Вопросы и ответы
"Может ли налогоплательщик исполнить обязанность по уплате налога или сбора в иностранной валюте, если в течение всего отчетного периода он получал доходы в этой валюте?"
Согласно ч. 1 и 3 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. При этом система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Как указано в п. 5 ст. 45 части первой НК РФ (в ред. от 30 декабря 2006 г.), обязанность по уплате налога исполняется в российской валюте. Действующая редакция данной статьи была утверждена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
На основании подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 30 декабря 2006 г.) к российской валюте относятся:
- денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
- средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
В соответствии с письмом ФНС России от 18 сентября 2006 г. N ГВ-6-10/935 в целях правильного заполнения налогоплательщиками, ранее исполнявшими обязанность по уплате налога в иностранной валюте, расчетных документов на перечисление налогов и сборов, а также пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговым органам было поручено:
- во-первых, провести широкомасштабную разъяснительную работу среди налогоплательщиков. Она заключается в информировании плательщиков налогов и сборов о реквизитах счетов Федерального казначейства субъектов Федерации и иных реквизитах, необходимых для обеспечения поступления денежных средств по назначению;
- во-вторых, уведомить налогоплательщиков, что в силу положений ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление налога номера счета Федерального казначейства по соответствующему субъекту Федерации и наименования банка получателя.
"Освобождаются ли от налогообложения выплаты, осуществляемые государством в отношении физических и юридических лиц, которым был причинен ущерб в результате совершения террористического акта?"
Статья 20 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27 июля 2006 г.) предусматривает, что лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
Согласно ст. 21 вышеназванного Закона (вступившей в силу с 1 января 2007 г.) возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу ранее указанных лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Правительством РФ. В данной норме содержится перечень случаев, позволяющих соответствующим лицам получить компенсационные выплаты в определенном размере.
Например, в случае гибели лица, принимавшего участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей. При этом гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. При получении ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.
Кроме того, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством РФ.
Следует отметить, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" начал формироваться механизм надлежащего обеспечения прав и законных интересов вышеназванных лиц. На основании ст. 8 указанного Закона были внесены дополнения в ряд положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ.
Так, в п. 8.1 ст. 217 НК РФ указано, что освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц:
- вознаграждения, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации лицам за оказание ими содействия федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие акты;
- вознаграждения за оказание содействия органам федеральной службы безопасности и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В связи с этим, в налоговых декларациях физические лица должны указывать все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением вышеперечисленных доходов (п. 4 ст. 229 НК РФ). Подобные налоговые освобождения от различных видов налоговых платежей в отношении юридических лиц пока отсутствуют.
Н.В. Герасименко,
советник Аналитического управления ФАС России,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук
"Адвокат", 2007, N 6