г. Пермь |
|
26 января 2010 г. |
Дело N А50-35550/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Закорко И.А.
при участии:
от заявителя - Закрытого акционерного общества "Уралнефтесервис": Овчинников А.В. по доверенности от 11.01.2010
от заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю: Камских О.И. по доверенности от 14.04.2009, Моисеева Т.А. по доверенности от 30.11.2009
от третьего лица - Агентства по природопользованию Пермского края: не явились
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 ноября 2009 года
по делу N А50-35550/2009,
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Уралнефтесервис"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
третье лицо: Агентство по природопользованию Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления административного органа
установил,
Закрытое акционерное общество "Уралнефтесервис" (далее - ЗАО "УНС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по делам об административных правонарушениях N 29/2009, 30/2009 от 08.10.2009 по ст.7.1 и ст.8.8 КоАП РФ, вынесенного в отношении ЗАО "Уралнефтесервис".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2009 года по делу N А50-35550/2009, принятым судьей Власовой О.Г., заявленные требования удовлетворены. Постановление от 08.10.2009, вынесенное Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по делу об административном правонарушении о привлечении Закрытого акционерного общества "Уралнефтесервис" ОГРН 1025901893434, место нахождения г.Кунгур, ул. Г.Искра,1, к административной ответственности по статьям 7.1, 8.8 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы считает, что использование обществом земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю, подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 25/2008. Заявителю продолжительное время было известно о необходимости оформления прав на землю с уполномоченным органом, однако он продолжал использовать земельный участок, не принимая мер по надлежащему оформлению прав на земельные участки, переписка общества не может быть рассмотрена как обстоятельство, исключающее вину общества. Мнение третьего лица о наличии кадастровой ошибки, подлежащей исправлению, также не может свидетельствовать об отсутствии вины заявителя. Земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения и не может быть предоставлен для сбора и транспортировки нефти с разведочных скважин. Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, ЗАО "УНС", в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третье лицо, Агентство по природопользованию Пермского края, в письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает, что на момент предоставления Агентством лесных участков в аренду ЗАО "УНС" и заключения договоров аренды действовало свидетельство от 12.07.2005 N 59 БА 014008 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 88 230 000 кв.м в составе земель лесного фонда по адресу Пермская область, Кунгурский район, лесхоз "Кунгурский", Кыласовское лесничество, кв.1-44. На основании указанного, третье лицо считает, правомерным заключение в ноябре договоров аренды лесных участков N 9,10. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 21.09.2009 по 22.09.2009 на основании распоряжения о проведении плановой проверки от 15.09.2009 в отношении ЗАО "УНС" проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках: 1. с адресными ориентирами: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, ГКУ "Кунгурское лесничество", Кунгурское сельское участковое лесничество (ГП "Совхоз Кыласовский") квартал N 2 (выдела 1,5,8), квартал N 3 (выдела 1,2,3), квартал N 8 (выдела 6,13,21,37,42), квартал N 11 (выдела 6,9), входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:24:0000000:0012; 2. с адресными ориентирами: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, ГКУ "Кунгурское лесничество", Кунгурское сельское участковое лесничество (ГП "Совхоз Кыласовский") квартал N 1 (выдела 8,9), квартал N 2 (выдела 1,5,8), квартал N 3 (выдела 1,2,3), квартал N 8 (выдела 4,5,6,13,19,21,32,40,42), квартал N 11 (выдела 4,6,9), квартал N 22 (выдела N 9,11,14,15,24), входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:24:0000000:0012.
В ходе проведения проверки Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю выявлен факт использования указанных земельных участков без оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю. Заинтересованным лицом установлено, что ЗАО "УНС" использует земельные участки под промышленные цели, что противоречит их целевому назначению и разрешенному использованию. По итогам проверки составлен акт N 39 от 22.09.2009, в котором отражены указанные обстоятельства и сделан вывод о том, что нарушения, допущенные заявителем, влекут ответственность, предусмотренную ст.7.1, 8.8 КоАП РФ (т.2 л.д.4-7). Акт составлен в присутствии начальника общего отдела ЗАО "УНС" Бобровой Л.Ф., действующей на основании доверенности от 05.09.2009.
