г. Томск |
Дело N 07АП-5871/11 |
30 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яцкевич О.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лотухов Е.Э. по доверенности от 28.03.2011;
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2011 г.
по делу N А03-1698/2011 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению Администрации Алтайского края, г. Барнаул
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю (ОГРН 1042201531855)
о признании незаконными решений налогового органа от 29.07.2008 г. N 19 и от 29.07.2008 г. N 20,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Алтайского края (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконными решений от 29.07.2008 N N 19 и 20.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2011 заявленные Администрацией требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование е доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что заявителем был нарушен установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, выразившийся в представлении в налоговый орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного ликвидационной комиссией без учета требований статьи 63 ГК РФ, то есть, при наличии непогашенной задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, пени.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против позиции налогового органа, поддержав позицию по делу, изложенную в суде первой инстанции, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Письменный отзыв по делу в порядке статьи 262 АПК РФ заявителем не предоставлялся.
В судебное заседание апелляционной инстанции, представители апеллянта не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2011 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.07.2008 Инспекцией были вынесены решения N N 19 и 20 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об ошибочном внесении записи о ликвидации Краевого государственного учреждения "Чарышский лесхоз", а также выданы:
- свидетельство серии 22 N 002880516 от 29.07.2008 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 07.05.2008 ГРН 2082289005819 недействительной в связи с неполным представлением пакета документов на основании решения регистрирующего органа за государственным регистрационным номером 2082289009010;
- свидетельство серии 22 N 002880515 от 29.07.2008 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 07.05.2008 ГРН 2082289005797 недействительной в связи с неполным представлением пакета документов на основании решения регистрирующего органа за государственным регистрационным номером 2082289009019.
Полагая, что действия налогового органа по вынесению решений от 29.07.2008 N N 19 и 20 не соответствует действующему законодательств у, а также нарушает права и законные интересы Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующему органу не представлены полномочия для отмены своего решения о государственной регистрации, на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
В соответствии с Законом Алтайского края от 14.09.2006 N 98-ЗС "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края" Администрация Алтайского края осуществляет правомочия собственника в отношении краевых государственных учреждений, в том числе принимает решение об их ликвидации (ст. 6).
В силу статьи 11 вышеназванного Закона Администрация Алтайского края утверждает порядок проведения организационных мероприятий при создании, реорганизации и ликвидации краевых государственных учреждений, а также порядок назначения и освобождения от должности их руководителей.
Постановлением Администрации Алтайского края 29.08.2007 N 404 принято решение о ликвидации краевого государственного учреждения "Чарышский лесхоз" и назначении ликвидационной комиссии, которой поручено осуществить полный комплекс мероприятий по ликвидации учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Согласно статье 2 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В частности в данной статье указано, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии со 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. "а" части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно пункту 1 статьи 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По иным основаниям регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
По мнению заявителя , все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица КГУ "Чарышский лесхоз" в связи с его ликвидацией были представлены в налоговый орган.
Налоговый орган не обладает полномочиями по истребованию иных документов, чем предусмотренные статьёй 21 названного Закона, а также проведения правовой экспертизы представленных документов.
Как следует из материалов дела 20.09.2007 регистрирующий орган выдал ликвидационной комиссии КГУ "Чарышский лесхоз" свидетельство серия 22 N 002309944 о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2072289008922 и свидетельство серия 22 N00239945 о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора за государственным регистрационным номером 2072289010210.
12.12.2007 регистрирующий орган выдал КГУ "Чарышский лесхоз" свидетельство серия 22 N 002317945 о внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за государственным регистрационным номером 2072289028920.
07.05.2008 регистрирующий орган выдал ликвидационной комиссии КГУ "Чарышский лесхоз" свидетельство серия 22 N 002880183 о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным регистрационным номером 2082289005797 и в этот же день направил уведомление о снятии с учета Российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации за исх. N 530344.
Таким образом, ликвидационной комиссией КГУ "Чарышский лесхоз" был выполнен полный комплекс мероприятий по ликвидации учреждения и представлению регистрирующему органу всех документов, предусмотренных статьей 21 Закона о регистрации.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьёй 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные статьёй 21 Закона о государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации ликвидации общества.
Судом первой инстанции в оспариваемом решении указано, что в ЕГРЮЛ в качестве основания для внесения записи о признании ранее сделанной записи ошибочной указано решение регистрирующего органа. При этом в свидетельствах серия N 002880516 и N002880515 о внесении записи в ЕГРЮЛ записи о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 07.05.2008 ГРН 2082289005819 и ГРН 2082289005797 недействительной указано в качестве основания для внесения записи неполное представление пакета документов на основании решения регистрирующего органа.
Единственным основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ и выдачи свидетельства серия 22 N 002880516 является решения регистрирующего органа от 29.07.2008 NN 19 и 20. Данные решения содержат иные основания - внесение изменений в ЕГРЮЛ в связи с технической ошибкой, допущенной регистрирующим органом. Какую именно запись в ЕГРЮЛ признает регистрирующий орган ошибочной и в чем выражена техническая ошибка,
в данных решениях не указано.
Между тем, доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, необоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора, либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (ликвидатору).
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Так, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие обращение инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у заявителя задолженности по обязательным платежам до завершения ликвидационных процедур, а именно, требование N 4189 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17 апреля 2008 г., которое было получено заявителем 30 апреля 2008 г., то есть до момента представления в налоговый орган заявления о ликвидации юридического лица.
Кроме того, вынесенным Арбитражным судом Алтайского края Решением от 30.10.2008 по делу N А03-9793/2008-31, с КГУ "Чарышский лесхоз" взыскивается задолженность (в том числе по вышеуказанному требованию) по пени за несвоевременную уплату ЕСН в ТФОМС в размере 8 541, 69 руб.
Из вышеизложенных обстоятельств следует, что заявитель не произвел соответствующих расчетов по налогам и сборам перед бюджетами, не включил сумму непогашенной задолженности в ликвидационный баланс, в связи с чем нарушил требования пункта 5 статьи 63 ГК РФ.
Достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации вышеуказанного юридического лица.
В связи с этим имеются основания полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции при наличии вышеизложенных обстоятельств приходит к выводу, что данное нарушение оформления ликвидационного баланса является существенным, что препятствует налоговому органу производить государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
Учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица КГУ "Чарышский лесхоз" не был соблюден, поданный в налоговый орган ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, налоговым органом правомерно по собственной инициативе 29.07.2008 внесены записи в ЕГРЮЛ о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 07.05.2008 ГРН 2082289005819 и ГРН 2082289005797 недействительной в связи с неполным представлением пакета документов на основании решения регистрирующего органа (свидетельство серия 22 N 002880516 за государственным регистрационным номером 2082289009010 и свидетельство серия 22 N 002880515 за государственным регистрационным номером 2082289009019).
Принимая во внимание, что при этом были нарушены права и законные интересы инспекции как кредитора, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу налогового органа обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании части 3 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 мая 2011 года по делу N А03-1698/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Администрации Алтайского края в удовлетворении заявленных требований о признании решений МИФНС N 11 по Алтайскому краю от 29.07.2008 NN 19, 20 незаконными.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1698/2011
Истец: Администрация Алтайского края
Ответчик: Межрайонная ИФНС N11 по Алтайскому краю, Межрайонная ИФНС России N11 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5871/11