г. Томск |
Дело N 07АП-6040/09 |
17 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 г..
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 г..
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Шатохиной Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
при участии:
от заявителя: Кузьменко Л.В. по доверенности от 01.04.2009 г.. (до 01.04.2012 г.)
от заинтересованного лица: Суханова Л.В. по доверенности от 11.01.2009 г.. (до 31.12.2009.г); Лотухов Е.Э. по доверенности от 07.09.2009 г.. (до 31.12.2009 г..)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Алтайкровля"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 25 июня 2009 года по делу N А03-3325/2009 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Алтайкровля"
к Управлению лесами Алтайского края
третье лицо: ООО "Экосервис"
о признании недействительным лесохозяйственного регламента Барнаульского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом от 30.12.2008 г.. N 154 и Озерского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом от 30.12.2008 г.. N 170 в части распределения лесов по целевому назначению и категории защищенности
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Алтайкровля" (далее по тексту - ЗАО "Алтайкровля", заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению лесами Алтайского края (далее Управление) о признании недействительными лесохозяйственных регламентов Барнаульского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом от 30.12.2008 г.. N 154; Озерского лесничества Алтайского края, утвержденного приказом от 30.12.2008 г.. N 170 в части распределения лесов по целевому назначению и категории защищенности (с учетом уточненных требований, л.д. 1 т.4).
Решением арбитражного суда Алтайского края от 25.06.2009 г.. в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Алтайкровля" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Алтайкровля" (далее также апеллянт) обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт как не соответствующий обстоятельствам дела, принятый с нарушением норм процессуального права, что привело к принятию неправильного решения:
- судом не дана оценка нарушению Управления лесами ст.ст. 8, 8.1 Федерального Закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ, в части незаконного распределения участков лесного фонда по целевому назначению, увеличению площади зеленых зон, лесопарков в Барнаульском и Озерском лесничествах Алтайского края, а именно: правильности выделения площади зеленых зон, лесопарков;
- нарушениями прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности со стороны Управления являются договора аренды, в соответствии с которыми определены объемы лесопользования ЗАО "Алтайкровля", незаконно сниженные с 141,3 тыс. м3 до 106,7 тыс. м3; необоснованное на законе увеличение лесохозяйственными регламентами площадей зеленых зон, лесопарков на территории Озерского и Барнаульского лесничеств, привело к изменению существенных условий договоров аренды (уменьшение объемов заготовки древесины); утверждение лесохозяйственных регламентов Барнаульского и Озерского лесничеств сделало невозможным заказ и изготовление проектов освоения лесов, что также свидетельствует об умышленном нарушении Управлением лесами прав ЗАО "Алтайкровля", указанным доводам заявителя судом первой инстанции не дана ненадлежащая оценка.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ЗАО "Алтайкровля" доводы апелляционной жалобы поддержала и настаивала на ее удовлетворении.
Представители Управления лесами Алтайского края доводы апелляционной жалобы не признали по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что устанавливая площади зеленых зон в лесохозяйственных регламентах управление и разработчик следовали нормам лесного законодательства, а именно ст. 8 Федерального Закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ, устанавливающей, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренных ст. 102 Лесного Кодекса РФ; изменение объемов рубок в связи с отнесением лесов вместо категория "особо ценные лесные массивы" к категории "зеленые зоны" вызвано изменением разрешенных видов рубок в данной категории защитных лесов; заявителем не представлено доказательств нарушения лесохозяйственными регламентами его прав и законных интересов.
В силу ст. 123 АПК РФ судом признано надлежащим извещение третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, извещение направлено по последнему известному месту нахождения Общества , не явилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание и не возражавших на рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, судом рассмотрено дело в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.06.2009 г.. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, в 2008 г.. Управление лесами Алтайского края проведен конкурс на разработку лесохозяйственных регламентов, победителем которого признано ООО "Экосервис", с последним и заключен государственный контракт на выполнение указанных работ.
Разработанные ООО "Экосервис" 18.11.2008 г.. проекты лесохозяйственных регламентов Барнаульского и Озерского лесничеств в соответствии с п. 12 Приказа МПР РФ от 19.04.2007 г.. N 106 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" размещены на официальном сайте Администрации Алтайского края.