23.08.2009 по средствам факсимильной связи ЗАО "УНС" извещено о составлении 24.09.2009 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8 КоАП РФ (т.2 л.д.8). 24.09.2009 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю в присутствии начальника общего отдела ЗАО "УНС" Бобровой Л.Ф. составлен протокол об административном правонарушении N 2, выразившемся в использовании ЗАО "УНС" земельного участка площадью 21,4755 га не по целевому назначению, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8 КоАП РФ (т.2 л.д.9).
Заинтересованное лицо, рассмотрев протоколы об административных правонарушениях от 22.09.2009 по ст.7.1, 8.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "УНС", назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 08.10.2009, о чем 05.10.2009 известило заявителя по средствам факсимильной связи (т.2 л.д.52).
Рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях N 25/2009, 28/2009 в присутствии представителя ЗАО "УНС" Бобровой Л.Ф. заинтересованным лицом вынесено постановление, которым ЗАО "УНС" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 21,4755 га с адресными ориентирами: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, ГКУ "Кунгурское лесничество", Кунгурское сельское участковое лесничество (ГП "Совхоз Кыласовский") квартал N 1 (выдела 8,9), квартал N 2 (выдела 1,5,8), квартал N 3 (выдела 1,2,3), квартал N 8 (выдела 4,5,6,13,19,21,32,40,42), квартал N 11 (выдела 4,6,9), квартал N 22 (выдела N 9,11,14,15,24), входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:24:0000000:0012, площадью 170 185 100 кв.м, для обустройства участка пробной эксплуатации Ожгинского месторождения нефти без оформленных в установленном порядке документов на землю, а также не по целевому назначению, ответственность за которые предусмотрена ст.7.1, 8.8 КоАП РФ. ЗАО "УНС" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя событий правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.7.1, 8.8. КоАП РФ, при этом указал на недоказанность вины общества в совершении указанных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.25, ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с указанным законом.
Согласно ч.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу ст.8 ГК РФ гражданские права, в том числе права на земельные участки, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Анализ объекта и объективной стороны данного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но связанное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из постановления о назначении административного наказания от 08.10.2009 следует, что основанием для признания заявителя виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, явилось установление заинтересованным лицом использования земельного участка площадью 21,4755 га без оформленных в установленном порядке документов на землю. Указанный вывод сделан на основании следующего:
- на момент проведения проверки государственная регистрация договора аренды лесного участка от 27.11.2008 N 10 отсутствовала, в связи с чем данный договор может рассматриваться как не вступивший в силу;
- договор аренды лесного участка от 27.11.2008 N 10 заключен с ненадлежащим распорядителем земельных участков, которым является ТУ ФАУФИ;
- согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 59:24:0000000:0012, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, предоставлен в аренду ООО "Кылосовское";
- по данным УФРС по Пермскому краю правообладателем земельного участка с кадастровым номером 59:24:0000000:0012, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, является Российская Федерация и имеется запись об ограничении (обременении) прав: договор аренды с ООО "Кылосовское".
ЗАО "УНС" выражая свое несогласие относительно постановления в указанной части, сослалось на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, указав на принятие всех зависящих от него мер, направленных на оформление права пользования земельным участком. В обоснование указанного заявителем представлены:
- лицензия ПЕМ 13011 НЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ожгинского участка Кунгурского района Пермского края (зарегистрирована МПР России 04.03.2005 N 393/ПЕМ 13011 НЭ). Указанная лицензия выдана ЗАО "УНС" с целью проведения разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ожгиснкого участка в Кунгурском районе Пермской области. Срок окончания действия лицензии - 15.02.2025. Неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются: соглашение об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ожгинского участка на территории Пермской области; схема расположения Ожгинского лицензионного участка; приказ Федерального агентства по недропользованию об утверждении итогов аукционов на получение права пользования недрами от 28.12.2004 N 653; письмо Администрации Кунгурского района Пермской области от 22.11.2002 N 1005/2-39; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ЗАО "Уралнефтесервис" (т.1 л.д.65).
