г. Саратов |
Дело N А12- 8699/2011 |
"29" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "29" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красноармейского района Волгограда, г.Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "15" июля 2011 года по делу N А12-8699/2011 (судья Пятернина Е.С.),
по заявлению Администрации Красноармейского района Волгограда, г.Волгоград,
к отделу надзорной деятельности по г.Волгограду управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области, г.Волгоград,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: ГУ МЧС России по Волгоградской области, г.Волгоград,
при участии представителей:
администрации Красноармейского района г. Волгограда - не явился, извещен,
отдела надзорной деятельности по г.Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области - не явился, извещен,
ГУ МЧС России по Волгоградской области - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Красноармейского района г. Волгограда с заявлением к отделу надзорной деятельности по г.Волгограду управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области (далее - ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области) об оспаривании постановления N 043292 от 18.05.2011 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "15" июля 2011 года постановление ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области N 043292 от 18.05.2011 г. о привлечении Администрация Красноармейского района г.Волгограда к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменено в части назначенного наказания со штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Администрация Красноармейского района г. Волгограда не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановление ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области N 043292 от 18.05.2011 г. о привлечении Администрации Красноармейского района г. Волгограда к административной ответственности признать незаконным и отменить.
ГУ МЧС РФ по Волгоградской области считает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 77724 7 о вручении корреспонденции). ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
ГУ МЧС России по Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 77725 4 о вручении корреспонденции). Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Администрация Красноармейского района г. Волгограда извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 77723 0 о вручении корреспонденции). Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04 по 28 апреля 2011 года ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору И.Л. Чеботарева N 10 от 23 марта 2011 года была проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица - Администрации Волгограда, юридический адрес: г. Волгоград ул. Володарского, 5 на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории городского округа - город-герой Волгоград.
По окончанию проверки был составлен акт проверки N 10/513440 от 28.04.2011 года, который был направлен временно исполняющему полномочия Главы Волгограда Соколову Сергею Николаевичу.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения допущенные Администрацией Красноармейского района г. Волгограда:
- нарушения требований Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федерального закона N 1230ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003, а также стандарты, нормы и правила пожарной безопасности в РФ, а именно: не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники по адресам: улица Брестская, 3, улица Гражданская, 34 (нарушение пункта 23 ППБ 01 -03);
- территория Красноармейского района Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищена от мусора, сухой травы, камыша: территория у бывшего ДК "Строитель", улица Мачтозаводская 50-116, улица Лазоревская от поста ГАИБДД в сторону Кировского района, перед жилым сектором на пересечении улицы Лазоревская и улицы Куйбышева (нарушение пункта 21 ППБ 01 -03).
По результатам проверки ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области составлен протокол N 043292 об административном нарушении от 11.05.2011 в отношении Администрации Красноармейского района г. Волгограда по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании указанного протокола вынесено постановление от 18 мая 2011 года N 043292 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ Администрации Красноармейского района г. Волгограда, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Администрацией Красноармейского района г. Волгограда административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ; административное наказание назначено с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности. Однако суд пришел к выводу о необходимости с учетом смягчающих вину обстоятельств изменить постановление в части назначенного наказания - штрафа в размере 10 000 руб.. на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда правомерным по следующим основаниям.
В соответствии частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная норма содержится в пункте 10 ППБ 01-03 согласно которой собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику этого имущества.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу положений части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с решением Волгоградской городской думы от 24.12.2010 г. N 40/1252 "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда" Администрация Красноармейского района г. Волгограда осуществляет свою деятельность на территории Красноармейского района г. Волгограда.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно пункту 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение названных норм:
- не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники по адресам: улица Брестская, 3, улица Гражданская, 34 (нарушение пункта 23 ППБ 01 -03);
- территория Красноармейского района Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищена от мусора, сухой травы, камыша: территория у бывшего ДК "Строитель", улица Мачтозаводская 50-116, улица Лазоревская от поста ГАИБДД в сторону Кировского района, перед жилым сектором на пересечении улицы Лазоревская и улицы Куйбышева (нарушение пункта 21 ППБ 01 -03).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, что несоблюдение правил пожарной безопасности допущено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств Администрацией не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Администрации Красноармейского района г. Волгограда состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку проверка в отношении непосредственно Администрации Красноармейского района г.Волгограда не проводилась.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае оспариваемый факт административного правонарушения установлен при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании изложенного, административный орган правомерно привлек Администрацию к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд первой инстанции правомерно с учетом смягчающих вину обстоятельств посчитал возможным изменить постановление в части назначенного наказания - штрафа в размере 10 000 руб. на предупреждение.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что обязанность по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники и обязанность своевременно очищать от мусора, сухой травы, камыша территории не может быть безусловно возложена на Администрация Красноармейского района г. Волгограда, поскольку выполнение данных требований зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок с проезжей частью, о того, кто занимается содержанием территории в соответствии с законом или договором.
Указанный довод Администрации отклоняется судебной коллегией как противоречащий пунктам 2.3.10, 2.3.13, 2.3.15 Положения об администрации Красноармейского района Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, согласно которым именно Администрация Красноармейского района г. Волгограда организует и контролирует благоустройство территории района, организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов от индивидуального жилого фонда, расположенного на территории района, организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Довод Администрации о том, что в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток (при определенных обстоятельствах) после выявления административного правонарушения, однако из материалов дела следует, что административное правонарушение было выявлено 28.04.2011 г., а протокол об административном правонарушении N 043292 был составлен 11.04.2011 г.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что несоблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием для отмены постановления административного органа, так как данное нарушение не носит существенный характер, и позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Администрации Красноармейского района Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "15" июля 2011 года по делу N А12-8699/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области только по основаниям, предусмотренным ч . 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8699/2011
Истец: Администрация Красноармейского района г. Волгограда
Ответчик: ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, Отдел надзорной деятельности по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МЧС России по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6301/11