г. Ессентуки |
Дело N А61-1021/11 |
28 сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 г.
полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Луговой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 июня 2011 г.. по делу N А61-1021/2011
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кировский" к Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО
о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2011 N 22 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ (судья Акимцева С.А.),
при участии в судебном заседании:
От Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Князева А.Н.- по доверенности (с применением средств видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области),
От ООО "Кировский" - не явились, извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кировский" (далее Общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления N 22, вынесенного 16.03.2011 Управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО (далее - контролирующий орган) о привлечении к административной ответственности по статье 1 4.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением суда от 27 июня 2011 года постановление от 16.03.2011 N 22, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении ООО "Кировский" (ИНН 1509002718, ОГРН 1021500904590) к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 80 000 рублей признано незаконным и отменено.
Решение суда первой инстанции мотивированно тем, что административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Кировский", ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что срок привлечения к административной ответственности в случае длящихся административных правонарушений следует исчислять со дня обнаружения административным органом правонарушения, а факт совершения обществом правонарушения мог быть выявлен административным органом не ранее момента сдачи обществом декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Декларация представлена обществом 20.01.2011.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Князева А.Н. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Кировский" отзыва на апелляционную жалобу не представляло, в судебное заседание представители не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июня 2011 года по делу N А61-1021/2011 следует отменить, апелляционную жалобу удовлетвореить.
Из материалов дела усматривается, что Контролирующим органом в отношении ООО "Кировский" в период с 26.01.2011 по 28.01.2011 была проведена плановая документарная проверка по представленным декларациям об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2010 года, по окончании которой был составлен акт от 28.01.2011 N 12 (л.д.33-36).
Из акта проверки следует, что ООО "Кировский" имеет лицензии Б 068342 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков и Б 068130 на право осуществления производства, хранения и поставки произведенных вин.
В ходе проверки было установлено отсутствие фиксации в базе данных ЕГАИС сведений, отраженных в декларации об объемах производства алкогольной продукции в общем объеме 211,9185 тыс.дал. (2119185л.).
По результатам проверки контролирующим органом определением от 31.01.2011 N 22 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, определив проведение административного расследования по факту отсутствия фиксации сведений в базе данных ЕГАИС за 4 квартал 2010 года (л. д.40-42).
Определение было направлено Обществу 03.02.2011, получено последним 08.02.2011 (л.д.43).
В ходе расследования контролирующим органом было установлено, что Обществом допущено нарушение установленного законодательством РФ порядка учета производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Извещением от 03.03.2011 N У3-11-13/1069 контролирующий орган направил Обществу сообщение о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 17.02.2011 в 12 час.00 мин.
Контролирующий орган на основании заявления генерального директора Общества о перенесении срока составления протокола об административном правонарушении, извещением от 16.02.2011 за N 22 установил иную дату составления протокола - 28.02.2011 в 12 час.00 мин. (л.д. 47-48).
Контролирующим органом в отсутствие Общества 28.02.2011 был составлен протокол N 22 о привлечении его к административной ответственности по статье 1 4.19
КоАП РФ.
Извещением от 28.02.2011 N 22 контролирующий орган направил Обществу сообщение о рассмотрении административного дела 1 6.03.2011 в 12 час.00 мин., которое им было получено 05.03.2011 (л.д.51-52).
На рассмотрение административного дела законный представитель Общества не явился.
Постановлением от 16.03.2011 N 22 контролирующий орган на основании акта проверки и протокола об административном правонарушении признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 1 4.19 КоАП РФ, назначив наказание в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.
Общество считая, что постановление административного органа вынесено за пределами двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлена обязанность организаций, осуществляющих производство алкогольной продукции, осуществлять учет и декларирование объемов ее производства и оборота при использовании оборудования, позволяющего осуществить передачу сведений в базу данных ЕГАИС.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, в соответствии с которым не допускается оборот конкретной партии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до фиксации информации о таком обороте в установленном порядке в ЕГАИС.
Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N171-ФЗ) установлено, что основное технологическое оборудование, используемое для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Пунктом 2 Правил функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. N 522 (далее по тексту - Правила) установлено, что ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее соответственно - организации, продукция), организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции.
В силу подпункта "Р" пункта 3 Правил: организации представляют в ЕГАИС, в том числе, информацию об объеме (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения.
В соответствии с пунктом 6 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 873 технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны обеспечивать фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую информационную систему с использованием программных средств в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации - производителе алкогольной продукции, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих производство алкогольной продукции, осуществлять учет и декларирование объемов ее производства и оборота.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, то есть с использованием оборудования, позволяющего осуществлять передачу сведений в базу данных ЕГАИС.
Из постановления Росалкорегулирования о привлечении к административной ответственности следует, что в ходе анализа деклараций за 4 квартал 2010 года, представленных ООО Кировский по лицензии N Б 068342 на производства хранение и поставки спиртных напитков, установлен факт нарушения, порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно:
в приложении N 3 "Об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" объем произведенной продукции по коду продукции 231 "Коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью розлива на других предприятия или промпереработки" отражен в количестве 211,9185 тыс.дал., в отчете об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции базы данных ЕГАИС РЦУК ООО "Кировский" за 4 квартал 2010 года объем произведенной продукции зафиксирован в количестве 239.269 тыс.дал.
В ходе административного расследования Обществом с ограниченной ответственностью "Кировский" представлены первичные документы ("Отчет о движении коньячной продукции" Форма N К23), согласно которым объем произведенной продукции по коду 231 "Коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью розлива на других предприятиях или промпереработки" отражен в количестве270,018 тыс.дал.
Указанный факт подтверждается: представленными декларациями об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Кировский" за 4 квартал 2010 года, представленными первичными документами, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2011 года N 22.
Таким образом, ООО "Кировский" было допущено нарушение установленного порядка учета объемов производства алкогольной продукции.
Факт нарушения, обществом не оспаривается.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не имеется. Протокол и Постановление об административном правонарушении вынесено в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (томN 1 л.д.46-52).
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что действиям ООО "Кировский" дана надлежащая квалификация в соответствии с положениями ст. 14.19 КоАП РФ, постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, административное наказание применено в пределах установленной санкции, с учетом обстоятельств дела.
В соответствии с ст. 4.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Установление факта нефиксации той или иной организацией сведений об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС возможно при сравнении сведений, содержащихся в ЕГАИС с данными декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок представления вышеуказанных деклараций в лицензирующий орган определен Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее по тексту - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 858.
В соответствии с п.4 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4 квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Незафиксированные в ЕГАИС объемы производства были осуществлены ООО "Кировский" в четвертом квартале 2010 года, декларации за 4 квартал 2010 года в соответствии с п. 4 Положения должны были быть сданы Обществом не позднее 20 января 2011 г.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения мог быть выявлен Управлением не ранее момента сдачи ООО "Кировский" деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество с ограниченной ответственностью "Кировский" представило соответствующие декларации 20 января 2011 г.
Следовательно, двухмесячный срок, в течение которого Управление могло привлечь ООО "Кировский" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ нарушен не был.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Аналогичная позиция отражена в определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.04.2011 г. N ВАС-1720/11
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июня 2011 года по делу N А61-1021/2011
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июня 2011 года по делу N А61-1021/2011 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Кировский" о признании незаконным и отмене постановление от 16.03.2011 N 22, о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1021/2011
Истец: ООО "Кировский"
Ответчик: Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по ЮФО
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу