г. Владивосток |
Дело |
27 сентября 2011 г. |
N А51-9627/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Дегай Игоря Памировича
апелляционное производство N 05АП-6128/2011
на решение от 12.08.2011
судьи Л.А. Куделинской
по делу N А51-9627/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Дегай Игоря Памировича (ИНН 252411223283, ОГРНИП 311250909800015)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
об оспаривании решения, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дегай Игорь Памирович (далее -заявитель, ИП Дегай И.П., предприниматель, декларант) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня), изложенного в письме от 24.05.2011 N 10-14/11544, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/210508/0010854, и обязании таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 403927 рублей 23 копеек.
Решением от 12.08.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд посчитал, что предприниматель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей с пропуском трёхлетнего срока, установленного пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в связи с чем заявителем пропущен общий трёхгодичный срок исковой давности, установленный статьёй 196 Гражданского кодекса РФ.
В апелляционной жалобе на решение суда от 12.08.2011 ИП Дегай И.П. просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее: Со ссылкой на пункт 2 статьи 355, пункт 4 статьи 332, часть 3 статьи 330 Таможенного кодекса РФ предприниматель считает, что поскольку взыскание таможенных платежей по спорной ГТД производилось на основании решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости от 23.05.2008, то до вынесения указанного решения денежные средства, перечисленные на счет таможенного органа платежными поручениями N 82 от 15.05.2008 и N 87 от 19.05.2008 в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей. Именно с момента принятия решения о корректировке производится списание со счета авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин и обязанность по их уплате считается исполненной. В связи с этим предприниматель считает, что трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в таможенный орган заявителем не пропущен.
ИП Дегай И.П., Находкинская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
05.04.2007 между предпринимателем (покупатель) и фирмой HAIDERI MOTORS Co., Ltd (продавец) заключен контракт N DH-001/07 на поставку автомашин на общую сумму 2000000 долларов США в соответствии с Приложениями, которые составляются на каждую партию отгрузки товара и являются неотъемлемой частью настоящего контракта, с указанием суммы, подлежащей оплате, и срока поставки.
Приложениями N 66 от 05.05.2008 и N 67 от 06.05.2008 стороны согласовали поставку партии товара - бывших в употреблении автомобилей на общую сумму 3500 долларов США на условиях CFR порт Находка. Во исполнение контракта в мае 2008 года товар ввезён на территорию Российской Федерации и задекларирован по ГТД N 10714040/210508/0010854. Таможенная стоимость товара определена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля таможенный орган посчитал, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу. В связи с этим таможней направлен в адрес предпринимателя запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости. Запрошенные документы предпринимателем не представлены со ссылкой на их отсутствие.
23.05.2008 таможней произведена корректировка таможенной стоимости ввезённого товара, а затем принята таможенная стоимость товара, определённая шестым (резервным) методом оценки путём проставления отметки "Таможенная стоимость принята 23.05.2008" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.
На основании принятой таможенной стоимости предпринимателю доначислены таможенные платежи в размере 403927 рублей 23 копеек, которые заявитель уплатил в целях выпуска товара. 23.05.2008 товар выпущен в свободное обращение.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 20.05.2011 в порядке статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предприниматель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 403927 рублей 23 копеек по ГТД N 10714040/210508/0010854 как излишне уплаченных.
Письмом от 24.05.2011 N 10-14/11544 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с решением таможни, изложенным в письме от 24.05.2011 N 10-14/11544, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/210508/0010854, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ, действовавшего на момент подачи предпринимателем ГТД N 10714040/210508/0010854, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным методом определения таможенной стоимости.
Пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
Таможенную стоимость товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по спорной ГТД, заявитель первоначально определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости предприниматель наряду с ГТД представил в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по указанной ГТД.
Контракт, приложения к нему, инвойсы подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
По условиям контракта цена товара понимается на условиях CFR - порты Находка и Восточный, и в соответствии с правилами толкования международных терминов "Инкотермс 2000" в данную цену включаются все расходы поставщика, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику, в том числе связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных официальных сборов, включая расходы по погрузке товара на борт судна, а также фрахт. При этом действующее законодательство не обязывает участников внешнеэкономической сделки в коммерческих документах при поставке по условиям CFR расшифровывать цену товара, которая определяется исключительно по соглашению сторон.
Факт перемещения указанного в ГТД товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Документы, представленные предпринимателем в таможню в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, действовавшего в спорный период. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезенного товара по выбранному методу.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Не представление заявителем указанных в запросе таможенного органа документов не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
Таким образом, таможенный орган согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие обстоятельств, препятствующих декларанту применить первый метод определения таможенной стоимости.
Корректировка таможенной стоимости товара повлекла за собой увеличение размера таможенных платежей.
Оценка действиям таможни по корректировке таможенной стоимости дана коллегией при рассмотрении настоящего спора. Выбранный предпринимателем способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статье 201 АПК РФ.