- договор аренды земельного (лесного) участка N 211 от 10.08.2007, заключенный между Министерством промышленности и природных ресурсов Пермского края (арендодатель) и ЗАО "УНС" (арендатор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со ст.72,73,74 Лесного кодекса РФ и приказом Министерства промышленности природных ресурсов Пермского края от 20.07.2007 N 320 "О передаче в аренду и формировании земельных (лесных) участков ЗАО "УНС", обязался передать, а арендатор принять лесной участок под объект "Сбор и транспорт нефти" с разведочных скважин N 13,14,21,54 Ожгинского нефтяного месторождения". Срок действия договора определен до 09.08.2008 (т.1 л.д. 30-42).
- договор аренды лесного участка N 9 от 27.11.2008, заключенный между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ЗАО "УНС" (арендатор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со ст.43,45,72,74 Лесного кодекса РФ и приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 17.09.2008 N 48-01-02-64 "О передаче в аренду земельного (лесного) участка под объект "Сбор и транспорт нефти с разведочных скважин N 13,14,21,54 Ожгинского нефтяного месторождения ЗАО "УНС"" обязался передать, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок, площадью 6,1927 га имеет категорию земельного участка - земли лесного фонда; выписку из государственного лесного реестра Пермского края от 18.09.2008 с номером учетной записи 16-2008-09, местоположение земельного участка: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, ГКУ "Кунгурское лесничество", Кунгурское сельское участковое лесничество (ГП Совхоз "Кыласовский" квартал 2 (выдела 1,5,8), квартал 3 (выдела 1,2,3), квартал 8 (выдела 6,13,21,37,42), квартал 11 (выдела 6,9). Эксплуатационные леса. Лесной участок передан под объект "Сбор и транспорт нефти с разведочных скважин N 13,14,21,54 Ожгинского нефтяного месторождения". Обременения и ограничения лесного участка отсутствуют. Срок действия договора до 15.02.2025 (т.2 л.д.11-16).
- договор аренды лесного участка N 10 от 27.11.2008 заключенный между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ЗАО "УНС" (арендатор), по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со ст.43,45,72,74 Лесного кодекса РФ и приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 19.09.2008 N 48-01-02-68 "О передаче в аренду земельных (лесных) участков под объект "Обустройство участка пробной эксплуатации Ожгинского нефтяного месторождения" обязался передать, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок, площадью 21,4755 га имеет категорию земельного участка - земли лесного фонда, выписку из государственного лесного реестра Пермского края от 26.09.2008 с номером учетной записи 22-2008-09, местоположение указанного земельного участка Пермский край, Кунгурский муниципальный район, ГКУ "Кунгурское лесничество", Кунгурское сельское участковое лесничество (ГП Совхоз "Кыласовский" квартал 1 (выдела 8,9), квартал 2 (выдела 1,5,8), квартал 3 (выдела 4,6,9), квартал 22 (выдела 9,11,14,15,24). Эксплуатационные леса. Лесной участок передан под объект "Обустройство участка пробной эксплуатации Ожгинского нефтяного месторождения". Обременения и ограничения лесного участка отсутствуют. Срок действия договора до 15.02.2025 (т.2 л.д.19-25).
В государственной регистрации договора аренды лесного участка N 9 от 27.11.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю отказано 18.02.2009. Основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды послужило непредставление заявления или иных документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, также регистрирующим органом установлено, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (т.2 л.д.36).
