Как в рамках деятельности театра можно оформить организацию зрительского буфета и столовой без аренды помещения в случае ее осуществления сторонним юридическим лицом либо внештатным обособленным подразделением?
Поскольку в соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе каким-либо образом самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом, передача им помещений сторонним организациям и лицам в аренду, временное пользование и т.п. неправомерна. Вместе с тем привлечение сторонних организаций и лиц к организации питания зрителей и персонала театра возможно в следующих вариантах.
1. Создание в структуре театра внештатного (или штатного) обособленного подразделения общепита.
При этом, учитывая, что численность персонала бюджетных учреждений контролируется вышестоящим органом, штатное расписание такого подразделения с уточнением источников его финансирования должно быть согласовано с указанным органом. В случае создания данного подразделения для обеспечения его деятельности театр имеет право принимать работников как по трудовым, так и гражданско-правовым договорам (например, для организации питания зрителей в период реализации конкретного театрального проекта).
Вместе с тем создание театром обособленного подразделения общепита существенно ограничивает его возможности привлечения в этих целях сторонних организаций. Ведь пользование их услугами при наличии собственного подразделения, организованного с этой же целью, может быть классифицировано контролирующими органами как экономически необоснованное расходование средств учреждения.
2. Привлечение сторонних организаций для оказания услуг общепита в помещениях театра без передачи их в аренду.
Помещения, в которых сторонняя организация осуществляет торговлю продуктами питания во время спектаклей, остаются в оперативном управлении театра. Сторонняя организация только оказывает театру услуги общепита на его территории. Данная возможность имеет место в отношении услуг общепита, оказываемых с использованием временных лотков, буфетов и т.п., установка и ликвидация которых не требует дополнительных капитальных затрат (подключения оборудования, обустройства или укрепления полов и фундаментов и т.п.).
3. Привлечение сторонних организаций для оказания услуг общепита на базе оборудования бюджетного учреждения.
В этом случае театр обосновывает перед вышестоящим органом необходимость организации питания зрителей. При этом, учитывая возможную нецелесообразность создания для этого специализированного подразделения с привлечением дополнительных работников, театр по согласованию с вышестоящим органом приобретает и устанавливает кухонное и иное оборудование, а затем заключает договоры на его обслуживание и организацию питания со сторонней организацией без передачи ей в аренду данного оборудования и помещений, в которых оно установлено (разрешение на пользование данным оборудованием сторонними организациями в интересах театра оформляется при согласовании с вышестоящим органом возможности закупки и установки оборудования).
Суммируя вышеперечисленные схемы организации питания в театре силами сторонних организаций и лиц, следует обратить внимание на необходимость согласования возможности применения любой из этих схем с вышестоящим органом.
И. Гарнов
1 июня 2007 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"