г. Ессентуки |
N 16АП-2469/2011 |
22 сентября 2011 года |
Дело N А61-870/2011 22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола с/з
секретарем Эсангальдеевой Х.А.
С участием в заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания:
не явились, извещены;
от общества с ограниченной ответственностью "Викалина":
Пухов А.С. - представитель по доверенности от 11.01.2009 (копия в деле)
от Правительства Республики Северная Осетия - Алания:
не явились, извещены;
от администрации местного самоуправления города Владикавказа:
не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания
на
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2011
по делу
N А61-870/2011
под председательством судьи Родионовой Г.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Викалина" (ИНН 1501033619, ОГРН 1021500507270, Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский р-н, с. Суадаг, ул. Алана Хадарцева, 63)
к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Первомайская, 32, а),
третьи лица: Правительство Республики Северная Осетия - Алания;
администрация местного самоуправления города Владикавказа;
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Викалина" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд со следующими требованиями:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания), выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу: земельного участка, площадью 16,6046 га (кадастровый номер 15:09:04 09 03:0020) в размере 1.973.117.976 руб.16 коп., исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.882 руб. 96 коп..; земельного участка, находящегося на праве аренды, площадью 22622 кв.м, (кадастровый номер 15:09:040903:21) в размере 268.816.321 руб.12 коп. исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.882 руб.96 коп..; земельного участка, находящегося на праве аренды, площадью 7163 кв.м (кадастровый номер 15:09:040903:12) в размере 84.357.648 руб.18 коп. исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.776 руб. 86 коп..;
- признать не подлежащими применению сведения государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости: земельного участка, площадью 16,6046 га (кадастровый номер15:09:040903:0020) в размере 1.973.117.976 руб.16 коп., исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.882 руб. 96 коп..; земельного участка, площадью 22622 кв.м, (кадастровый номер 15:09:040903:21) в размере 268.816.321 руб. 12 коп. исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.882 руб. 96 коп..; земельного участка, площадью 7163 кв.м (кадастровый номер 15:09:040903:12) в размере 84.357.648 руб.18 коп. исходя из стоимости 1 кв. м равной 11.776,86 руб. с даты их внесения.
В обоснование заявленных требований общество указало на невозможность применения кадастровой стоимости земли, утвержденной Постановлением Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 224, поскольку названное постановление не было официально опубликовано.
Решением от 08.07.2011 требования общества удовлетворены. Действия Управления Росреестра по РСО -Алания, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, признаны незаконными как не соответствующие Конституции Российской Федерации, а сведения государственного земельного кадастра - неподлежащими применению.
Судебный акт мотивирован тем, что применение Управлением Росреестра по РСО-Алания не опубликованного надлежащим образом постановления Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 для формирования сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков является неправомерным.
Не согласившись с принятым решением, Управления Росреестра по РСО-Алания обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 08.07.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ввод суда первой инстанции о не опубликовании постановления N 244, является неверным и сделан в результате неправильного применения нор права. Заявитель указывает, что порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов определен Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 04.04.2006 N 49. В соответствии с пунктом 2 Указа, акты Правительства Республики Северная Осетия-Алания подлежат распространению через информационно-правовую систему "Банк правовых актов Республики Северная Осетия-Алания" и официальному опубликованию в газетах "Северная Осетия", а также размещаются на официальных сайтах. Официальным опубликованием актов считается их распространение в машиночитаемом виде через информационно- правовую систему "Банк правовых актов республики Северная Осетия-Алания".
Постановление Правительства N 244 от 24.10.2008 с приложениями NN 1 и 2 было размещено (опубликовано) в информационно-правовой системе "Законодательство России" 17.02.2009, а также в информационно- правовой системе "Банк правовых актов Республики Северная Осетия-Алания". Следовательно, как полагает податель жалобы, информация о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 была доступна для всеобщего сведения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, выслушав в судебном заседании представителя общества, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ООО "Викалина" является собственником земельного участка кадастровый номер 15:09:040903:20; разрешенное использование - под строительство торгового центра, площадью 16,6046 га, расположенного по адресу: г. Владикавказ, ул. Владикавказская, 44.
Общество также на основании договоров аренды от 08.02.2011 N 3168 и от 04.03.2004 N 950 является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:040903:21 и 15:09:040903:0012.
В целях исчисления платы за землю (уплаты земельного налога и арендной платы) обществом в Управлении Росреестра по РСО-Алании получены 02.02.2011 справки, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка 15:09:04 09 03:20 площадью 166046 кв.м увеличена до 1.973.117.976 руб. 16 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:040903:12 - до 84.357.648 руб. 18 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:040903:21 - до 268.816.321 руб.12 коп.
В ответ на запрос общества, письмом от 24.02.2011 N 17-37/395 Управление Росреестра по РСО-Алания сообщило, что кадастровая стоимость земельных участков изменена с 01.01.2010 постановлениями Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 и от 30.12.2008 N 305.
Полагая, что постановления Правительства РСО-Алания от 24.10.2008 N 244 и от 30.12.2008 N 305 применяться не могут, поскольку они не были опубликованы в средствах массовой информации, а также, что в государственный кадастр недвижимости внесена недостоверная кадастровая стоимость земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий государственного органа незаконными заявителю необходимо доказать факт несоответствия действий указанного лица требованиям закона и нарушение ими прав и законных интересов. При этом обязанность доказывания правомерности совершенных действий возложена на лицо, их совершившее.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие
закон у или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Действия по определению кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права общества, как плательщика земельного налога и арендной платы (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Правительство РСО-Алания Постановлением от 24.10.2008 N 244 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в РСО-Алания. Постановлением от 30.12.2008 N 305 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2008 года N244 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания" постановление Правительства РСО- Алания от 24.10.2008 N 244 дополнено пунктом 3.1, согласно которому Постановление N 244 вступает в силу на территории муниципального образования г. Владикавказ с 01.01.2010.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" N 48 официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Указом Главы РСО-Алания от 04.04.2006 N 49 определен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы и Правительства РСО-Алания. В силу пункта 1 Указа N 49 акты, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, отнесенных федеральным законом к государственной тайне или иной информации ограниченного доступа.
В соответствии с пунктом 2 Указа N 49 официальным опубликованием нормативных правовых актов Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания признается публикация их полного текста в газете "Северная Осетия", "Растдзинад" или в официальном издании "Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания".
Материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в газете "Северная Осетия" 06.11.2008 N 204 (25255) был опубликован текст постановления N 244 без приложений N 1 и N 2. Таким образом, приложения N 1 и N 2 к Постановлению N 244, являющиеся его составной частью и содержащие величину кадастровой стоимости земель, в том числе и земельных участков заявителя, опубликованы в установленном законом порядке не были.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков Управление Росреестра по РСО-Алания руководствовалось нормативным правовым актом, который не вступил в законную силу, является правильным. Не вступивший в законную силу нормативный акт не может создавать каких-либо правовых последствий.
По данному вопросу имеется сложившаяся судебная практика: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2009 по делу N А32-18737/2008-51/166.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы общества и подателя жалобы, касающиеся размера кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции не оценивает и во внимание не принимает, поскольку применение кадастровой стоимости земельного участка, не утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для удовлетворения заявления общества. В противном же случае, спор по вопросу о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, подлежит рассмотрению по правилам искового производства, с учетом толкования правовых норм, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Иные доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанные на нормах права.
Согласно частям 1, 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос об уплате заявителем государственной пошлины по жалобе не рассматривался, поскольку Управление Росреестра освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2011 по делу N А61-870/2011 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-870/2011
Истец: ООО "Викалина"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания
Третье лицо: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, АМС г. Владикавказа, Правительство РСО-Алания, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2469/11