26 сентября 2011 г. |
Дело N А55-6482/2011 |
город Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Морозова В.А., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Тюмасевой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011 по делу N А55-6482/2011 (судья Бунеев Д.М.)
по иску открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 24 486 руб. 57 коп.,
с участием:
от истца - Гайсаров Р.К., доверенность N 170/01-Дов от 05.11.2010 г..;
от ответчика - Филатова Т.В., доверенность серии 63АА0780078 N НЮ46-164 от 26.07.2011 г..
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" обратилось с требованием о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пени за просрочку в доставке груза в сумме 24 486 руб. 57 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2011 г.. с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" взыскано 24 486 руб. 57 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 2 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска. При этом доводы заявителя сводятся к тому, что суд первой инстанции необоснованно перешел из предварительного судебного заседания в основное в отсутствие ответчика, расценив, что ходатайство ответчика о рассмотрении предварительного судебного заседания в отсутствие ответчика как отсутствие со стороны ответчика возражений по переходу из предварительного судебного заседания в основное, что просрочка доставки груза произошла по не зависящим от перевозчика обстоятельствам.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным, заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов- копию запроса N ТЦФТО-5/32 от 22.04.2011 г. ОАО "РЖД" в управление МЧС Республики Татарстан по Нижнекамскому району; копию решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 05.12.2010 г. N 40-10; копию решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 10.12.2010 г. N 48-10; копию распоряжение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан N 01-11р от 19.01.2011 г.; копию решения комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан "О введение в действие плана "Буран" на территории Нижнекамского муниципального района" N 27 от 27.12.2010 г., копию решения комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан "О некоторых вопросах организации очистки автомобильных дорог от снега и отмене плана "Буран" на территории Нижнекамского муниципального района" N 1 от 11.01.2011 г.
Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Суд удовлетворил ходатайство заявителя о приобщении дополнительных документов.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 07.12.2010 ответчиком по накладной ЭР 770670 были приняты к перевозке порожние вагоны для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагоны доставлялись грузовой скоростью и были доставлены 12.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в срок. Срок доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами исчисление сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от Н июня 2003 года N 27, которые предусматривают, что срок доставки порожних вагонов на расстояние 32 км составляет 3 дня: 32 / ПО = 0,3 дня, где ПО км - норма суточного пробега на расстояние до 100 км при перевозке грузов грузовой скоростью (п.2.1 Правил). Указанное значение округляется в большую сторону до целого числа (абзац 4 п.2 Правил), что составляет 1 день. Кроме того, указанный срок увеличивается на 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (п.5.1 Правил) Таким образом, общий срок доставки порожних цистерн грузовой скоростью на расстояние 32 км составляет 3 дня. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки.
В соответствии с данными положениями законодательства ответчик должен выплатить истцу пени в размере 93,78 рублей за просрочку доставки груженых вагонов: 521,00 х 9% х = 93,78 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 93,78 рублей.
07.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 324605 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 11.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 46,89 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 521,00 х 9% х 1 = 46,89 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 46,89 рублей.
02.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 515597 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 11.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 6 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 286,74 рублей за просрочку доставки порожних вагонов:
531,00 х 9% х 6 = 286,74 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 286,74 рублей.
24.11.10г. ответчиком по накладной ЭП 944283 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 456 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 02.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 456 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (456 / 160 = 2,8 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 8 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 1729,89 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 5407,00 х 9% х 3 = 1729,89 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с пропусков срока на предъявление претензии. Не признанная часть составляет 1729,89 рублей. 21.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 364724 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 477 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 31.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 477 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (477 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 10 суток просрочка доставки вагонов составляет 5 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 3005,10 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6678,00 х 9% х 5 = 3005,10 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы.
Не признанная часть составляет 3005,10 рублей.
30.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 481774 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 03.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 4 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 47,79 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 531,00 х 9% х 1 = 47,79 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11 г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
He признанная часть составляет 47,79 рублей.
28.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 626637 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 469 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 05.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 469 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (469 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 8 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 1737,99 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6437,00 х 9% х 2 = 1737,99 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 1737,99 рублей.
26.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 442871 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / 110 = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 10 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 477,90 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 531,00 х 9% х 10 = 477,90 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию признал частично, в сумме 430,11 рублей. В остальной части, в размере 47,79 рублей отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 47,79 рублей.
25.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 436520 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / ПО = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 14 суток просрочка доставки вагонов составляет 11 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 525,69 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 531,00 х 9% х 11 = 525,69 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию признал частично, в сумме 477,90 рублей. В остальной части, в размере 47,79 рублей отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 47,79 рублей.
26.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 442568 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 22 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 08.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 22 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (22 / 110 = 0,2 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 13 суток просрочка доставки вагонов составляет 10 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 477,90 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 531,00 х 9% х 10 = 477,90 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию признал частично, в сумме 430,11 рублей. В остальной части, в размере 47,79 рублей отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 47,79 рублей.
07.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 720484 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 12.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 93,78 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 521,00 х 9% х 2 = 93,78 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 93,78 рублей.
07.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 681975 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 12.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дня, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / ПО = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 5 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 93,78 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 521,00 х 9% х 2 = 93,78 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 93,78 рублей.
