г. Ессентуки |
Дело N А61-135/2011 |
27 сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокуровой Н.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, дело по апелляционной жалобе Владикавказского муниципального унитарного предприятия "ВладАвтоТранс" на решение от 18.07.2011 по делу N А61-135/2011 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания, принятое судьей Ясиновской Т.Д.,
по иску Владикавказского муниципального унитарного предприятия "ВладАвтоТранс" (ИНН 1516621451, ОГРН 1101516000300) к РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания,
с участием третьих лиц: Правительства РСО-Алания в лице администрации главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, Региональной службы по тарифам РСО-Алания, муниципального образования г. Владикавказ в лице администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Министерства труда и социального развития РСО-Алания, Министерства промышленности, транспорта и энергетики РСО-Алания, Управления транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказа
о взыскании разницы в тарифе в сумме 2 860 000 рублей,
при участии в судебном заседании от Владикавказского муниципального унитарного предприятия "ВладАвтоТранс" Бугулова Б.Д. (доверенность от 04.08.2011 N 68),
от администрации местного самоуправления г. Владикавказа Бугулова Б.Д. (доверенность от 29.08.2011 N 151),
УСТАНОВИЛ
Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "ВладАвтоТранс" (далее - истец, ВМУП "ВладАвтоТранс") обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с иском к РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания (далее - ответчик) (третье лицо - Правительство РСО-Алания в лице администрации главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания) о взыскании разницы в тарифе в сумме 2860000 рублей (с учетом уточнения исковых требований).
Исковые требования (с учетом дополнения к иску) основаны на статьях 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы возникновением убытков, причиненных истцу постановлением Правительства РСО-Алания от 23.07.2010 N 208 "О тарифах на проезд пассажиров в автобусах городского, пригородного и междугородного внутриреспубликанского сообщения на территории РСО-Алания" (далее - постановление Правительства РСО-Алания от 23.07.2010 N 208), которым установлен фиксированный тариф на проезд пассажиров в автобусах общего пользования на городских маршрутах в размере 8 рублей, тогда как постановлением РСТ РСО-Алания от 23.10.2008 N 34 "Утверждение экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров автобусным транспортом в городском сообщении (автобусы малого класса Hyundai HD Counti) по г. Владикавказ на 2009 год" (далее - постановление РСТ РСО-Алания от 23.10.2008 N 34) установлен экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в автобусах городского сообщения в размере 12 рублей.
Определением от 15.02.2011, 14.04.2011, 23.06.2011 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Региональная служба по тарифам РСО-Алания, муниципальное образование г. Владикавказ в лице администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - АМС г. Владикавказа), Министерство труда и социального развития РСО-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики РСО-Алания, Управление транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа.
Решением от 18.07.2011 суд первой инстанции в иске отказал.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Республики Северная Осетия-Алания каких-либо обязательств, связанных с возмещением убытков, возникших вследствие осуществления перевозок пассажиров по утвержденным тарифам, перед истцом и недоказанностью истцом факта причинения ему убытков постановлением Правительства РСО-Алания от 23.07.2010 N 208.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Истец указывает на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Управление транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа и АМС г. Владикавказа с доводами апелляционной жалобы согласны.
Правильность решения от 18.07.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца и третьего лица - муниципального образования г. Владикавказ в лице АМС г. Владикавказа, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Собрания представителей г. Владикавказа от 09.07.2008 N 7/6 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок", в соответствии с пунктом 2.1. которого уполномоченным органом по организации предоставления транспортных услуг населению на внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок в границах городского округа является администрация местного самоуправления или орган ею уполномоченный.
Организатор пассажирских перевозок вправе самостоятельно определять формы и методы привлечения перевозчиков к обслуживанию внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок в соответствии с действующим законодательством и исходя из принципа равного доступа всех субъектов предпринимательства независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, к этой сфере деятельности. Взаимоотношения между организатором и перевозчиком определяются договором, заключаемым ими в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 3 названного Положения АМС г. Владикавказа или уполномоченный орган вправе организовывать и проводить конкурсы на обслуживание выставляемых на конкурс маршрутов регулярных пассажирских перевозок городской маршрутной сети при формировании государственного муниципального заказа на предоставление данного вида транспортных услуг населения в соответствии с действующим законодательством. Предметом конкурса является право на обслуживание маршрута внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок в границах муниципального образования.
Перевозчик, выигравший конкурс на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок внутригородской маршрутной сети, обязан подписать с организатором пассажирских перевозок договор на обслуживание маршрута и обеспечить предоставление транспортных услуг населению в полном объеме в соответствии с договором. Договор на каждый обслуживаемый городской маршрут регулярных пассажирских перевозок заключается отдельно.
В целях реализации решения Собрания представителей г. Владикавказа от 09.07.2008 N 7/6 АМС г. Владикавказа 04.08.2008 приняла постановление N 946 "Об урегулировании отношений в сфере организации и предоставления автотранспортных услуг на внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок", которым утвердила Правила организации и оказания автотранспортных услуг на внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок.
