город Ростов-на-Дону |
дело N А53-7276/2011 |
14 сентября 2011 г. |
15АП-7972/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Ивановой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: юрист Бессонов А.Г., паспорт 6008 N 051312, по доверенности б/н от 20.08.2011 г., после перерыва - по доверенности б/н от 05.09.2011 г.; Волощенко М.А. паспорт 60 05 N 768330, по доверенности б/н от 01.07.2011 г.
от заинтересованного лица: и.о. начальника отдела административных расследований Даниленко Е.В. удостоверение ОС N 023806, по доверенности N 1247 от 25.08.2011 г.; главный государственный таможенный инспектор правового отдела Задерина У.В. удостоверение ГС N 184553, по доверенности N 2470 от 20.12.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЮгМеталлонВектор"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2011 г. по делу N А53-7276/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгМеталлонВектор"
ИНН 2310101556 / ОГРН 1052305693219
к заинтересованному лицу Ростовской таможне ИНН 6102020818 / ОГРН 1056102011943
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгМеталлонВектор" (далее - общество, ООО "ЮгМеталлонВектор") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области заявлением об оспаривании постановления Ростовской таможни от 24.03.2011 г. N 10313000-104/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 51 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что истребуемые таможенным органом первичные документы не являются необходимыми для проведения таможенного контроля после выпуска товара.
Решением суда от 28.06.2011 г. в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что общество нарушило требования Таможенного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в непредставлении части запрошенных документов, тогда как у заявителя имелась реальная возможность для представления в таможню в назначенный срок всей документации.
Не согласившись с указанным выводом, ООО "ЮгМеталлонВектор" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня настаивает на законности и обоснованности принятого постановления по делу об административном правонарушении, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения. Считает, что действия таможни по запросу на предоставление дополнительных документов, соответствуют действующему законодательству и поэтому являются обоснованными.
Апелляционная жалоба рассматривается судом в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.09.2011 года до 17 час.55 мин. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки таможенным органом документов и сведений, оформленных обществом по ГТД и выпущенным в свободное обращение, Ростовской таможней у ООО "ЮгМеталлонВектор" запросом N РТ 64-23/01097 от 25.01.2011 были истребованы различные документы и сведения, в том числе:
1.Уставные и регистрационные документы, в случае внесения изменений после 30.08.2010 г..;
2.Приказы о назначении на должности: руководителя, главного бухгалтера с приложением заверенных копий паспортов, в случае внесения изменений после 30.08.2010 г..;
3.Паспорта сделок N N 09100002/2295/0005/1/0, 09100003/2295/0005/1/0,
09120008/2295/0005/1/0, 09120006/2295/0005/1/0, 10030003/2295/0005/1/0 со всеми оформленными дополнительными листами к ним;
4.Приказ об учетной политике и рабочий план счетов организации на 2010 год, в случае внесения изменений после 30.08.2010 г.;
5.Копию сданной в ИФНС России налоговой отчетности в зависимости от применяемой системы налогообложения с отметкой налогового органа о принятии за 3-й, 4-й кварталы 2010 года (баланс, отчет о прибылях и убытках, декларация по НДС,декларация по налогу на прибыль);
6.Свифт-сообщения банка, уведомления о поступлении иностранной валюты, подтверждающие осуществление оплаты иностранным партнером за оформленные по вышеуказанным ГТД товары, копии инвойсов, на основании которых осуществлялась оплата (предоплата) за товары;
7.Справки о подтверждающих документах по указанным ГТД;
8.Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие приобретение, оприходование и реализацию лома черных металлов, оформленного по ГТД N N 10313110/020210/0000224, 10313110/180210/0000301, 10313110/150310/0000472, 10313110/140410/0000813, 10313110/210410/0000894 (договоры о закупке лома на внутреннем рынке, платежные документы, относящиеся к указанным партиям, счета-фактуры, товарные накладные, приемосдаточные акты, приходные накладные (ордера), карточки складского учета, инвентарные карточки, акты приема-передачи);
9.Учетные регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление указанных товаров, их оплату и реализацию (журналы-ордера, журнал хозяйственных операций, оборотные ведомости, главная книга, карточки по счетам 41, 43, 45, 51, 52, 60,62, 76, 90, 91);
10.Документы, подтверждающие расчеты за оказанные услуги по погрузке товаров на борт судна, его хранению, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, а также другие услуги связанные с товарами, оформленными по указанным ГТД (договоры, счета- фактуры, платежные поручения, акты выполненных работ);
11.Калькуляция себестоимости товаров, оформленных по ГТД N N 10313110/020210/0000224, 10313110/180210/0000301, 10313110/150310/0000472, 10313110/140410/0000813, 10313110/210410/0000894.
