г. Вологда
19 сентября 2011 г. |
Дело N А52-735/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Смирнова В.И. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Капиталъ" директора Ефимова А.В., Сорокина Э.Э. по доверенности от 15.07.2011 N 09, от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. по доверенности от 15.06.2009 N 1/3-2031/35,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капиталъ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 01 июня 2011 года по делу N А52-735/2011 (судья Лебедев А.А.)
установил
общество с ограниченной ответственностью "Капиталъ" (ОГРН 1086027000311; далее - Общество, ООО "Капиталъ") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет) о признании недействительным приказа от 26.11.2010 N 976 "Об отказе во включении в границы населенного пункта деревня Загорицы, входящего в состав сельского поселения "Писковичская волость" Псковского района и изменении вида разрешенного использования земельных участков", а также возложении обязанности на ответчика издать приказ о включении принадлежащих ему земельных участков в границы населенного пункта д. Загорицы Писковичской волости и об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 01 июня 2011 года в удовлетворении требований отказано.
ООО "Капиталъ" в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Комитета в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.05.2009 Общество обратилось в администрацию сельского поселения "Писковичская волость" и администрацию Псковского района с заявлениями о включении земельных участков с кадастровыми номерами 60:18:140801:197 и 60:18:140801:198 в границу населенного пункта - деревня Загорицы Писковичской волости Псковского района и об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Заключения указанных выше органов 06.07.2009 с пакетом представленных ООО "Капиталъ" документов направлены администрацией Псковского района в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора для рассмотрения заявления уполномоченным органом по существу.
Межведомственной комиссией при администрации Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области 28.12.2009 принято решение о возможности перевода спорных земельных участков.
В связи с наделением Комитета полномочиями по осуществлению в установленных законодательством случаях переводов земель и земельных участков из одной категории в другую и принятию в установленных законодательством случаях решений о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказов в принятии решения, документы заявителя переданы в Комитет (постановление администрации Псковской области от 25.12.2009 N 543 "О внесении изменения в Положение о Государственном комитете Псковской области по имущественным отношениям").
Приказом от 26.11.2010 N 976 ответчик отказал заявителю во включении земельных участков в границы населенного пункта деревни Загорицы и изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заявитель полагая, что указанный приказ Комитета не соответствуют Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из пункта 1 статьи 8 ЗК РФ следует, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
На основании частей 1 и 2 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01.12.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 4.1 указанного Закона предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в Псковской области не принят закон, устанавливающий порядок подготовки и принятия таких решений, Комитет, будучи уполномоченным органом, при рассмотрении вопроса о включении названного земельного участка в границы населенного пункта должен руководствоваться статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления от органа местного самоуправления документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта или отказывает в принятии решения.
Основания для отказа в принятии решения предусмотрены частями 19 и 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Так, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от уполномоченного органа.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт; 2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта наряду с указанными выше основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
В силу части 22 той же статьи указанного Закона отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
Статьей 3 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Положением о Государственном комитете Псковской области по имущественным отношениям, утвержденным постановлением администрации Псковской области от 17.08.2009 N 306 (в редакции постановления от 25.12.2009 N 543), к компетенции Комитета в сфере земельных отношений отнесено осуществление в установленных законодательством случаях перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, принятие в установленных законодательством случаях решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказа в принятии решения.
В соответствии со статьей 21 Закона Псковской области от 19.02.2002 N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области", пунктом 1.3 Положения о Государственном комитете Псковской области по имущественным отношениям по вопросам своей компетенции Комитет принимает правовые акты в форме приказов.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным.
Администрацией сельского поселения Писковичская волость (далее - Администрация) подготовлено заключение от 03.07.2009 N 296 о возможности или целесообразности включения принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 60:18:140801:197 и 60:18:140801:198 в границу населенного пункта - деревня Загорицы Писковичской волости Псковского района и об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Названное заключение мотивировано тем, что между деревнями Загородицы и Муровицы расположено гражданское кладбище, имеющее санитарно-защитную зону, которая в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" учитывается при разработке генерального плана сельского поселения, до утверждения которого, невозможно дать положительное заключение о целесообразности включения спорных участков в границы населенного пункта.
Письмом Администрация от 27.04.2011 N 322 (с учетом уточнения от 23.05.2011 N 387) подтвердила, что выданное ей заключение от 03.07.2009 N 296 следует рассматривать как отрицательное.
На основании этого заключения Комитетом в принятии решения о включении спорных земельных участков в границы названного населенного пункта отказано, о чем издан приказ от 26.11.2010 N 976 "Об отказе во включении в границы населенного пункта деревня Загорицы, входящего в состав сельского поселения "Писковичская волость" Псковского района и изменении вида разрешенного использования земельных участков".
Материалами дела подтверждается, что заключение о возможности и целесообразности включения спорных земельных участков в границу населенного пункта - деревня Загорицы Писковичской волости Псковского района подготовлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми подпунктом 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ. Право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии решения о включении земельного участка на основании заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта предусмотрено подпунктом 1 пункта 20 статьи 4.1 данного Федерального закона.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ Комитета соответствует положениям статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов ООО "Капиталъ".
При внесении рассматриваемых земельных участков в уставный капитал Общества его единственным участником заявителю было известно о целевом назначении и виде разрешенного использования этих участков. Приказ Комитета не препятствует использованию ООО "Капиталъ" спорных участков по их целевому назначению.
При указанных обстоятельствах, не установив предусмотренных названными нормами права оснований, Арбитражный суд Псковской области правомерно отказал ООО "Капиталъ" в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 01 июня 2011 года по делу N А52-735/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капиталъ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-735/2011
Истец: ООО "Капиталъ"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям