29 сентября 2011 г. |
Дело N А08-4979/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сычевой Е.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Торг": Романова А.И., представителя по доверенности N 14-11-ст от 14.09.2011,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2011 по делу N А08-4979/2011 (судья Мироненко К.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Славянка-Торг" (ИНН 3128037360) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области об оспаривании постановления от 15.06.2011 N 14-11/169П о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Славянка-Торг" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области от15.06.2011 N 14-11/169П о назначении административного наказания незаконным и отменить (с учетом уточнения).
Решением суда от 28.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Обществом не были соблюдены требования Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И, в результате чего 18.01.2011 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Определяющим является не момент представления справки о подтверждающих документах в банк ПС, а установленный период, предусмотренный инструкцией для исполнения субъектом соответствующей обязанности. Таким образом, Общество было обязано переоформить паспорт сделки не позднее 17.01.2011. Однако он был переоформлен 24.02.2011, чтт образует состав вменяемого правонарушения.
В судебное заседание Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Белгородской таможней в отношении общества проведена проверка по соблюдению валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части соблюдения требований Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами полномоченными банками валютных операций при оформлении паспортов сделки ".
Проверкой установлено, 23.12.2009 между ООО "Славянка-Торг" (поставщик) и ООО "Алика", Таджикистан (покупатель) заключен контракт N 1668-09 на поставку в адрес последнего продукции ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка", ООО "Славянка плюс", ООО "Славянка-люкс" (далее товар).
Согласно п.1.6 контракта общая сумма контракта складывается из стоимости постановленного на основании спецификаций товара и ориентировочно составляет 50 000 000 руб..
Покупатель осуществляет 100% предоплату поставляемого в рамках настоящего контракта товар, путем банковского перевода денежных средств на счет поставщика не позднее 5 дней с момента согласования соответствующего приложения (п.5.1 контракта).
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что поставка продукции осуществляется на условиях FCA склад поставщика РФ, г. Старый Оскол в соответствии с правилами "Инкотермс-2000".
Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2010 (п.15.1 контракта).
По указанному контракту от 23.12.2010 N 1668-09 обществом в филиале Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Старооскольское отделение N 8426 оформлен паспорт сделки N 09120002/1481/0202/1/0 (далее ПС).
Дополнительным соглашением N 1 от 31.12.2010 в контракт были внесены изменения, пункт 1.6 контракта изложен в следующей редакции: "Общая сумма контракта складывается из стоимости поставленного на основании спецификаций товара и ориентировочно составляет 10 000 00,00руб.", а также был продлен срок действия контракта - до 31.12.2011.
Паспорт сделки в связи с указанными изменениями контракта переоформлен обществом 24.02.1011.
31.05.2011 установив несвоевременность переоформления паспорта сделки с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 1 от 31.12.2010, таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10101000-753/20011.
О дате, времени и месте составления протокола общество извещено надлежащим образом.
В порядке ст.ст.28.1, 28.8 КоАП РФ таможней направлены материалы в Управление Росфиннадзора.
Постановлением Управления Росфиннадзора от 15.06.2011 N 14-11/169П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 cт.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обществ у назначено наказание в виде административного штрафа в размере '340000руб.
Считая оспариваемое постановление от 15.06.2011 незаконным и подлежащим отмене, Общество с ограниченной ответственностью "Славянка-Торг" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у общества не возникла обязанность по представлению сведений об изменении условий договора в банк ПС, следовательно, в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, в связи с чем, постановление по делу N 14-11/169П от 15.06.2011 подлежит отмене.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Частью 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Согласно части 4 указанной статьи Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым к формам учета отнесена справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Из части 3 статьи 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Нормативным актом Банка России, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, является Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденное ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).
Согласно пункту 3.15 Инструкции в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением случаев изменения наименования банка паспорта сделки, при реорганизации банка паспорта сделки только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк паспорта сделки одновременно следующие документы:
- два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки;
- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);
- иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном данной Инструкцией;
- разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения.
Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями данной Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше (пункт 3.15/1 Инструкции).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций N 258-П подтверждающие документы и справка представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, валютная операция по контракту была произведена 07.12.2010.
Справка о поступлении валюты Российской Федерации была представлена обществом в банк ПС в срок -16.12.2010.
Законом не запрещено представлять документы сразу после осуществления валютной операции.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод, что Общество выполнило требование по предоставлению документов в установленный срок (совершение валютной операции 07.12.2010 - подача документов 16.12.2010).
Срок действия контракта определен до 31.12.2010.
В соответствии с дополнительным соглашением к контракту N 1, была изменена сумма контракта и срок действия до 31.12.2011.
Следующие изменения в паспорт сделки были внесены 24.02.2011.
При этом, наличие операций по контракту, при совершении которых у резидента возникает обязанность предоставить в банк документы, а, соответственно, при наступлении сроков которых должен быть переоформлен паспорт сделки, в период с 31.12.2010 по 24.02.2011 установлено не было.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, отклонив довод Управления, что срок переоформления паспорта сделки должен был быть не позднее 17.01.2011.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку валютная операция (07.12.2010), в связи с которой у общества возникла обязанность по представлению подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах была осуществлена до подписания сторонами контракта дополнительного соглашения N 1 к контракту и данная обязанность исполнена обществом до истечения предельно допустимого срока представления соответствующих документов, что не запрещено "Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утв. Центральным Банком РФ 01.06.2004 N 258-П, следовательно, обязанность, предусмотренная п. 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П по представлению подтверждающих документов, после заключения дополнительного соглашения N 1 (31.12.2010) у общества не возникла.
Условия, предусмотренные п. 3.15.1 Инструкции N 117-И не наступили.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что у общества не возникла обязанность по представлению сведений об изменении условий договора в банк ПС, следовательно, в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, и постановление ТУ Росфиннадзора о признании незаконным и отмене постановления по делу N 14-11/169П от 15.06.2011 является незаконным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2011 по делу N А08-4979/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4979/2011
Истец: ООО "Славянка-торг"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области, ТУФС финансово-бюджетного надзора по Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4592/11