г. Пермь
31 августа 2009 г. |
Дело N А50-9271/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Дилос-Экстрим": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Агентство по природопользованию Пермского края: Жолобов Е.О., паспорт, доверенность от 11.02.2009 г..,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ООО "Дилос-Экстрим"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 июня 2009 года
по делу N А50-9271/2009,
принятое судьей Зверевой Н.И.,
по заявлению ООО "Дилос-Экстрим"
к Агентству по природопользованию Пермского края
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дилос-Экстрим" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Агентства по природопользованию Пермского края (далее - заинтересованное лицо), выразившихся в отказе обществу переоформить договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 21.08.2006 г.. на договор аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.06.2009 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса РФ", "Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ" не содержит норм о том, что дата 01.01.2009 г.., до которой должны быть переоформлены договоры аренды участка лесного фонда, является пресекательной, по истечении которой арендатор лишается права на переоформление договора аренды. Считает ошибочным вывод суда, что при приведении договора в соответствии с законом подлежит заключению новый договор аренды. Основания для отказа в приведении договоров в соответствии с Лесным кодексом РФ после 01.01.2009 г.. законом не предусмотрены.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что решение об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды участка в отношении ООО "Дилос-Экстрим" принято в соответствии с действующим лесным законодательством. Обращение с заявлением о переоформлении 29.01.2009 г.., т.е. после установленной даты (01.01.2009), по его мнению, не влечет правовых оснований для переоформления договора аренды участка лесного фонда. Срок, установленный для переоформления договоров аренды до 01.01.2009 г.., является пресекательным.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве. Считает, что приведение договора в соответствие с законодательством является заключением договора аренды, а не внесением изменений в договор, поскольку меняется предмет договора аренды - с аренды участка лесного фонда на аренду лесного участка, другие условия договора - прежние.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 46, 47 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 (в редакции от 29.12.2004) владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство относились к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
В силу п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 170 "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства" (в редакции от 12.10.2005), п. 4, п.5.13.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 (в редакции от 27.11.2006), Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленных Лесным кодексом РФ (N 200-ФЗ от 04.12.2006 г..), в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в ч.2 ст.83 Лесного кодекса РФ (N 200-ФЗ от 04.12.2006 г..), и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Пермьлесхозе, утвержденного Приказом Рослесхоза от 24.08.2004 N 16, Пермьлесхоз является территориальным органом Рослесхоза, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Введенным в действие с 01.01.2007 г.. Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 г.. N 200-ФЗ предусмотрена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83).
Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 г.. N 28-п утверждено Положение об Агентстве по природопользованию Пермского края (далее - Положение), согласно которому Агентство по природопользованию Пермского края (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации и реализующим правоприменительные функции в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края. Агентство осуществляет перечисленные в Положении функции, в том числе предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Агентство выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края по взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, вопросы переоформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с требованиями ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на территории субъекта Пермского края находятся в ведении Агентства по природопользованию Пермского края.
Распоряжением Правительства Пермского края от 26.01.2007 г.. N 14-рп "О приеме федеральных государственных учреждений в государственную собственность Пермского края Федеральное государственное учреждение "Добрянский лесхоз" принято в государственную собственность Пермского края с 01.01.2007 г...
Как следует из материалов дела, между ООО " Дилос-Экстрим" и ФГУ "Добрянский лесхоз" (в настоящее время - ГКУ "Добрянское лесничество") 21.08.2006 г.. был заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, площадью 4,25 га, на землях лесного фонда в Полазненском лесничестве квартале N 95 выдел 6, сроком действия на 49 лет. Видами использования лесов согласно договору являются культурно-оздоровительные, туристические и спортивные цели.
По данному договору заявитель является арендатором, арендодателем значится Федеральное государственное учреждение "Добрянский лесхоз" (ныне - ГКУ "Добрянское лесничество") Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз), являвшегося территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г.. N 283.
Данный договор был заключен сторонами на основании результатов лесного конкурса (протокол от 15.08.2006 г.. б/н). Предметом настоящего договора аренды является участок лесного фонда, общей площадью 4,25 га, в Полазненском лесничестве квартале N 95 выдел 6 ФГУ "Добрянский лесхоз", целевое использование участка лесного фонда - культурно-оздоровительные, туристические, спортивные цели (л.д.7-14). Договором участок лесного фонда передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью договора, участок осмотрен в натуре с целью уточнения границ (л.д.15). Границы участка лесного фонда, передаваемого в аренду, обозначены в натуре с помощью лесоустроительных знаков, обозначены на схеме (п.1.4 договора). Пунктом 1.5 договора предусмотрено основание для определения ежегодных объемов лесопользования по благоустройству территории. Договором определен срок его действия - 49 лет (п.2.1 договора). За арендатором при условии выполнения им обязательств по договору по истечении срока договора закреплено преимущественное право на получение права аренды на новый срок в соответствии с законодательством (л.д.8). Сторонами определен размер арендной платы (согласно протоколу лесного конкурса), порядок и сроки внесения арендной платы. Договор аренды участка лесного фонда заключен в письменной форме, прошел государственную регистрацию 19.09.2006 г.. N 59-59-05/014/2006-388.
Таким образом, в соответствии с положениями статей 6, 31, 32, 33, 34, 35 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды от 21.08.2006 г.., статей 607, 609, 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды считается заключенным, поскольку сторонами достигнуто письменное соглашение по всем существенным условиям на основании результатов лесного конкурса, договор прошел государственную регистрацию.
В соответствии с положениями статей 6, 7, 8, 9, 71, 72, 73 Лесного кодекса РФ в новой редакции объектами лесных отношений являются леса (защитные, эксплуатационные, резервные), лесные участки, права пользования лесными участками, лесные насаждения.
Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.01.1997 г.. N 22-ФЗ, действовавшего на момент заключения договора аренды от 21.08.2006 г.., объектами лесных отношений являлись лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
По договору аренды от 21.08.2006 г.. участок лесного фонда передан ООО "Дилос-Экстрим" для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
В соответствии со ст.41 Лесного кодекса РФ (в действующей редакции) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Следовательно, заявителю лесной участок должен быть предоставлен в аренду.
Согласно ст.71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, - на срок от одного года до сорока девяти лет.
Арендная плата определяется в соответствии с требованиями ст.73 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, указанные в договоре от 21.08.2006 г. виды использования лесов - осуществление рекреационной деятельности в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, - являются возмездными, и при переоформлении договора в аналогичных целях лесной участок может быть передан лесопользователю только по возмездному договору аренды лесного участка.
Следовательно, с принятием Лесного кодекса в новой редакции, а также требованиями Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г.. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" действующий договор аренды подлежал переоформлению, в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежал уточнению предмет договора аренды, стороны по договору аренды, по иным существенным условиям договор аренды соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, на предмет их соответствия требованиям лесного законодательства подлежат проверке Агентством при рассмотрении заявления общества по существу.
Отказ Агентства по природопользованию Пермского края в переоформлении действующего договора аренды последовал лишь по одному основанию - истечение срока для переоформления договоров, т.е. фактически Агентство заявление общества по существу не рассматривал, а отказало по формальному основанию - истечение срока для переоформления договора.
Действительно, общество своевременно до 01.01.2009 г.. не обратилось в Агентство по природопользованию Пермского края с заявлением на переоформление заключенного с ним договора аренды участком лесного фонда от 21.08.2006 г.. на договор аренды лесного участка.
Заявление было направлено Обществом о переоформлении договора только 28.01.2009 г..
Письмом от 12.03.2008 г.. N СЭД 48.02.02-213/1 Агентство по природопользованию Пермского края отказало в переоформлении договора аренды, ссылаясь на то, что с 01.01.2009 г.. работа по переоформлению договора аренды завершена в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ, и указав, что приведение в соответствии с Лесным кодексом РФ договоров аренды лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда после 01.01.2009 г.. законом не предусмотрено.
Между тем, Агентством не учтено следующее.
Федеральный закон N 201-ФЗ от 04.12.2006 г.. содержит требование о приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4 октября 2008 года Министерством природных ресурсов РФ издан Приказ N 258, которым утвержден "Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ".
