотренном законом порядке (до 03.12.2008) а потому до указанного момента арендная плата подлежала уплате в соответствии с договором аренды участка лесного фонда, заключенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Ответчик указывает, что ни новый Лесной кодекс РФ, ни ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не содержат нормы права, прекращающие действие ранее заключенных договоров аренды лесных участков в части условия о размере арендной платы, либо предусматривающие применение статьи 73 Лесного кодекса РФ на отношения, возникшие до введения его в действие.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, выслушав представителя истца, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.12.08 года Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (Арендодатель) и ООО "Куйтунская лесопромышленная компания" (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда N 3-19/8 (л.д. 27-33), согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 названного Договора (далее - лесной участок) (п. 1. Договора). Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к названному Договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 173-2008-08, площадью 56128 га, предоставляемый в аренду по названному договору, имеет местоположение: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Наратайская дача (ранее - ОГУ "Куйтунский лесхоз", Наратайское лесничество), Эксплуатационные леса (ранее - леса III группы), кварталы NN 69-76, 78-86, Завальская дача (ранее - ОГУ "Куйтунский лесхоз", Завальское лесничество), кварталы NN 28-31, 33, 43-55, 69-76, 90-96, 106-112, 120-126, 128-132, 135, 136 (п. 2 Договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 1, 2, 3, 4 к названному Договору (п. 3. Договора).
Арендная плата по названному договору составляет 3 225 800 руб. в год (п. 5. Договора).
Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала, согласно приложения N 6 к названному договору, по реквизитам, указанным Арендодателем, и предоставляет в течении 1 месяца текущего квартала Лесничеству документы, подтверждающие произведенную оплату (п. 6. Договора).
Срок действия Договора устанавливается с 03 октября 2003 года по 03 октября 2052 года (п. 19 Договора).
Указанный договор зарегистрирован 19.12.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (л.д. 33).
Согласно расчета размера арендной платы за пользование лесным участком, арендная плата за 2008 год составляет по минимальным ставкам 3 482 600 руб. 00 коп., по конкретным ставкам 6 965 200 руб. 00 коп. (л.д. 77-79). Расчет арендной платы произведен по ставкам лесных податей с коэффициентом - 2, согласно приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.05 N 255.
Согласно расчета размера арендной платы за пользование лесным участком, арендная плата за 2009 год составляет по минимальным ставкам 3 553 700 руб. 00 коп., по конкретным ставкам 7 107 300 руб. 00 коп. (л.д. 80-82). Расчет арендной платы произведен по ставкам лесных податей с коэффициентом - 2 согласно приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.05 N 255.
Таким образом, Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству в указанных расчетах, применен коэффициент - 2, который был установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 для Иркутской области.
Истец обратился с исковым заявлением о возврате излишне уплаченной арендной платы в бюджет Иркутской области (неосновательного обогащения) за период с мая 2008 года по 1 квартал 2009 года (включительно), согласно расчета истца за май, июнь 2008 года подлежит возврату арендная плата в размере 580 433 руб. 00 коп., за 3 квартал 2008 год в размере 870 650 руб. 00 коп., за 4 квартал 2008 год в размере 870 625 руб. 00 коп., за 1 квартал 2009 год в размере 88 425 руб. 00 коп. (л.д. 74).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки расчетах арендной платы, ответчиком не подтверждена указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 названного Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за 2007, 2008, 2009 года коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.
При таких обстоятельствах, у Агентства лесного хозяйства по Иркутской области отсутствовали полномочия по установлению повышающего коэффициента - 2.
В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 N 200-ФЗ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, из положений ст. 73 ЛК РФ, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, следует что, по договору аренды лесных участков цена, устанавливаемая уполномоченным органом, является регулируемой.
К отношениям сторон по договору аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08 подлежат применению обязательные для сторон нормы закона: п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.
Согласно п. 1 ст. 74 ЛК РФ по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Пунктом 1 ст. 78 названного Кодекса предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии с п. 1 ст. 80 ЛК РФ аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
В материалы дела ответчиком не представлен протокол результатов лесного конкурса с повышением начальной цены предмета конкурса при его проведении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход субъекта РФ.
ООО "Куйтунская лесопромышленная компания" в подтверждении уплаты в бюджет субъекта РФ арендной платы в размере 3 210 133 руб. 00 коп. за период с мая 2008 года по 1 квартал 2009 года (включительно) представлены следующие платежные поручения:
- N 46 от 18.01.08 на сумму 870 650 руб. 00 коп. (л.д. 37);
- N 163 от 26.02.08 на сумму 870 650 руб. 00 коп. (л.д. 41);
- N 757 от 05.09.08 на сумму 870 625 руб. 00 коп. (л.д. 44);
- N 30 от 14.01.09 на сумму 304 000 руб. 00 коп. (л.д. 47);
- N 131 от 11.02.09 на сумму 288 300 руб. 00 коп. (л.д. 48);
- N 195 от 20.02.09 на сумму 296 125 руб. 00 коп. (л.д. 50).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца, согласно договора аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08, отсутствует обязанность уплачивать арендную плату в части превышения минимальных ставок в доход субъекта РФ.
В Приложении N 3 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2007 год" Департамент лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области указан в качестве главного администратора доходов областного бюджета по платежам за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
Постановлением Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 248-па "О министерстве лесного комплекса Иркутской области" Департамент лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области преобразован в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В Приложении N 3 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2008 год" Министерство лесного комплекса Иркутской области указано в качестве главного администратора доходов областного бюджета по плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
В Приложении N 3 к Закону Иркутской области "Об областном бюджете на 2009 год" Министерство лесного комплекса Иркутской области указано в качестве главного администратора доходов областного бюджета по плате за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратором доходов бюджета является, в том числе орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 160.1. Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета. Администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Администрации Иркутской области от 31.10.2007 г. N 237-па "Об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области" Агентство лесного хозяйства Иркутской области осуществляет функции по представлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду и наделено правом совершать сделки, заключать государственные контракты, иные договоры, соглашения в соответствии с законодательством. При этом Агентство лесного хозяйства Иркутской области находится в ведении Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Согласно пункту 1 Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области (переименованном в министерство лесного комплекса Иркутской области) "Об администрировании доходов бюджетов" от 31.01.2008 N 8-дпр агентству делегированы полномочия по администрированию платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Таким образом, в силу ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ полномочиями на принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, наделено непосредственно Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что излишне уплаченные денежные средства поступили в бюджет субъекта Российской Федерации - Иркутской области, в связи с исполнением истцом условий договора аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08.
Согласно ч. 1 ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы.
Согласно ч. 1 ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 названного Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Таким образом, законом установлено что, поступление денежных средств (арендной платы) по договорам аренды лесных участков осуществляется в бюджет соответствующих уровней. Указанные поступления являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов.
Несмотря на то, что порядок поступления арендной платы по договорам урегулирован бюджетным законодательством, отношения, возникшие между сторонами, не являются бюджетными, а носят гражданско-правовой характер, поскольку вытекают из договора.
Договор аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08 заключен с ООО "Куйтунская лесопромышленная компания" Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству.
В силу ч. 4 ст. 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Заключив договор аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству в данном случае является органом, уполномоченным государством для заключения сделки, органом уполномоченным получать денежные средства законом указан соответствующий бюджет.
Таким образом, Агентство лесного хозяйства Иркутской области является уполномоченным органом, на который возложена обязанность принимать решения о возврате излишне уплаченных денежных средств по договору аренды лесного участка N 3-19/8 от 03.12.08.
При этом, осуществляя эту деятельность, Агентство лесного хозяйства Иркутской области выполняет не только бюджетные функции и функции администратора, а совершает действия уполномоченного органа - стороны по сделке - Российской Федерации по возврату излишне уплаченных по сделке денежных средств.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца законны и подлежат удовлетворению.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
Судом первой инстанции согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины правомерно отнесены на ответчика.
Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценил.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены, однако суд апелляционной инстанции отмечает, что они основаны на неправильном толковании норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 мая 2011 года по делу N А19-2628/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2628/2011
Истец: ООО "Куйтунская лесопромышленная компания"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства по Иркутской области, Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Территориальное агентство лесного хозяйства Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, Территориальное управление АЛХ Иркутской области по Куйтунскому лесничеству