07.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 728596 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 469 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 16.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 469 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (469 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 2346,12 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6517,00 х 9% х 4 = 2346,12 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы.
Не признанная часть составляет 2346,12 рублей.
10.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 728448 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 464 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 20.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 464 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (464 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 10 суток просрочка доставки вагонов составляет 5 дней.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 2932,65 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6517,00 х 9% х 5 = 2932,65 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы.
Не признанная часть составляет 2932,65 рублей.
11.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 977242 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 458 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 20.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 464 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (458 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 2306,52 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6407,00 х 9% х 4 = 2306,52 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г.
Ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы. Не признанная часть составляет 2306,52 рублей.
14.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 952700 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 469 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 21.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 469 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (469 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 7 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 1173,06 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6517,00 х 9% х 2 = 1173,06 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы.
Не признанная часть составляет 1173,06 рублей.
22.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 426859 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 409 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 28.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 409 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (409 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 6 суток просрочка доставки вагонов составляет 1 день.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 508,95 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 5655,00 х 9% х 1 = 508,95 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил с той мотивировкой, что в Республике Татарстан объявлена чрезвычайная ситуация (метеоусловия).
Не признанная часть составляет 508,95 рублей.
18.12.10г. ответчиком по накладной ЭР 862146 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 32 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 28.12.10г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 32 км составляет 3 дней, из которых 1 день по нормам суточного пробега (32 / 110 = 0,3 дней, округляем до 1), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 10 суток просрочка доставки вагонов составляет 3 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 3828,51 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 6077,00 х 9% х 3 = 3828,51 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию частично, в размере 546,93 рублей, признал. В остальной части, в размере 3281,58 рублей отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Бугульма.
Не признанная часть составляет 3281,58 рублей.
26.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 578648 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 458 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 04.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 458 км составляет 5 дней, из которых 3 дня по нормам суточного пробега (458 / 160 = 2,9 дней, округляем до 3), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 9 суток просрочка доставки вагонов составляет 4 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 2306,52 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 651407,00 х 9% х 4 = 2306,52 рублей.
Для совершения оплаты пени ответчику была направлена претензия N 567/36 от 13.01.11г. с требованием уплатить пени. Письмом N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. ответчик претензию отклонил в связи с тем, что вагон якобы находился на промывке на ст. Чишмы.
Не признанная часть составляет 2306,52 рублей.
28.12.10г. ответчиком по накладной ЭС 618 был принят к перевозке порожний вагон для доставки истцу на станцию Биклянь. Расстояние перевозки составляет 554 км, вагон доставлялся грузовой скоростью и был доставлен 05.01.11г. Даты отправления и прибытия вагона подтверждаются календарными штемпелями станций отправления и прибытия в накладной.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки порожнего вагона на расстояние 554 км составляет 6 дней, из которых 4 дня по нормам суточного пробега (554 / 160 = 3,4 дней, округляем до 4), 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. При общем сроке доставки в 8 суток просрочка доставки вагонов составляет 2 дня.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ и ст. 97 Устава ответчик должен выплатить истцу пени в размере 2352,06 рублей за просрочку доставки порожних вагонов: 13067,00 х 9% х 2 = 2352,06 рублей.
Судебная коллегия устанавливает, что всего по 20-ти эпизодам претензионная сумма составила 26 371 руб. 62 коп.
Истец предъявил по данным эпизодам претензию N 567/36 от 13.01.11г. Ответчик, исх. N ТЦФТОУК-11/127 от 25.02.11г. претензию признал частично, на сумму 1 885 руб. 05 коп., оставшуюся сумму задолженности в размере 24 486 руб. 57 коп. ответчик не признал, мотивируя свои отказ объявлением чрезвычайной ситуации в Республике Татарстан.
Доводы заявителя жалобы с учетом приобщенных дополнительных документов, о том, что задержка груза произошла по не зависящим от перевозчика обстоятельствам не могут быть приняты.
Статья 29 Устава железнодорожного транспорта гласит, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.
Доказательств наличия соблюдения указанного в Уставе порядка установления обстоятельств, на которые ссылается ответчик, того, что ответчик уведомлял истца о прекращении перевозок в Республике Татарстан, в материалы дела не представлено.
Представленные ответчиком дополнительно документы в своей совокупности не опровергают вышеуказанный вывод суда.
Согласно ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства в не предусмотренных законом случаях не допускается. Таким образом, ответчик в нарушении положений ст. ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленными доказательствами не доказал обстоятельства, на которые он ссылается.
Довод заявителя о неправомерном рассмотрении судом первой инстанции спора по существу после проведения предварительного судебного заседания не может быть принят, т.к. материалами дела подтверждается и представителем ответчика подтверждено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте предварительного заседания, определением суд первой инстанции разъяснил ответчику положения ст. 137 АПК РФ, ответчик возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие и перехода из предварительного судебного заседания в открытое для рассмотрения спора по существу в суд не представил.
Суд первой инстанции правомерно, согласно ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с п.3 определения суда от 22.04.2011 по настоящему делу завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, поскольку от ответчика, который не пожелал участвовать в предварительном судебном заседании не поступили возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2011 по делу N А55-6482/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6482/2011
Истец: ОАО "Нижнекамскнефтехим"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"