В указанном нормативном акте установлено, что переоформление договоров производится на основании заявления лиц, использующих соответствующие лесные участки. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Довод заинтересованного лица, что установленный Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса РФ" срок (до 01.01.2009 г..), в который должны быть переоформлены договоры аренды участка лесного фонда, является пресекательным, по истечении которого арендатор лишается права на переоформление договора аренды, подлежит отклонению как ошибочный, основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Из смысла и содержания вышеприведенных норм права в их взаимосвязи следует, что во исполнение требований Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г.. действующие договоры аренды участков лесных фондов должны быть приведены в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ, для чего определен срок, в течение которого данные действия должны быть произведены, однако, это не означает, что по истечении этого срока действующие договоры не могут быть переоформлены, если стороны не возражают против этого, т.е. данный срок не является пресекательным для переоформления действующих договоров, приведения их в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истечение данного срока также не может являться основанием для прекращения договоров, которые своевременно не были переоформлены.
В силу ст.450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом (например, в случаях, предусмотренных статьями 578, 619, 620, 687, 859 Гражданского кодекса РФ).
Основания прекращения договора аренды предусмотрены ст.ст. 610, 619, 620 Гражданского кодекса РФ.
Договор аренды от 21.08.2006 г.. между ООО "Дилос-Экстрим" и ФГУ "Добрянский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) действующий, сторонами (правопреемниками) не оспаривался, не расторгнут ни в добровольном, ни в судебном порядке.
Федеральный закон N 201-ФЗ от 04.12.2006 г.. не содержит указаний на прекращение действия существующих договоров аренды участков лесных фондов в случае их непереоформления в установленный срок, т.е. до 01.01.2009 г..
Таким образом, заявление общества о переоформлении договора аренды должно было быть разрешено заинтересованным лицом по существу. Истечение срока, установленного для субъектов лесных отношений в целях приведения их в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ в новой действующей редакции, может послужить лишь основанием для обращения заинтересованного лица в суд для принудительного переоформления договора аренды либо его расторжения.
Следовательно, действия Агентства по природопользованию Пермского края по отказу ООО "Дилос-Экстрим" в переоформлении договора на основании статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г.. в части приведения условий договора в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, поставленные в зависимость от даты сроков переоформления использования лесных участков, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не соответствуют требованиям закона.
Действия Агентства по природопользованию Пермского края нарушают права и законные интересы общества, поскольку отказом в переоформлении договора аренды заявитель лишается возможности пользоваться лесным участком с надлежаще оформленными правоустанавливающими документами, что может повлечь для него, в свою очередь, определенные негативные правовые последствия.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 13 ГК РФ, ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного акта государственного органа необходимо наличие в совокупности двух условий; несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и обязательное нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку материалами дела подтверждается, что отказ Агентства по природопользованию Пермского края ООО "Дилос-Экстрим" в рассмотрении по существу заявления общества по переоформлению действующего договора аренды участка лесного фонда, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, действия Агентства следует признать незаконными. Допущенные Агентством нарушения подлежат устранению в соответствии с требованиями ч.5 ст.201 АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Поскольку статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу, требования которого удовлетворено судом, уплаченной им государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию в его пользу с проигравшей стороны (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
В пользу заявителя подлежит взысканию с Агентства по природопользованию Пермского края госпошлина, уплаченная по заявлению в размере 2000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июня 2009 г. по делу N А50-9271/2009 отменить.
Признать незаконным отказ Агентства по природопользованию Пермского края от 12.03.2009 г.. N СЭД 48.02.02-213/1 в переоформлении договора аренды по обращению ООО "Дилос-Экстрим" и обязать Агентство по природопользованию Пермского края устранить допущенные нарушения.
Взыскать с Агентства по природопользованию Пермского края в пользу ООО "Дилос-Экстрим" госпошлину 2000 (две тысячи) рублей по заявлению и 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9271/2009
Истец: ООО "Дилос-Экстрим"
Ответчик: Агентство по природопользованию Пермского края, Агентство по природопользованию ПК