Постановлением от 18.08.2008 N 1465 АМС г. Владикавказа внесла изменения в пункт 3 постановления от 04.08.2008 N 946, постановив, что уполномоченным органом (организатором), осуществляющим организацию предоставления транспортных услуг на внутригородской маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок, определено Управление транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа.
Протоколом заседания комиссии по привлечению автотранспорта юридических и физических лиц к оказанию автотранспортных услуг на городских маршрутах регулярных пассажирских перевозок от 19.08.2010 N 1 утверждены Регламент комиссии; Перечень информации, предоставляемой перевозчиками, порядок предоставления документации и форма документации; Перечень городских маршрутов регулярных пассажирских перевозок и количество требуемого автотранспорта на них, план-график работы комиссии и форма договоров с перевозчиками.
Извещением в газете "Владикавказ" от 20.08.2010 N 63 (829) уполномоченный орган по проведению конкурса объявил о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по открываемым городским маршрутам регулярного сообщения NN 51-55 (лоты NN 1-5).
Протоколом итогового заседания комиссии по конкурсному отбору на право заключения договора на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами на открываемые маршруты по г. Владикавказу от 28.09.2010 N 4 победителем признано ВМУП "ВладАвтоТранс" как участник, набравший наибольшее количестве баллов по представленным лотам. Начальнику Управления транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа поручено заключить договоры на право оказания услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения с ВМУП "ВладАвтоТранс" по маршрутам NN 51, 52, 53, 54, 55.
ВМУП "ВладАвтоТранс", являясь победителем по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным городским маршрутам транспорта общего пользования, заключило с Управлением транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа договоры от 04.10.2010 N N 1, 2, 3, 3, 5 (далее - договоры от 04.10.2010) на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения, в соответствии с которыми истец принял на себя обязательства за счет собственных средств оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г. Владикавказа NN 51, 52, 53, 54, 55.
Согласно пункту 6.1. договоров от 04.10.2010 договоры заключены сроком на три года.
Согласно условиям договоров предусмотрено оказание истцом услуг по перевозке пассажиров по действующим тарифам на проезд и провоз багажа.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель истца подтвердил что ВМУП "ВладАвтоТранс" на момент подачи конкурсной документации знало об утверждении тарифа на перевозку пассажиров в размере 8 рублей.
Согласно пункту 2.4.3. договоров истцу предоставлено право представлять на согласование Управлению транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа предложения по изменению действующих тарифов на перевозки пассажиров, согласно пункту 2.4.5. - в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров, уведомив письменно Управление транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа за 30 дней до прекращения действия договора.
Суд первой инстанции правильно установил, что истец в конкурсной документации согласился полностью, договоры подписал без возражений, предложения по изменению действующих тарифов на перевозки пассажиров не вносил, от исполнения договоров - в том числе в связи с несогласием с размером тарифа на перевозки - не отказывался.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы этого не опровергают.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.10.2008 N 34 "утверждены экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров автобусным транспортом в городском сообщении по г. Владикавказ на 2009 г. установлен экономически обоснованный тариф в размере 12 рублей за одну поездку.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 31.12.2009 N 116 продлен срок действия постановления РСТ РСО-Алания от 23.10.2008 N 34. Таким образом, установленный РСТ РСО-Алания тариф на перевозку пассажиров в автобусах городского сообщения на 2010 также составил 12 рублей.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 05.05.2011 N 30 действие тарифов по вышеназванным постановлениям РСТ РСО-Алания отменено.
Постановление Правительства РСО-Алания от 23.07.2010 N 208 утвержден фиксированный тариф на проезд одного пассажира на городских маршрутах, осуществляемых пассажирским транспортом независимо от форм собственности во Владикавказе, в том числе в автобусах общего пользования в размере 8 руб. При этом названным постановлением не предусмотрено возмещение убытков, как не предусмотрены источники такого возмещения.
Распоряжением Правительства РСО-Алания от 29.11.2010 N 369-р "О проведении обследования структуры пассажиропотока в г. Владикавказе" с целью выявления потребности в финансовых средствах на компенсацию выпадающих доходов от применения тарифов, не обеспечивающих необходимую валовую выручку, Министерству труда и социального развития РСО - Алания, Министерству промышленности, транспорта и энергетик РСО-Алания и РСТ РСО-Алания совместно с АМС муниципального образования г. Владикавказ поручено разработать и утвердить график совместного обследования структуры пассажиропотока, в срок до 19.12.2010 провести обследование структуры пассажиропотока на всех маршрутах ряда транспортных предприятий, в том числе ВМУП "ВладАвтоТранс", в срок до 25.12.2010 представить результаты обследования в виде аналитической записки.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции по результатам проведенного в период с 17.11.2010 по 20.11.2010 обследования пассажиропотока на маршрутах города Владикавказа, обслуживаемых автотранспортом ВМУП "ВладАвтоТранс", был составлен акт, на основании которого истец обратился в суд с соответствующим иском.
