г. Пермь |
|
16 сентября 2011 г. |
Дело N А50-7979/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В. Ю., Паньковой Г. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливаевой Т. Г.,
при участии:
от заявителя - не явился,
от ответчика - Тутынина О. И., доверенность от 10.12.2010 N 55,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Осинского городского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края
по делу N А50-7979/2011,
принятое судьей Ремянниковой И. Е.,
по заявлению Администрации Осинского городского поселения
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Администрация Осинского городского поселения обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании действия, выразившегося в отказе государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: кладбище площадью застройки 73951,1 кв.м (инвентарный номер 1253), с ограждением и калиткой, расположенное в г.Оса по ул.Южная и земельный участок, разрешенное использование - земельные участки кладбищ площадью 73951,14 кв.м, кадастровый N 59:29:0010522:2, расположенный под ним, незаконным; обязании зарегистрировать право собственности на указанные объекты недвижимости.
Решением суда от 12.07.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы указал, что кладбище, как место погребения, является объектом недвижимости (ст.130 ГК РФ), так как прочно связано с землей, и его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно. Суд при принятии решения положения ст. 130 ГК РФ не применил. Действия ответчика, выразившиеся в отказе от государственной регистрации права собственности на объекты - кладбище и земельный участок под ним, нарушают права заявителя, поскольку влекут за собой невозможность в полной мере осуществлять права владения, пользования и распоряжения данными объектами. Заявитель в суд апелляционной инстанции не явился.
Ответчик просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Полагает, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 02.09.2010 представитель муниципального образования "Осинское городское поселение" Осинского муниципального района Пермского края обратился в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Пермский край, Осинский район, г. Оса, ул. Южная: сооружение - городское кладбище, в том числе 1,2 - ограждение, 3,4 - калитки, площадью застройки 73 951,1 кв.м., инв N 1253, лит.А, а также земельный участок площадью 73 951,1 кв.м., с кадастровым номером 59:29:0010522:2.
Согласно распискам Управления Росреестра от 02.09.2010 на государственную регистрацию права собственности на городское кладбище заявителем были представлены Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района" от 18.12.2006, выписка из Единого реестра муниципальной собственности Осинского городского поселения на 15.07.2010, акт о приеме-передаче зданий (сооружений) от 08.02.2007 N 20; на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, занятый городским кладбищем, представлен кадастровый паспорт земельного участка.
28.01.2011 в государственной регистрации права собственности заявителя на указанные объекты было отказано. В обоснование отказа в государственной регистрации права собственности на кладбище регистрирующий орган указал, что объект - кладбище согласно техническому паспорту представляет собой ограждение и калитки, которые не относятся к самостоятельным объектам недвижимого имущества, основных объектов, подлежащих государственной регистрации, на объекте - кладбище не имеется. Отказывая в государственной регистрации права собственности на земельный участок, регистрирующий орган исходил из того, что на земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют, указанный земельный участок никому не предоставлялся, является не разграниченным по уровням собственности.
Полагая, что данный отказ противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями. При этом заявитель указал, что решение ответчика не соответствует положениям ст. 130 ГК РФ; Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), определяющем кладбище как сооружение, перенос которого невозможен, СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", указывающих на возможность реконструкции, проектирования, строительства кладбища, как сооружения, рекультивации земельного участка; а также п.3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", являющемуся правовым основанием возникновения права собственности заявителя на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным указанных решения, действия (бездействия) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Закона государственной регистрации).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленные на государственную регистрацию права собственности кадастровый паспорт сооружения от 24.08.2010, из которого следовало, что городское кладбище включает в себя ограждение, калитки, а также информацию из технического паспорта на домовладение (строение) нежилого назначения от 30.08.2010 N 314, согласно которой ограждения являются дощатыми, а калитки представляют из себя металлические столбы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что кладбище является объектом недвижимого имущества применительно к ст. 130 ГК РФ.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на положения ст. 4 Закона о погребении, согласно которой места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, указав, что данный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, но не регулирует при этом вопросы отнесения тех или иных объектов к объектам недвижимости.
Довод заявителя о необходимости применения к спорным правоотношениям СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" является необоснованным, поскольку указанные правила регулируют вопросы, связанные с предъявлением к местам погребения гигиенических требований и не решают вопросы отнесения того или иного объекта к объектам недвижимого имущества.
Учитывая изложенное оснований для государственной регистрации права собственности заявителя на объект - кладбище не имелось.
Согласно п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено городское кладбище, заявителю было отказано в связи с отказом в регистрации права собственности на кладбище, т.е. ввиду отсутствии объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности поселению, на указанном земельном участке, что не противоречит положениям п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Положения Закона о погребении и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лишь устанавливают возможность нахождения в муниципальной собственности имущества, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, но однозначно не относят земельные участки, на которых размещены кладбища, к муниципальной собственности, на что правильно указано в обжалуемом решении.
Поскольку из представленных на государственную регистрацию документах не следовало, что кладбище относится к объектам недвижимости, объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, на спорном земельном участке не имеется, оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок не имелось.
Оспариваемый отказ является законным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 июля 2011 года по делу N А50-7979/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не
превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7979/2011
Истец: Администрация Осинского городского поселения
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю