г. Вологда
26 сентября 2011 г. |
Дело N А05-4836/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2011 года по делу N А05-4836/2011 (судья Звездина Л.В.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ИНН 2901012238, ОГРН 1022900510709; далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2011 N 109.
Решением Арбитражного суда Архангельской области 28 июня 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что не является субъектом правонарушения. Кроме этого, считает недоказанным событие административного правонарушения.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в период с 20.04.2011 по 25.04.2011 должностным лицом Инспекции на основании распоряжения от 15.04.2011 N А-04/6-02/499 проведена внеплановая выездная проверка деятельности Предприятия по проверке нормативов обеспечения жильцов дома N 123 по пр. Троицкому в г. Архангельске коммунальной услугой по холодному водоснабжению.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: давление холодной воды в точках разбора составило в квартире N 2 (2 этаж) - 1,2 кгс/кв.см, в квартире N 13 (4 этаж) - 0,0 кгс/кв.см, в квартире N 14 (5 этаж) - 0,0 кгс/кв.см, в квартире N 17 (2 этаж) - 1,0 кгс/кв.см, в квартире N 28 (4 этаж) - 0,2 кгс/кв.см, в квартире N 49 (2 этаж) - 1,1 кгс/кв.см, в квартире N 59 (4 этаж) - 0,1 кгс/кв.см, в квартире N 60 (4 этаж) - 0,1 кгс/кв.см, в квартире N 63 (5 этаж) - 0,0 кгс/кв.см, при нормативе давления воды от 0,3 до 6,0 кгс/кв.см, установленном пунктом 3 приложения N 1 Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Помимо этого, в ходе проверки было зафиксировано, что давление холодной воды на вводе в дом составило 1,9 кгс/ кв. см при нормативе - 2,6 кгс/кв.см, установленном в соответствии со строительными нормами и правилами "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СНиП 2.04.02-84, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.04.2011 N А-04/7-05/365.
По фактам выявленных нарушений Инспекцией в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 22.04.2011 N А-04/7-03/114.
Руководитель ГЖИ, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 05.05.2011 N 109, которым привлек МУП "Водоканал" к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного в данной статье, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, согласно которым исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, а также и условиям договора.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием. С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.
Правила N 307 регулируют в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Пунктом 2.2 устава Предприятия установлено, что предметом его деятельности является производство работ и оказание услуг в соответствии с муниципальным договором - заказом, направленных на удовлетворение запросов и потребностей жителей города в области водоснабжения и водоотведения. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: подготовку и транспортировку питьевой воды; прием и отвод жидкостей от жилищного фонда города и организаций через канализационные сети; сбор платежей за услуги по водоснабжению и водоотведению с организаций, заключивших с Предприятием соответствующие договоры.
В соответствии с распоряжением мэра города Архангельска от 22.03.1995 N 215р "Об упорядочении границ эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры" МУП "Водоканал" обязано исполнить обязанность по подаче коммунального ресурса в необходимых потребителю объемах до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Следовательно, Предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, ответственным за осуществление подачи холодной воды до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в жилой дом N 123 по пр. Троицкому в г. Архангельске.
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
На основании пункта 75 этих Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Поскольку в данном случае Предприятие является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячей воды в проверенный жилой дом, вступает в непосредственные отношения с потребителями, получая от собственников помещений плату за поставляемую горячую воду, то оно несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.
При таких обстоятельствах субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса, в данном случае является МУП "Водоканал".
Оспариваемым постановлением Предприятию вменено несоблюдение нормативов давления холодного водоснабжения на вводе в вышеназванный жилой дом, установленных в СНиП 2.04.02-84, а также несоблюдение нормативов при разборе воды, установленных пунктом 3 приложения N 1 к Правилам N 307.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 1 к названным Правилам давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора в многоквартирных домах должно соответствовать нормативу от 0,3 кгс/кв. см до 6 кгс/кв. см. Отклонение давления не допускается.
Пунктом 2.26 данных СНиП предусмотрено, что минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м. Для отдельных многоэтажных зданий или группы их, расположенных в районах с меньшей этажностью застройки или на повышенных местах, допускается предусматривать местные насосные установки для повышения напора. Свободный напор в сети у водоразборных колонок должен быть не менее 10 м.
Из материалов дела следует, что в момент проверки давление холодной воды в точках разбора составило в квартире N 2 (2 этаж) - 1,2 кгс/кв.см, в квартире N 13 (4 этаж) - 0,0 кгс/кв.см, в квартире N 14 (5 этаж) - 0,0 кгс/кв.см, в квартире N 17 (2 этаж) - 1,0 кгс/кв.см, в квартире N 28 (4 этаж) - 0,2 кгс/кв.см, в квартире N 49 (2 этаж) - 1,1 кгс/кв.см, в квартире N 59 (4 этаж) - 0,1 кгс/кв.см, в квартире N 60 (4 этаж) - 0,1 кгс/кв.см, в квартире N 63 (5 этаж) - 0,0 кгс/кв.см. Кроме этого, давление холодной воды на вводе в дом составило 1,9 кгс/ кв. см. Замер давления холодной воды производился поверенным манометром ДМ02-100-1-М.
Довод подателя жалобы о том, что действующим законодательством не определен порядок расчета давления подачи воды на вводе в здание и для его определения необходимо использование специальных познаний, в связи с чем выполненный Инспекцией расчет норматива давления подачи воды на вводе в здание (2,6 кгс/см2) является неправильным, отклоняется судом апелляционной инстанции.
На основании статей 26.2 и 26.7 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Норматив давления подачи воды на вводе в здание определен административным органом расчетным путем в соответствии с нормами СНиП 2.04.02-84, являющимися обязательными для заявителя. Предприятие не ссылается на какую-либо иную формулу, по которой должен производиться расчет давления холодной воды на вводе в дом.
В материалах дела также имеется акт от 08.06.2011, в котором указывается, что предписание Инспекции, выданное МУП "Водоканал", об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки исполнено. Этим Предприятие подтверждает правомерность выводов административного органа относительно норматива давления подачи воды на вводе в здание.
То обстоятельство, что названный акт составлен после вынесения постановления по делу об административном правонарушении, то есть за рамками производства по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о его недействительности, поскольку он соответствует требованиям относимости, допустимости и достоверности; данный акт правомерно учтен судом первой инстанции в совокупности с другими доказательствами по делу.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина МУП "Водоканал" выразилась в том, что оно не предприняло все зависящие от него меры для предотвращения совершения правонарушения и обеспечения подачи воды под давлением в пределах установленных нормативов.
Следовательно, в действиях МУП "Водоканал" имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Инспекцией процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В данном случае штраф применен в минимальном размере относительно штрафа, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. При назначении административного наказания учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2011 года по делу N А05-4836/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4836/2011
Истец: МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск", МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4944/11