Приказами Управления от 30.12.2008 г.. N 154, N 170 были утверждены лесохозяйственные регламенты Барнаульского лесничества и Озерского лесничества соответственно.
В соответствии с распределением лесов по целевому назначению и категориям защитности в Барнаульском лесхозе была установлена площадь защитных лесов в размере 26084 га, в том числе площадь зеленых зон и лесопарков - 15021 га (т. 4, л.д. 12); в Озерском лесничестве площадь защитных лесов составила 123064 га, в том числе площадь зеленых зон и лесопарков 28798 га (л.д. 16-17, т.4).
Полагая, что в части распределения лесов по целевому назначению и категориям защитности указанные лесохозяйственные регламенты являются недействительными, нарушают права и законные интересы ЗАО "Алтайкровля" в сфере предпринимательской деятельности, оно обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "Алтайкровля" требований, суд первой инстанции установил соответствие лесохозяйственных регламентов закону и иным нормативно-правовым актам, не нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из фактически установленных обстоятельств дела и правильно примененных судом норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст.201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов , должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 87 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), Приказа МПР России от 19.04.2007 г.. N 106 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка из разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений" (далее Приказ МПР N 106) лесохозяйственный регламент лесничества является основой осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах соответствующего лесничества, и обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждаются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет, в котором в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Полномочиями по утверждению лесохозяйственных регламентов на территории Алтайского края в соответствии с п. 4 ч.3 ст. 4 Закона Алтайского края от 10.09.2007 г.. N 87-ЗС "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" и п. 5.4 Положения об Управлении лесами, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 г.. 318 наделено Управление лесами Алтайского края.
Согласно Приказу МПР России от 19.04.2007 г.. N 106 раздел II "Состав регламента" в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств (лесопарков), устанавливаются виды разрешенного использования в соответствии с частью 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации; основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и следований, документы территориального планирования (п.10 "Состава регламента); распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к настоящему документу) (п. 5.1.6 раздела II "Состав регламента").
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального Закона от 04.12.2006 г.. N 201-ФЗ леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 102 ЛК РФ определены категории защитных лесов с учетом особенностей правового режима защитных лесов, в частности, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (п.п.1), леса, расположенные в водоохранных зонах (п.п. 2); леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов , в том числе зеленые зоны , лесопарки (, п.п. 3, п.п. "в" п. 3).
Учитывая, что в связи с изменениями в Лесной Кодекс РФ изменился перечень категорий защитности лесов, в соответствии со ст. 102 ЛК РФ отсутствует категория защитности "особо ценные лесные массивы", к которой до 04.06.2006 г.. относились все леса на территории Барнаульского лесничества; леса на территории Озерского лесничества относились к категории защитности: особо ценные лесные массивы (с 2001 г..), зеленые зоны, нерестоохранные полосы по берегам рек; отнесение лесных участков данной категории защитности лесохозяйственными регламентами к тем категориям, которые были установлены до момента их отнесения к особо ценным лесным массивам, а именно к зеленым зонам, площади которых по лесничествам с учетом изменения категорий защитности лесов приведены в таблице на основании выписок из материалов лесоустройств, за более ранние годы 1993, 1984 г.г., не противоречит вышеприведенным нормам Закона N 201- ФЗ, Лесного Кодекса РФ.
Доводы апеллянта о том, что последнее лесоустройство происходило в 2004 г.. для Барнаульского лесничества, в 2000 г. для Озерского лесничества, уменьшение площади зеленых зон , лесопарков в спорных лесохозяйственных регламентах даже с учетом материалов лесоустройств за 1984, 1993 г.г., отклоняются за необоснованностью; доказательств, того, что в поздних материалах лесоустройства содержатся сведения о зеленых зонах, материалы дела не содержат; а площадь зеленых зон , указанных в лесохозяйственных регламентах на лесных участках, арендуемых ЗАО "Алтайкровля" в Барнаульском и Озерском лесничествах, не превышает площади ранее выделенных зеленых зон в указанных лесхозах, наоборот, в связи с изменением площади лесного фонда, площади зеленой зоны в Барнаульском и Озерском лесничествах уменьшены по сравнению с установленными: площадь зеленых зон Озерского лесхоза ранее была установлено - 29816 га., лесохозяйственным регламентом Озерского лесничества- 28 798 га; площадь зеленых зон Барнаульского лесхоза по материалам лесоустройства - 15127 га, в лесохозяйственном регламенте соответственно - 15 021 га.