Сопроводительным письмом N 08/02 от 08.02.2011 г. общество направило часть истребуемых таможенным органом документов, сославшись при этом на то, что указанные в пункте 8 запроса документы не являются относящимися к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на территории таможенного союза или за ее пределами в смысле п. 4 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза, в связи с чем и не представляются в таможенный орган.
Таможня сочла, что общество представило запрошенную документацию выборочно и констатировала факт непредставления обществом документов, что послужило основанием возбуждения дела об административном правонарушении с составлением протокола N 10313000-104/2011 по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Заместителем начальника Ростовской таможни 24.03.2011 г. вынесено постановление N 10313000-104/2011 о привлечении ООО "ЮгМеталлонВектор" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 51 000 рублей.
Несогласие общества с постановлением послужило основанием обращения в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 95 Таможенного кодекса таможенного союза таможенный контроль производится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В соответствии с нормами ст.ст. 98 и 135 Таможенного кодекса таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе: запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств - членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок; представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза; обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза; пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства - члена таможенного союза. Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано: предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка; представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе; обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место; сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки); в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства - члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации; определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки); исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст.111 Таможенного кодекса таможенного союза таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при оформлении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим кодексом.
За непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, часть 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность.
Следовательно, часть 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией.
Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за непредставление в таможенный орган дополнительных документов, подтверждающих сведения в предварительной ГТД: первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие приобретение, оприходование и реализацию лома черных металлов, оформленного по ГТД N N 10313110/020210/0000224, 10313110/180210/0000301,10313110/150310/0000472, 10313110/140410/0000813, 10313110/210410/0000894 (договоры о закупке лома на внутреннем рынке, платежные документы, относящиеся к указанным партиям, счета-фактуры, товарные накладные, приемосдаточные акты, приходные накладные (ордера), карточки складского учета, инвентарные карточки, акты приема-передачи); учетные регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление указанных товаров, их оплату и реализацию (журналы-ордера, журнал хозяйственных операций, оборотные ведомости, главная книга, карточки по счетам 41, 43, 45, 51, 52, 60,62, 76, 90, 91).
В силу частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество направило в адрес Таможни истребуемые документы по почте 17.08.2007, т.е. в установленный срок. При этом арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что в таможенном законодательстве Российской Федерации отсутствует указание на способ представления истребуемых документов.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о доказанности события правонарушения и вины общества в его совершении.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах влечет наложение административного штрафа.
Как следует из диспозиции указанной нормы применительно к рассматриваемому составу, объективной стороной правонарушения является бездействие по непредставлению тех документов, которые необходимы таможенному органу в целях проверки достоверности сведений, заявленных при декларировании или в иных таможенных документах.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
ООО "ЮгМеталлонВектор" были представлены таможенному органу все те документы, которые должны и могут у него находиться в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового контракта, а также обычаями делового оборота. Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для оформления товара.
Кроме того, по ГТД N N 10313110/020210/0000224, 10313110/180210/0000301,10313110/150310/0000472,10313110/140410/0000813, 10313110/210410/0000894 решения таможенного органа обществом обжалованы в установленном законом порядке. Арбитражным судом Ростовской области по делам: А 53-10544/2010, А53-10539/10, А53-19446/2010 признаны незаконными данные решения таможенного органа. Судом установлено, что обществом представлены все обязательные документы, необходимые для принятия заявленной стоимости товара. Таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а в праве доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений.
Таким образом, обществом выполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса таможенного союза, предоставить документы, необходимые для проведения таможенного контроля товара.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отмене оспариваемого постановления Ростовской таможни.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о государственной пошлине не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28 июня 2011 г. по делу N А53-7276/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Ростовской таможни по делу N 10313000-104/2011 от 24 марта 2011 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7276/2011
Истец: ООО "ЮгМеталлонВектор"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: Ростовская таможня
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7972/11