город Тула
26 сентября 2011 г. |
Дело N А62-277/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хавториным Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3754/2011) администрации города Смоленска
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2011
по делу N А62-277/2011 (судья Бажанова Е.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Привилегия" (ОГРН 1086714000471, ИНН 6714028884)
к администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН
6730012070),
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений
Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526),
о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора земельного участка и обязании устранить нарушенные права,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Балабаева Е.С., доверенность от 14.02.2011 N 12/11; Чарыков А.В. - директор общества;
от ответчика: Андреева О.В., доверенность от 30.06.2011 N 1-35/29;
от третьего лица: не явилось, извещено;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Привилегия" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Смоленска в согласовании акта выбора земельного участка предполагаемой площадью 1474 кв.м для размещения объекта капитального строительства между домами N 2 и N 3 по ул. В.Гризодубовой г. Смоленска, и обязании ответчика согласовать акт выбора земельного участка, согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) площадью 1474 кв.м; разместить информационное сообщение в средствах массовой информации о возможном предоставлении земельного участка, направить указанные документы в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Определением арбитражного суда от 27.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 21.06.2011 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
17.02.2010 ООО "Привилегия" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1474 кв.м по ул. В. Гризодубовой в г. Смоленске между домами N 2 и N 3 и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - здания торгово-бытового обслуживания (т.1, л.д.12).
Департамент направил заявление Общества с приложенными документами в Администрацию г.Смоленска для выполнения мероприятий по выбору земельного участка и утверждению схемы его расположения.
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска направило в адрес Общества сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и акт о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований (т.1, л.д.30-31).
Общество провело процедуры согласований со всеми организациями и направило акт о выборе земельного участка в администрацию.
Письмом от 19.11.2010 администрация г.Смоленска возвратила Обществу акт о выборе земельного участка в связи с тем, что он примыкает к земельному участку многоквартирного жилого дома N 3 и находится на его придомовой территории, на которой с учетом градостроительных, санитарных норм и норм СНиП должны быть расположены площадки отдыха, детские и хозяйственные, зеленые насаждения и выполнено благоустройство. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, земельный участок жилого здания должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, павильоны, производственные объекты, а также автомобильные стоянки общественных организаций, по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта.
Рассмотрев дело по существу и удовлетворив заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.
В соответствии с Областным законом от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" с 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по рассмотрению заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (т.2,л д.45).
Разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" предусмотрено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (т.2, л.д.46-47).
Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в Администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из Администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия (п.5.3 постановления).
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта (п.5.4 постановления).
Пунктами 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм (в ред. постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N175-адм), предусмотрено, что администрация г.Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Исходя из положений пункта второго статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Отказав в обеспечении выбора земельного участка, администрация г.Смоленска, указала, что земельный участок примыкает к земельному участку многоквартирного жилого дома N 3 и находится на его придомовой территории, где с учетом градостроительных, санитарных норм и норм СНиП должны быть расположены площадки отдыха, детские и хозяйственные, зеленые насаждения и выполнено благоустройство, также сослалась на положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, согласно которым земельный участок жилого здания должен
предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, павильоны, производственные объекты, а также автомобильные стоянки общественных организаций, по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта.
Постановлением администрации г.Смоленска от 25.09.2007 N 2382-адм, утвержден проект границ земельного участка под жилым домом N 2 по ул. В. Гризодубовой площадью 4326 кв.м; под жилым домом N 3 по ул. В. Гризодубовой площадью 4153 кв.м (т.1, л.д. 55-56);
Согласно техническому обоснованию земельного участка N 2010-ТО, изготовленному ООО Проектно-строительной фирмой "Дизайн-Проект", испрашиваемый земельный участок находится в системе городской жилой застройки микрорайона "Королевка", расположен в зеленой зоне, проезд к нему относится к внутриквартальной уличной сети; северо-восточная сторона участка примыкает к существующему жилому 9-этажному кирпичному дому N 2 на расстоянии 30 м; южная и западная стороны примыкают к существующему проезду ул. В. Гризодубовой. Исходя из изложенного, размещение в соответствии с нормами проектирования объекта торгово-бытового обслуживания по ул. В. Гризодубовой возможно при соблюдении оговоренных регламентов. Проектные приложения выполнены с учетом норм СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" (т.1, л.д.24-26).
Как следует из данных документов, земельный участок, истребуемый Обществом, не накладывается на соседние земельные участки. Земельные участки под жилыми домами N 2 и N 3 по ул. В. Гризодубовой сформированы фактически по контуру здания (жилого дома).
Согласно заключению главного инженера АНО "Смоленсккурорт" от 18.05.2011 с учетом требований СНиП 2.08.02-89*, 2.09.04-87*, 2.07.01-89*, 23-05-95*, 31-05-2003 сделан вывод о том, что размещение объекта в зоне застройки многоквартирными жилыми домами соответствует требованиям, предъявляемым к общественным зданиям, и соответствует требованиям по пожарной безопасности, согласно Приложению N 1 СНиП 2.07.01-89*; размеры выбранного земельного участка соответствуют градостроительным регламентам; использование земельного участка под объект капитального строительства торгово-бытового обслуживания не опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды и не затрагивает интересы людей, проживающих в жилых домах N 2 и N 3 по ул. В. Гризодубовой г. Смоленска (т.1, л.д. 70-72).
Определением арбитражного суда от 21.04.2011 по ходатайству Общества была назначена градостроительная экспертиза.
Из экспертного заключения ООО "Стройпроект" следует, что по "Правилам землепользования и застройки г. Смоленска" приложение 2 "Схема границ территориальных зон" запрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-2 "Зона застройки многоэтажными жилыми домами".
В силу статьи 29 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, назначение предлагаемого к размещению на участке объекта торгово-бытового обслуживание населения относится к основным видам разрешенного использования участков в зоне Ж-3, при этом параметры предполагаемого объекта точно соответствуют требованиям, сформулированным в пункте 2 статьи 29, - должен располагаться на участке, непосредственно примыкающем к жилой улице, являющейся территорией общего пользования, и иметь общую площадь помещений более 500 кв.м, но менее 1000 кв.м.
Запрашиваемый ООО "Привилегия" земельный участок с предлагаемым к размещению на нем объектом торгово-бытового обслуживания по своему назначению, размещению в структуре микрорайона и технико-экономическим характеристикам относится (в соответствии с "Правилами землепользования и застройки г. Смоленска") к основным видам разрешенного использования участков и объектов капитального строительства.
Размещение объекта торгово-бытового обслуживания и изъятие из состава придомовой территории домов N 2 и N 3 по ул. В. Гризодубовой запрашиваемого под него участка не приводит к нарушению градостроительных норм размещения на оставшейся придомовой территории всех необходимых для обслуживания и эксплуатации домов N 2 и N 3 элементов благоустройства. Более того, расчеты и планировочная проработка показывают, что после размещения необходимых элементов благоустройства остаются следующие резервы:
- не задействованная в проработке придомовая территория дома N 3, расположенная со стороны его южного фасада;
- реальное количество жителей в домах N 2 и N 3 - 401 человек. Почти в 3 раза меньше расчетного - 1175 человек, положенного экспертом в основу при расчете необходимых элементов благоустройства;
- непосредственно к территории жилых домов примыкает рекреационная зона Р-2, в которой, в соответствии с "Правилами землепользования и застройки г. Смоленска", и могут и должны размещаться открытые стоянки автомобилей, открытые плоскостные спортивные сооружения, детские игровые площадки (л.д.13-20).
Отказав в обеспечении выбора земельного участкаЭ администрация г.Смоленска также сослалась на постановление администрации г.Смоленска от 14.03.2007 N 672-адм "Об утверждении Реестра градостроительной документации по застройке территорий г.Смоленска", согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в границах микрорайона "Королевка". В соответствии с данной градостроительной документацией размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено (т.1, л.д.51-52).
Согласно данному постановлению утвержден Реестр градостроительной документации по застройке территорий г. Смоленска. В реестре в разделе 2 "Проекты детальной планировки. Проекты застройки" указано на застройку 1-ой очереди микрорайона "Королевка" северо-западного жилого района г.Смоленска (Генплан листы ГП-01-1, ГП-01-2); застройку 2-ой очереди (Генплан лист ГП-2); корректировку 1-ой очереди микрорайона "Королевка" (Генплан листы ГП 2-1, ГП-2-2).
В соответствии со сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержден 41-й сессией III созыва Смоленского городского Совета 28.02.2007 ;490, информация обо всех видах использования земельного участка предусматривает среди основных видов:
- строительство вдоль красных линий прилегающих улиц и магистральных жилых зданий смешанного использования с разрешением в нижних этажных объектов делового, культурно-просветительского, обслуживающего и коммерческого назначения.
Среди условно-разрешенных видов:
- крупные общественно-торговые центры общегородского значения, рынки временные и постоянные (т.1, л.д.32).
Основание для отказа противоречит сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, кроме того градостроительная экспертиза установила возможность размещения объекта капитального строительства на испрашиваемом Обществом земельном участке.
Следовательно, виды разрешенного использования соответствуют целям предоставления испрашиваемого земельного участка - под строительство объекта торгово-бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Общества, признав незаконным отказ администрации г. Смоленска, изложенным в письме от 19.11.2010, по согласованию акта выбора земельного участка, предполагаемой площадью 1474 кв.м для размещения объекта капитального строительства - объекта торгово-бытового обслуживания по ул. В. Гризодубовой между домами N 2 и N 3 г. Смоленска.
Администрация г. Смоленска признала заключение судебной экспертизы недостаточно обоснованным, поскольку эксперт при определении необходимой площади придомовой территории за основу расчета взял 18 кв. м общей площади, приходящейся на одного человека. Вместе с тем согласно Закону Смоленской области от 19.12.1996 N 36 "О предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Смоленской области" социальная норма площади жилья зависит от членов семьи и достигает до 33 кв. метров (на одиноко проживающего человека).
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанное обстоятельство не влечет недействительность выводов эксперта, поскольку экспертом в заключении оговорено, что реальное количество жителей в домах N 2 и N 3 составляет 401 человек, что в три раза меньше расчетного количества, использованного экспертом. Кроме того, имеется реальная возможность увеличения придомовых территорий за счет прилегающих к этим жилым домам земель.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2011 по делу N А62-277/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-277/2011
Истец: ООО "Привилегия"
Ответчик: Администрация города Смоленска
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области