Возражениям заявителя в части необходимости исключения из состава зеленых зон лесохозяйственных частей, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В силу п. 20 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР РФ от 06.02.2006 г.. N 31 границы зеленых зон устанавливаются в соответствии с земельным, градостроительным законодательством в области охраны окружающей среды.
В приложении N 6 к решению N 202 от 17.05.1982 г. установлена площадь лесопарковой зоны части зеленых зон и площади лесохозяйственной части зеленой зон, необходимость подразделения зеленых зон по целевому назначению на лесопарковую и лесохозяйственную зоны регламентирована ст. 44 Федерального Закона от 10.01.2007 г.. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ГОСТом 17.5.3.01-78 "Состав и размер зеленых зон городов".
В связи с чем, лесопарковые и лесохозяйственные части зеленых зон подлежат включению в площадь зеленой зоны.
При этом, оспаривая именно площадь выделенных зеленых зон в Барнаульском и Озерском лесничествах , заявителем не обоснованно, какие именно нарушения допущены Управлением лесами при определении данных площадей с учетом предоставленных полномочий и установленной категории защитности.
То обстоятельство, что , по мнению апеллянта, подход к выделению таких зон ко всем лесничествам должен быть одинаков, не мотивировано со ссылкой на соответствующие нормы материального права и не учитывает особенности определения зеленых зон с учетом их места расположения (которые не могут быть одинаковыми), функций защиты природных и иных объектов.
Ссылка ЗАО "Алтайкровля" на нарушение Управлением положений ст.8, ст. 8.1 Федерального Закона от 04.12.2006 г.. N 201- ФЗ не свидетельствует о недействительности утвержденных Управлением лесами лесохозяйственных регламентов; поскольку подтверждают необходимость преобразования лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, созданных на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного Кодекса РФ, соответственно в лесопарковые и зеленые зоны, предусмотренные ст.102 Лесного Кодекса Российской Федерации, что не исключает право Управления определять категории лесов по целевому назначению, определять границы и площади зеленой зоны (лесопарковой части).
Доводы апеллянта о необоснованном изменении Управлением лесами существенных условий договора аренды в связи с увеличением площадей зеленых зон, лесопарков, что привело к изменению объемов площадей заготовки древесины, отклоняются как не имеющие отношение к предмету спора, в рамках настоящего дела, не заявлены требования в рамках договорных отношений; указанное также не может подтверждать нарушение прав и законных интересов заявителя утверждением оспариваемых регламентов, объем заготавливаемой Обществом древесины, как обоснованно указано судом первой инстанции, установлен не лесохозяйственными регламентами , а приложениями N 4 к договорам аренды лесного участка для заготовки древесины N N 3/3, 9/1 от 30.12.2008 г.. (л.д. 30, 67-68. т.1), ЗАО "Алтайкровля" подписав договоры и приложения к ним, добровольно согласовало уменьшение объемов заготовки древесины в 2009 г.. по сравнению с объемами, установленными в договорах аренды участка лесного фонда от 26.12.2006 г.. N ДУ302138 и от 27.12.2006 г.. N ДУ302137.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Управления лесами Алтайского края полномочий на утверждение оспариваемых лесохозяйственных регламентов, соответствии регламентов положениям лесного законодательства, приказу МПР России N 106 от 19.04.2007 г.., не нарушающими права и законные интересы ЗАО "Алтайкровля" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и учитывая, что в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания обжалуемых ненормативных правовых актов незаконными (недействительными), отсутствует, правомерно признал требования, заявленные ЗАО "Алтайкровля" не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены в целом на переоценку правильно установленных судом фактических обстоятельств дела, и примененных норм материального права, подлежащих применению применительно к предмету спора, и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как влекущие за собой отмену судебного акта.
Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на ЗАО "Алтайкровля".
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 25 июня 2009 года по делу N А03-3325/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайкровля" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3325/2009
Истец: ЗАО "Алтайкровля"
Ответчик: Управление лесами Алтайского края
Третье лицо: ООО "Экосервис"