Временная работа - выбор молодых?
Представление о временном персонале, как об исключительно неквалифицированной рабочей силе, безнадежно устарело. Практически во всех отраслях высококвалифицированные специалисты могут быть приглашены на работу временно.
Проблема работодателя и вчерашнего студента стоит остро: для обеих сторон невозможность в короткие сроки найти эффективную форму сотрудничества выливается в потери прибыли, с одной стороны, и низкую зарплату и медленное продвижение по карьерной лестнице - с другой. Оторванность системы обучения от реальной работы в компании, куда придется после окончания учебы устраиваться студенту, приводит к вышеназванным диспропорциям. Идеальным вариантом при сложившейся ситуации стала бы возможность для студента уже в процессе учебы и без ущерба для нее поработать, попробовать свои силы, получить некоторый опыт в той или иной компании. Услуга найма временного персонала, получившая большое распространение в последние несколько лет, хотя и не решает полностью проблемы, но предоставляет молодым людям такую возможность.
Определения
Temporary staffing - услуга предоставления персонала на срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Это понятие примыкает к лизингу персонала, подразумевающему более долгосрочные отношения между работодателем и сотрудником - от одного месяца и более. Точки соприкосновения между этими услугами есть, однако лизинг предусматривает при расчетах месячную ставку для клиента, а временный персонал подразумевает почасовую ставку. Но главное отличие - в быстроте подбора персонала на ту или иную должность.
Срок исполнения заказа по услуге предоставления временного персонала может составлять считанные часы. Именно за это время провайдер - кадровое агентство -должен предоставить клиенту персонал на какой-то небольшой срок. Лизинг предполагает более долгий срок подбора сотрудника.
Рост популярности услуги в России
На Западе практика привлечения временного персонала юридически закреплена. Существуют четко прописанные законодательные положения, определяющие и регулирующие взаимоотношения сторон при найме временного персонала. Поэтому в иностранных компаниях такая практика широко распространена. В некоторых фирмах, особенно японских, временный персонал, так называемые "контрактеры", может составлять до 90% от всех сотрудников компании. В России законодательной базы для привлечения временного персонала в компанию пока нет, услуга по предоставлению временного персонала только начинает приживаться в бизнес-практике. Хотя это и не противоречит законодательству, но четких правил для подобного рода взаимоотношений между работодателем и работником нет. Эти вопросы обсуждаются в Государственной думе представителями АКПП - Ассоциации консультантов по подбору персонала. Однако пока никаких реальных шагов законодательными органами предпринято не было.
И тем не менее рынок услуги временного персонала растет быстрыми темпами. С 2002 к 2006 году объемы услуги выросли на 190%. Это связано с цивилизацией рынка рабочей силы в России, быстрым развитием экономики, нуждающейся в кадрах.
Кто покупает услугу
Потребителями данной услуги в России являются в первую очередь западные компании. Причем одинаково активно временный персонал привлекают для работы как крупные компании, так и небольшие организации.
Энергично сотрудничают с кадровыми агентствами по этой услуге и представительства западных компаний в России, которые не могут расширять свой штат здесь. Для того чтобы взять сотрудников на должности, которые не предусмотрены в штатном расписании, они должны обращаться в головной офис на Западе, но пока придет разрешение и будут оформлены все необходимые документы, пройдет немало времени, а сотрудники нужны уже сейчас. В этих условиях представительства берут временный персонал, который не предполагается впоследствии зачислить в штат.
Ситуации, когда требуется временный персонал
Ситуации, когда компании привлекают временный персонал, с одной стороны, можно назвать нештатными, но с другой - они настолько обыденны, что с ними сталкивается любая компания. То есть любой работодатель рано или поздно окажется в ситуации, когда привлечь временного сотрудника было бы целесообразно. Эти ситуации таковы:
ограничения по найму постоянного персонала;
специальные проекты;
особые периоды деятельности компании;
отпуска сотрудников;
сезонные пики;
болезни сотрудников.
Бывает так, что офис-менеджер приходит сутра на работу и узнает, что секретарь заболел и не может выйти. Тогда офис-менеджер может обратиться в агентство и потребовать, чтобы ко второй половине дня на место секретаря уже был прислан временный сотрудник. Специальные проекты компании: презентации, конференции, рекламные кампании, участие в выставках - требуют временного увеличения количества сотрудников. В этой ситуации оптимальное решение - нанять временный персонал, который сможет выполнить необходимую часть работы.
В деятельности любой компании наступают периоды, когда ей необходимо выполнить больше работы, чем это делается в обычные рабочие дни. К ним относятся переезды офиса, производственные пики, годовые отчеты. В такие моменты требуются дополнительные рабочие руки. Например, при переезде офиса необходимо переподключить компьютеры, переустановить системы безопасности и т.д. Производственные пики, сезонные изменения деятельности, с которыми сталкиваются многие предприятия, вынуждают компании обратиться к временному персоналу.
Кроме того, у многих компаний, особенно производящих продукты питания, бывают сезонные пики. Например, предприятия, производящие мороженое, испытывают сезонный пик деятельности летом. В случае отпуска сотрудника, для того чтобы его отсутствие прошло для компании безболезненно, также целесообразно прибегнуть к услуге предоставления временных сотрудников.