В соответствии со статьей 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Проверка доводов заявителя о возможности возврата (зачёта) таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
Учитывая незаконность корректировки таможенной стоимости, спорные таможенные платежи в сумме 403927 рублей 23 копейки являются излишне уплаченными, и заявитель имеет право на их возврат в порядке статьи 90 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В пунктах 4, 12 установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. (пункт 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. (пункт 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Материалами дела, в силу вышеизложенного, подтверждается факт излишней уплаты предпринимателем таможенных платежей ввиду отсутствия оснований для корректировки таможенной стоимости по спорной ГТД.
Вывод суда о том, что предприниматель обратился 20.05.2011 в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, поскольку оплата таможенных платежей в сумме 403927 рублей 23 копеек произведена платежным поручением N 82 от 15.05.2008, коллегия апелляционной инстанции находит ошибочным в силу следующего:
В рассматриваемом случае предпринимателем заявлены к возврату излишне уплаченные в связи с неправомерной корректировкой таможенные платежи в сумме 403927 рублей 23 копеек, перечисленные платежными поручениями N 82 от 15.05.2008, N 87 от 19.05.2008.
Вывод суда о том, что сумма авансового платежа в размере 1430000 рублей, внесённого по платежному поручению N 82 от 15.05.2008, являлась достаточной для оплаты доначислений в сумме 403927 рублей 23 копеек коллегия находит ошибочным. Заявитель свободен в распоряжении своими денежными средствами и не лишен возможности производить уплату таможенных платежей частично по различным платежным поручениям. Таможенный орган также не оспорил то обстоятельство, что уплата спорных таможенных платежей производилась двумя платежными поручениями.
Вместе с тем как установлено материалами дела дополнительно начисленные к уплате в результате корректировки таможенной стоимости товара таможенные платежи взысканы таможенным органом за счет авансовых платежей, То есть для определения дня, с которого следует исчислять вышеуказанный трехлетний срок, необходимо руководствоваться подпунктом 4 части 1 статьи 332 Таможенного кодекса РФ, действовавшим на момент корректировки и уплаты. Согласно указанной норме права обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. Аналогичное положение содержится в статье 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решение о корректировке таможенной стоимости принято таможней 23.05.2008. Поскольку в рассматриваемом случае взыскание производилось на основании решения таможенного органа о корректировке, то до вынесения указанного решения денежные средства, перечисленные на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей. Именно с момента принятия решения о корректировке таможенной стоимости и проставления соответствующей отметки таможенным органом производится списание со счета авансовых платежей в счет уплаты таможенных пошлин и обязанность по уплате таковых считает исполненной.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что оплата (излишнее взыскание) спорных таможенных платежей имело место 23.05.2008.
Заявление в таможенный орган о возврате денежных средств подано предпринимателем 20.05.2011, то есть пределах установленного пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" трёхлетнего срока.
В связи с этим вывод таможни в письме N 10-14/11544 от 24.05.2011 о том, что предпринимателем не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ГТД, является несостоятельным. У таможни отсутствовали основания для оставления заявления предпринимателя в части ГТД N10714040/210508/0010854 без рассмотрения по части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", чем нарушены права и законные интересы декларанта.
Требования предпринимателя о признании незаконным решения Находкинской таможни, изложенного в письме N 10-14/11544 от 24.05.2011, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N10714040/210508/0010854, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах подлежит удовлетворению и требование заявителя об обязании таможенного органа возвратить индивидуальному предпринимателю Дегай И.П. излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 403927 рублей 23 копейки.
Поскольку в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, указанное требование подлежит рассмотрению по правилам искового производства в силу части 1 статьи 189 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, на него не распространяется установленное частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, и в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности, который составляет три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание предмет и основание требования, в рамках которого произведена оценка корректировки таможенной стоимости, повлекшей доначисление спорных таможенных платежей и с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, коллегия считает, что трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей в судебном порядке предпринимателем не пропущен. Задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
На основании вышеизложенного заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению в полном объеме, решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы по оплате госпошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в суд в сумме 11278 рублей 55 копеек и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на Находкинскую таможню.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2011 по делу N А51-9627/2011 отменить.
Признать незаконным решение Находкинской таможни, изложенное в письме N 10-14/11544 от 24.05.2011, в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/210508/0010854 как не соответствующее положениям Таможенного кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Обязать Находкинскую таможню возвратить индивидуальному предпринимателю Дегай Игорю Памировичу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 403927 (четыреста три тысячи девятьсот двадцать семь) рублей 23 копейки.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Дегай Игоря Памировича 11278 (одиннадцать тысяч двести семьдесят восемь) рублей 55 копеек госпошлины по заявлению и 1000 (одну тысячу) рублей 00 копеек госпошлины по апелляционной жалобе, всего 12278 (двенадцать тысяч двести семьдесят восемь) рублей 55 копеек.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9627/2011
Истец: ИП Дегай Игорь Памирович
Ответчик: Находкинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6128/11