В своем заявлении ЗАО "УНС" указывает, что о передаче земельного участка площадью 170 185,1 га в аренду ООО "Кыласовское" сроком на 15 лет ему стало известно 22.09.2007 (т.1 л.д.7).
Письмом от 26.10.2007 N 994 ЗАО "УНС" обратилось в Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом по Пермскому краю, в котором просило разъяснить о правомерности заключения договоров аренды с ЗАО "УНС" и ООО "Кыласовское" (т.1 л.д.43). В ответ на указанное обращение заявителю было предложено обратиться в ООО "Кылосовское" для заключения договора субаренды (т.1 л.д.44).
Письмом N 1071 от 22.11.2007 ЗАО "УНС" обратилось в Министерство природных ресурсов Пермского края с просьбой о разъяснении, кто является собственником земельного участка площадью 7,0453 га (который входит в состав земельного участка переданного по договору аренды ООО "Кыласовское"), имеет право распоряжения и к какой категории земель относится данный земельный участок (т.1 л.д.45). Письмом от 20.12.2007 заявителю разъяснено, что договор аренды земельного (лесного) участка от 10.08.2007 N 211 заключен на законном основании и имеет юридическую силу. При этом, Министерством природных ресурсов Пермского края указано на то, что земельный (лесной) участок площадью 7,0453 га расположен на землях лесного фонда и является федеральной собственностью. По договору аренды, заключенному с ООО "Кыласовское", последнему переданы земли сельскохозяйственного назначения. Земли лесного фонда не могут входить в земли сельскохозяйственного назначения. Земельными (лесными) участками, предоставленными в аренду ЗАО "УНС", ООО "Кыласовское" распоряжаться не может (т.1 л.д.46).
Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 02.04.2008 сообщило о том, что в соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая наличие свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 12.07.2005, подтверждающего принадлежность земельного участка площадью 7,0453 га к землям лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства считает заключение договора аренды земельного (лесного) участка N 211 от 10.08.2007 соответствующем действующему законодательству. Кроме того, обращение ЗАО "УНС" направлено в Территориальное управление Росимущества по Пермскому краю (т.1 л.д.47,48).
В письме от 27.06.2008 Министерство природных ресурсов сообщило, что договор аренды земельного участка N 211 от 10.08.2007 заключен в соответствии с действующим законодательством. Лесной участок входит в состав земель лесного фонда, право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2005 (т.1 л.д.53).
Агентство по природопользованию Пермского края в письме от 22.06.2009 указало на то, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:24:0000000:0012 общей площадью 170 185 100 кв.м с категорией земель сельскохозяйственного назначения. Участок лесного фонда площадью 88 230 000 кв.м в отношении которого была проведена регистрация права собственности Российской Федерации располагается в переделах земельного участка с кадастровым номером 59:24:0000000:0012. В связи с дублированием объектов права 19.12.2008 по инициативе Территориального управления Росимущества по Пермскому краю прекращено право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 88 230 000 кв.м. Таким образом, земельные участки площадью 6,1927 га и 21,4755 га в настоящее время являются земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения. Агентством обращено внимание на то, что распорядительные акты, изданные до 19.12.2008 в отношении лесных участков, в том числе о переводе лесных участков в нелесные, решения о продаже лесных насаждений, а также о предоставлении в аренду лесных участков имеют законную силу (т.2 л.д.34,35).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 01.10.2009 земельный участок с кадастровым номером 5924/205/09-11957 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (т.2 л.д.47-51).
Факт пользования земельным участком площадью 6,1927 га не отрицается заявителем. Указанный участок входит в состав земельного участка площадью 170 185 100 кв.м, кадастровый номер 59:24:0000000:0012 и имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.09.2009 N 01/141/2009-119 (т.2 л.д.40). В выписке указано на ограничение права в виде договора аренды, зарегистрированного 11.10.2007 за N 59-59/09/097/2007-008, сроком действия с 11.10.2007 на 15 лет, арендатором по указанному договору является ООО "Кыласовское".