Истец указал в справке о доходах за перевозку пассажиров, что на 22.12.2010 в кассу ВМУП "ВладАвтоТранс" о реализации билетов за проезд на автобусах поступило 3150145 рублей (393768 перевезенных платных пассажиров). В ходе проведенного обследования структуры пассажиропотока в г. Владикавказ был составлен акт, согласно которому 44,04% от общего числа пассажиров, перевозимых автотранспортом ВМУП "ВладАвтоТранс", составили льготники (309891 человек). Всего в расчете убытков указано 703659 перевезенных пассажиров.
Однако ни график совместного обследования структуры пассажиропотока, ни результаты обследования в виде аналитических записок, ни первичные документы проведенного обследования пассажиропотока сторонами и участвующими в деле лицами не представлены.
Как правильно указал суд первой инстанции, из материалов дела следует, что в обоснование свих требований истец представил только расчет, билетно-учетные листы, приходные кассовые ордера, открытые листы на принятие в кассу ВМУП "ВладАвтоТранс" от подотчетных лиц выручки за оплату за проезд.
Иные документы в обоснование заявленных требований в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно которому перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляют органы исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания от 05.05.1996 N 107 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении и сообщении в районных центрах республики всеми видами общественного транспорта, включая такси и маршрутные таксомоторы, устанавливаются Правительством РСО-Алания.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания Постановлением от 23.07.2010 N 208 установило со 02.08.2010 фиксированный тариф на проезд одного пассажира на городских маршрутах в автобусах общего пользования, осуществляемый транспортными организациями независимо от форм собственности в г. Владикавказе, в размере 8 рублей.
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на постановление РСТ РСО-Алания от 23.10.2008 N 34, установившее экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров автобусным транспортом в городском сообщении по г. Владикавказу в размере 12 рублей.
Однако суд первой инстанции правильно отметил, что истцом не учтено, что РСТ РСО-Алания является республиканским органом исполнительной власти, тогда как ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Северная Осетия-Алания не установлены полномочия республиканского органа исполнительной власти по определению экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров автобусным транспортом.
С учетом этого суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для установления РСТ РСО-Алания подобного тарифа отсутствуют какие-либо правовые основания, и указанное постановление РСТ РСО-Алания не может служить аргументом в пользу компенсации истцу выпадающих доходов.
Истец осуществлял деятельность по перевозке пассажиров на основании договоров от 04.10.2010 по установленной договорами цене.
Суд первой инстанции правильно счел, что, утверждая фиксированный тариф, Правительство РСО-Алания действовало в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Ссылку истца на пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельной.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Названная норма права регулирует вопросы возмещения убытков, возникающих в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот (предоставлением гражданам услуг в рамках реализации, установленных законом, льгот бесплатно или по льготным ценам), и не затрагивают вопросы государственного регулирования цен (тарифов).
При этом в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Фиксированный тариф, установленный Постановлением Правительства РСО-Алания от 23.07.2010 N 208, не является ни льготой, ни преимуществом по провозной плате за перевозку пассажиров.
Из постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2010 N 208 следует, что фиксированный тариф на проезд одного пассажира в автобусах общего пользования устанавливается при перевозках на городских маршрутах, осуществляемых транспортными организациями независимо от форм собственности. То есть фиксированный тариф установлен для неопределенного круга лиц, всех пассажиров, пользующихся услугами перевозчика.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2010 г. N 208 никем, в том числе и истцом, не оспорено.
На основании установленных обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Республики Северная Осетия-Алания каких-либо обязательств, связанных с возмещением убытков, возникших вследствие осуществления перевозок пассажиров по утвержденным тарифам, перед истцом.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не доказан факт причинения ему Постановлением Правительства РСО -Алания от 23.07.2010 N 208 убытков.
Таким образом, судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену суда первой инстанции или приведению к принятию неправильного решения, не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца, которым она уплачена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2011 по делу N А61-135/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Винокурова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-135/2011
Истец: Владикавказское Муниципальное Унитарное Предприятие "ВладАвтоТранс", ВМУП "ВладАвтоТранс"
Ответчик: Министерство Финансов Республики Северная Осетия-Алания, Минфин РСО-Алания
Третье лицо: г.Владикавказ в лице Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Министерство промышленности, транспорта и энергетики РСО-Алания, Министерство промышленности,транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказ, Министерство промышленности,транспорта и энергетики РСО-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и соцразвития РСО-Алания, Муницмпальное образование г. Владикавказ в лице АМС г. Владикавказа, Правительство Республики Северная Осетия-Алания в лице АМС г. Владикавказ, Правительство РСО-Алания, Правительство РСО-Алания в лице Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания, Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, РСТ по РСО-А, Управление транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказ, Управление транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа