г. Пермь |
|
21 сентября 2011 г. |
Дело N 60-7807/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Сафоновой С.Н., Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Автоцех-ВГОК" (ИНН 6623042024, ОГРН 1076623005898): Баранова Л.К., Андронова Л.Н. по доверенности от 20.09.2011 в порядке передоверия
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850): Ширяева О.Д. по доверенности от 19.09.2011
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 июля 2011 года
по делу N А60-7807/2011
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автоцех-ВГОК"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Автоцех-ВГОК" (далее - ООО "Автоцех-ВГОК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - налоговый орган) о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17-25/120 от 22.10.2010 недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 264 574 руб., соответствующей суммы пени и штрафа (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 июля 2011 года по делу N А60-7807/2011, принятым судьей Савиной Л.Ф., заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Автоцех-ВГОК" требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 17-25/120 от 22.10.2010 в части доначисления налога на прибыль в сумме 264 574 руб., соответствующей суммы пени и штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что налогоплательщиком были завышены внереализационные расходы на сумму 2 374 463 руб., а внереализационные доходы завышены на сумму 1 272 071 руб. в связи с чем, в нарушение ст.324.1, ст.252, п.1 ст.272 НК РФ ООО "Автоцех-ВГОК" занижена налоговая база на сумму 1 102 390 руб., что повлекло неполную уплату налога. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Автоцех-ВГОК" в судебном заседании представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Автоцех-ВГОК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет, в том числе налога на прибыль за период с 24.08.2007 по 31.12.2008. По результатам проверки составлен акт N 17-24/105 от 19.08.2010 и вынесено решение от 22.10.2010 N 17-25/120 о привлечении ООО "Автоцех-ВГОК" к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 52 915 руб., начислены пени в сумме 9 924 руб., налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 264 574 руб.
Указанное решение обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 15.12.2010 N 1745/10 решение Межрайонной ИФНС N 16 по Свердловской области от 22.10.2010 N 17-25/120 оставлено без изменения.
Считая решение Межрайонной ИФНС N 16 по Свердловской области недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 264 574 руб., соответствующей суммы пени и штрафа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки пришел к выводу о том, что количество дней неиспользованного отпуска, учтенных налогоплательщиком при инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, завышено. Данное завышение связано с тем, что налогоплательщиком учтено количество дней отпуска, которые работник заработал за период со дня выхода из отпуска по 31.12.2008. По мнению налогового органа, эти дни относятся к отпуску, который полагается работнику в следующем налоговом периоде - в 2009 году. Следовательно, эти дни должны учитываться при определении количества дней в графике отпусков на 2009 год.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Статьей 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в том числе, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, осуществляемые в соответствии со ст.324.1 НК РФ (п.24 ст.255 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 4 ст.272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318 - 320 НК РФ.
Расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст.255 НК РФ расходов на оплату труда.
В соответствии со ст.324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Таким образом, в случае, если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода может иметь определенный результатами инвентаризации остаток неиспользованного резерва, с правом переноса его на следующий налоговый период.
Из материалов дела следует, что ООО "Автоцех-ВГОК" на основании ст.324.1 НК и приказа от 29.12.2007 N 41 "Об утверждении учетной политики для целей налогового учета в 2008 году" создало резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
В 2008 году налогоплательщик произвел начисление резерва на оплату отпусков в сумме 5 959 587 руб., фактически использовал 4 251 590 руб. Таким образом, сумма фактических расходов на оплату отпусков превышает сумму сформированного резерва на 1 707 997 руб.
По данным инвентаризации, проведенной 31.12.2008, налогоплательщиком резерв предстоящих расходов на оплату отпусков был уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений единого социального налога. Расчет расходов на оплату неиспользованных в 2008 году отпусков, с указанием количества дней неиспользованного отпуска приведен в таблице, являющейся приложением N 1 к решению налогового органа от 22.10.2010 N 17-25/120 (т.2 л.д.10-16). Расчет налогоплательщика соответствует требованиям п.4 ст.324.1НК РФ.
Фактически между сторонами возник спор относительно неиспользованного резерва на конец года. В ходе проверки налоговым органом не принята для расчета резерва неиспользованная работником часть отпуска в размере, превышающем количество дней отпуска по графику. По мнению налогового органа, указанная часть неиспользованных отпусков не относится к проверяемому периоду и не может быть отнесена в состав расходов в соответствии со ст.272 НК РФ. Доводы налогового органа судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку сам по себе факт включения в график отпусков какого-либо количества дней не может свидетельствовать о том, что неиспользованные дни отпуска работников не имеют отношения к проверяемому периоду. Если у работников налогоплательщика имеется право на получение отпуска в соответствии с требованиями трудового законодательства в определенном периоде, работодатель вправе создать резерв предстоящих расходов на их оплату. При этом график отпусков не может иметь определяющего значения. Доказательства того, что указанные в таблице неиспользованные дни отпуска работников не имеют отношения к проверяемому периоду, в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июля 2011 года по делу N А60-7807/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
С.Н.Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7807/2011
Истец: ООО "Автоцех ВГОК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8694/11