город Омск
27 сентября 2011 г. |
Дело N А75-3518/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6212/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее - ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре; административный орган)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2011 по делу N А75-3518/2011 (судья Фёдоров А.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовскэнергонефтьсервис", ОГРН 1068603069677 (далее - ООО "НЭН Сервис"; Общество; заявитель)
к ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре
о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2010 N 711-10/459,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре - представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "НЭН Сервис" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 711-10/459 от 10.12.2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы считает, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило. Заявитель также ходатайствовал о рассмотрении настоящего спора в свое отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
12.02.2010 между ООО "НЭН Сервис" (подрядчик) (резидент РФ) и филиалом общества с ограниченной ответственностью "КЦА Дойтаг дриллинг ГмбХ" (заказчик) (нерезидент - Германия) был заключен договор на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41.
В соответствии с условиями договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика собственными силами и средствами, если иное не предусмотрено договором, работы по ремонту электрооборудования в соответствии с приложением к настоящему договору и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
23.06.2010 в ЗАО НГАБ "Ермак" резидентом ООО "НЭН Сервис" к договору на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 был открыт паспорт сделки N 10060003/1809/0000/3/0.
29.06.2010 Обществом была представлена справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы - акт выполненных работ N 1167 от 06.05.2010 на сумму 973 552 руб. 91 коп.
26.10.2010 связи с указанным обстоятельством административным органом было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и 19.11.2010 составлен протокол об административном правонарушении.
10.12.2010 ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "НЭН Сервис", вынесло постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 711-10/459, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в сумме 40 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ООО "НЭН Сервис", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
01.07.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 данного Закона, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; паспорт сделки.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлено, что справки о подтверждающих документах являются формами учета и отчетности по валютным операциям.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривается, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк России.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие оказание услуг.
В силу пунктов 2.2, 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению N 258-П, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
12.02.2010 между ООО "НЭН Сервис" (подрядчик) (резидент - РФ) и филиалом общества с ограниченной ответственностью "КЦА Дойтаг дриллинг ГмбХ" (заказчик) (нерезидент - Германия) был заключен договор на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41.
В соответствии с условиями договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика собственными силами и средствами, если иное не предусмотрено договором, работы по ремонту электрооборудования в соответствии с приложением к настоящему договору и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Пунктом 2.4 договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 стороны определили, что подрядчик ежемесячно в срок до 01 числа месяца следующего за отчетным предоставляет заказчику акт выполненных работ за отчетный месяц и оригинал счета-фактуры.
В пункте 2.5 договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 установлено, что заказчик в течение 2 дней с даты получения акта, подписывает акт выполненных работ либо направляет подрядчику мотивированный отказ от его подписания с указанием допущенных недостатков в выполненных работах и сроков их устранения. Если заказчик в указанный срок не подпишет акт выполненных работ и не представит мотивированный отказ от его подписания, акт выполненных работ считается согласованный заказчиком, а работы выполненными без недостатков.
Согласно пункту 4.2 договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 окончательный расчет между сторонами производится в течение 30 дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ и предоставления подрядчиком оригинала счета-фактуры.
В материалах настоящего дела имеется ведомость банковского контроля ПС N 10060003/1809/0000/3/0 в соответствии с которой 06.07.2010 на счет ООО "НЭН Сервис" зачислен платеж в сумме 973 552 руб. 91 коп.
Таким образом, окончательный расчет между резидентом и нерезидентом осуществлен 06.07.2010.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное Обществом требование, исходил из того, что в материалах настоящего дела отсутствуют сведения получения ООО "НЭН Сервис" акта выполненных работ от 06.05.2010 N 1067, подписанного заказчиком, ранее июня 2010 года.
Арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает данную позицию суда первой инстанции, в силу следующего.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В связи с тем, что Общество утверждает о том, что ООО "НЭН Сервис" не получило акт выполненных работ от 06.05.2010 N 1067, подписанный заказчиком, ранее июня 2010 года, а также учитывая, что сторонами договора на выполнение работ по ремонту наземного электрооборудования N 10-41 оказание услуг оформлялось на основании установленного документооборота, при котором акты выполненных работ составлялись Обществом и направлялись заказчику для подписания, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о наличии сомнений в виновности лица, привлекаемого к ответственности, которые не могут быть устранены судом при рассмотрении настоящего дела по материалам административного дела, предоставленным административным органом.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2011 по делу N А75-3518/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3518/2011
Истец: ООО "Нижневартовскэнергонефтьсервис"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ХМАО - Югре, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6212/11