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт использования земельного участка общей площадью 21,4755 га в отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка. В связи с этим обоснован вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ЗАО "УНС" события вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом в силу ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в том числе и виновности лица, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Заинтересованное лицо, в постановлении о привлечении к административной ответственности указывает, что вина ЗАО "УНС" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ выразилась в не принятии всех зависящих мер по соблюдению установленных требований, а именно: заявитель не обращался в орган, уполномоченный распоряжаться от имени Российской Федерации земельным участком площадью 21,4755 га (ТУ ФАУФИ) по вопросу оформления прав на него; получив отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 10 от 27.11.2008, не воспользовалось правом оспорить данный отказ, а продолжало использовать данный земельный участок.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении (ч.3 ст.26.1 КоАП РФ).
Анализ представленной в материалы дела многочисленной переписки заявителя с государственными органами, а также наличие в момент заключения договоров аренды действующего свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 12.07.2005, свидетельствуют об отсутствии у ЗАО "УНС" реальной возможности для соблюдения порядка оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Кроме того, как уже было указано, Агентством по природопользованию Пермского края в письме от 22.06.2009 указано на то, что распорядительные акты, изданные до 19.12.2008 в отношении лесных участков, в том числе о предоставлении в аренду лесных участков имеют законную силу (т.2 л.д.34,35).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом вины ЗАО "УНС" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением ЗАО "УНС" также вменяется правонарушение по ст.8.8 КоАП РФ. Административным органом установлено использование земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения в целях, противоречащих его разрешенному использованию. Заинтересованным лицом указано, что ЗАО "УНС" располагало информацией о принадлежности участка именно к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст.8.8 КоАП РФ об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из материалов дела следует, что заявитель использует земельный участок на основании договора аренды N 10 от 27.11.2007, в соответствии с которым лесной участок площадью 21,4755 га передан под объект "Обустройство участка пробной эксплуатации Ожгинского нефтяного месторождения". При этом, по указанному договору арендатору передавался во временное пользование именно лесной участок, находящийся в государственной собственности с категорией земельного участка - земли лесного фонда. Основанием для его передачи послужил приказ Агентства по природопользованию Пермского края от 19.09.2008 N 48-01-02-68 "О передаче в аренду земельных (лесных) участков под объект "Обустройство участка пробной эксплуатации Ожгинского нефтяного месторождения".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2005 участок земельного фонда, земли лесного фонда, общей площадью 88 230 000 кв.м, расположенный по адресу Пермская область, Кунгурский район, лесхоз "Кунгурский" Кыласовское лесничество, кв. 1-44, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
По данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.05.2009 земельный участок площадью 88 230 000 кв.м относится к землям сельскохозяйственного назначения, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 59:24:0000000:0012, общей площадью 1 701 851 000 кв.м. В связи с дублированием объектов права 19.12.2008 по инициативе Территориального управления Росимущества по Пермскому краю прекращено право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 88 230 000 кв.м (т.2 л.д.142,143).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.8 КоАП РФ.
Учитывая противоречивые сведения о целевом использовании земельного участка в реестре и в ответах различных государственных органов, отсутствие обоснования возможности прекращения производственной деятельности в оспариваемых постановлениях, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.8 КоАП РФ административным органом при вынесении постановлений надлежащим образом не установлена.
Таким образом, заинтересованное лицо не доказало вину ЗАО "УНС" в нецелевом использовании спорного земельного участка, поскольку заявитель изначально использовал земельный участок, имеющий статус - земли лесного фонда, в соответствии с их целевым назначением. Поскольку административным органом не доказана вина в совершении правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.7.1, 8.8 КоАП РФ, оспариваемое постановление правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2009 года по делу N А50-35550/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Пермского края в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35550/2009
Истец: ЗАО "Уралнефтесервис"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ПК
Третье лицо: Агентство по природопользованию Пермского края, Агентство по природопользованию ПК