27 сентября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бычковой О.И.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" (лица, привлекаемого к административной ответственности) - Каралюс А.В., директора, на основании протокола общего собрания участников от 20.04.2007 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 19 июля 2011 года по делу N А33-6068/2011, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1062466153342, ИНН 2466144107) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" (ОГРН 10224008288009, ИНН 2420006104) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Административный орган настаивает на законности и обоснованности привлечения общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов (транспортирование соляной кислоты), ссылается на следующие доводы:
- протокол об административном правонарушении составлен немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения - 14.04.2011, на месте совершения правонарушения;
- общество не исключило из реестра опасных производственных объектов "Участок транспортирования опасных веществ"; новое свидетельство о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре от 18.07.2011 N А66-00929 подтверждает факт эксплуатации опасных производственных объектов;
- вменяемое обществу правонарушение является длящимся.
Общество с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 18.08.2011 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 18.08.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/) в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя административного органа. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В период с 12.04.2011 по 14.04.2011 госинспектором отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" по соблюдению требований действующего законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу: Красноярский край, Богучанский район, поселок Новохайский, Промзона.
В ходе проведения проверки установлен факт отсутствия у общества лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов (транспортирование соляной кислоты).
Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 14.04.2011 N 15-ж/юл.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Арбитражный суд Красноярского края, в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для наложения на лицо, привлекаемое к административной ответственности, санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что протокол об административном правонарушении от 14.04.2011 N 15-ж/юл составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.
Административным органом соблюден порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, предусмотренные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.
Из материалов дела следует, что в вину общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" вменяется осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов (транспортирование соляной кислоты).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 7 указанного Федерального закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов определяется Положением о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 г.. N 429.
Понятие опасного производственного объекта приведено в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно приложению 1 к указанному Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения" под транспортированием при эксплуатации понимается перемещение изделия в заданном состоянии с применением, при необходимости, транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Общество с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" имело лицензию серии ПРД N 2401257 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, сроком действия по 08.02.2010.
Эксплуатация химически опасного производственного объекта и осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте являются согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" самостоятельными лицензируемыми видами деятельности, осуществление которых при отсутствии на то специальной лицензии запрещено. Действующее законодательство не ставит возможность осуществления лицензируемого вида деятельности лишь при наличии лицензии в зависимость от того, является ли соответствующая деятельность для лица, ее осуществляющего, самостоятельной. Деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами имеет значительную общественную опасность, связанную с угрозой возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Лицензионные условия осуществления данного вида деятельности отличны от лицензионных условий деятельности по эксплуатации химически опасного производственного объекта.
Обществу с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" 12.09.2007 выдано свидетельство о регистрации А66-00929 в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, со сроком действия до 04.06.2011.
Из материалов дела следует, что платформа с контейнером RZDU0607570 с соляной кислотой прибыла на станцию Новохайская Красноярской железной дороги 13.03.2009 и в то же время была поставлена на собственный железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база".
Ни акт проверки от 14.04.2011 N 28 (Ж), ни протокол об административном правонарушении от 14.04.2011 N 15-ж/юл не содержат описания события вменяемого правонарушения - осуществление обществом транспортирования соляной кислоты (не указано когда (в том числе, 14.04.2011), в каком объеме и куда осуществлялось транспортирование опасного объекта, какими документами подтверждается факт транспортирования), отражено только отсутствие лицензии.
Таким образом, административным органом не представлено доказательств осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" транспортирования опасных производственных объектов (соляной кислоты), следовательно, не доказан состав вменяемого административного правонарушения. Законный представитель общества в ходе судебного заседания пояснил, что в период с апреля 2009 по май 2011 года поступление соляной кислоты железнодорожным транспортом не производилось (объяснение от 08.06.2011). Доказательств обратного административным органом не представлено.
Ссылка административного органа на слова директора общества о том, что опасный груз, поступивший на базу общества в 2009 году, полностью не передан и находится на хранении у общества, не подтверждается какими-либо доказательствами (протокол осмотра территории не произведен, количество остатков не установлено), является предположительной.
Довод административного органа о том, что обществом не исключен из реестра опасных производственных объектов "Участок транспортирования опасных веществ", а новое свидетельство о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре от 18.07.2011 N А66-00929 подтверждает факт эксплуатации опасных производственных объектов, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. Неисключение из реестра опасных производственных объектов участка транспортирования опасных веществ и получение свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре от 18.07.2011 N А66-00929, не подтверждают фактическое осуществление обществом деятельности по транспортированию опасных производственных объектов.
Учитывая, что административный орган не обосновал наличие события вменяемого обществу с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку по делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не взимается, в том числе, при рассмотрении дела в вышестоящей судебной инстанции. Как было указано в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июля 2011 года по делу N А33-6068/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в порядке части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6068/2011
Истец: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ООО "Кодинская перевалочная база"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3922/11