Временные сотрудники
Доли рынка по сотрудникам, привлекаемым на временной основе:
"Сотрудники, привлекаемые на временной основе"
Среди должностей, на которые компания берет временный персонал, чаще всего востребованы следующие:
производственный персонал;
административный персонал;
секретарь приемной; секретарь отдела; личный ассистент; офис-менеджер; бухгалтер; оператор базы данных; операционист;
HR-специалисты, кадровики;
IТ-специалисты;
системный администратор;
программист;
сотрудник desk-top.
Востребованность офисных сотрудников по категориям.
"Офисные сотрудники, привлекаемые на временной основе"
Очевидно, что больше всего востребованы в качестве временного персонала работники, обеспечивающие функционирование офиса. Затем идут специалисты кадровой службы. Конечно, речь не идет о менеджерах, которые принимают решения. Нужны прежде всего люди, которые занимаются кадровым делопроизводством.
Что касается бухгалтеров, то их берут именно на отчетный период, обычно на конец года, когда необходимо привести в порядок накопившиеся документы и разгрузить текущую бухгалтерию. Постоянному бухгалтеру не до рутинной работы. Естественно, временному бухгалтеру не доверят ответственную работу, например делать баланс. Для этого существует постоянный сотрудник. IT-направление в услуге предоставления временного персонала получило развитие относительно недавно. Ventra Employment, "дочка" американского IT-холдинга Mirantis, с самого основания специализирующаяся на подборе IT-специалистов, энергично развивает это направление и в секторе временного персонала. Обладая хорошим пониманием IT-процессов и создав уникальную базу технических специалистов, Ventra вошла в пятерку самых сильных игроков рынка в области предоставления персонала. По оценке компании, рост объема услуги предоставления IT-специалистов за период с 2002 по 2006 год составил 250%. При этом наиболее активное развитие произошло за последний год. Это связано с бурным ростом сектора IT в России. Что касается топ-менеджеров, то их в России на временной основе привлекают очень редко, хотя на Западе эта практика имеет место.
Существуют категории сотрудников, которые в силу своей специфики часто меняют место работы. Например, полгода для секретаря на ресепшн - это почти максимальный срок. Для многих людей подобные должности - просто start-up, начало карьеры. Затем они переходят либо на более высокие должности в этой компании, либо меняют место работы. Для того чтобы избавить себя от текучки, многие компании ищут провайдера, который будет устраивать замену ушедшего с должности человека.
То же самое касается и help-desk - вспомогательного звена в IT-сфере. Молодые люди, работающие IT-администраторами, переходят на другие зарплаты и позиции. Поэтому необходимо, чтобы существовала постоянная услуга подбора временного персонала, с помощью которой можно закрывать эти "текучие" позиции.
Люди, которые работают на временной основе
Студенты. Кадровые агентства регулярно и энергично участвуют в ярмарках вакансий, предлагая студентам и выпускникам вузов возможность временного трудоустройства. Кроме того, некоторые кадровые компании делают стажировки для студентов прямо у себя в офисе, обучая их необходимым навыкам. В основном это касается секретарей на ресепшн.
Фрилансеры. Это категория людей, которые заинтересованы именно во временной работе. Они совмещают временную работу со своими проектами или бизнесом, и их устраивает временная возможность подзаработать.
"Категории людей, привлекаемых на временной основе"
Женщины-домохозяйки. Это женщины, в основном ухаживающие за ребенком или ведущие домашнее хозяйство, но они нередко выходят на какие-либо временные проекты.
IT-специалисты, особенно программисты и внедренцы ERP-систем. Сейчас все компании переходят на такие системы, и подобные специалисты востребованы. Но внедрение таких систем занимает от силы полгода, когда необходимы программисты в сверхштатном количестве. Затем требуется только поддержание их работы, с которым могут справиться и штатные сотрудники. И среди программистов ERP-систем часто встречаются люди, которые любят работать именно на временных проектах. Им интересно получать разнообразный опыт. Так они повышают свою квалификацию. Что касается help desk, то молодым людям задерживаться на этой позиции неинтересно.
Ищущие постоянную работу. Люди, которые находятся в поиске постоянной работы, в процессе готовы поработать временно на том или ином проекте, пока основное место работы не найдено.
Выгоды сторон. Заказчики
Выгоды заказчиков - работодателей в описанных случаях очевидны. При привлечении временного персонала налицо экономия времени и средств. Когда постоянный сотрудник покидает компанию, она должна затратить время и деньги, чтобы найти нового человека. Она платит гонорары тому же кадровому агентству за поиск постоянного сотрудника, тратит время на собеседования с ним. Услуга предоставления временного персонала предполагает замены. То есть, если сотрудник ушел, то провайдер обязан его заменить новым. Применение услуги временного персонала позволяет компаниям быть более гибкими в вопросах кадровой политики. Юридическое ведение, оформление, разрешение возможных конфликтов также берет на себя компания-провайдер. Нештатные ситуации - отпуска, болезни - вообще не сказываются на работе компании.
Выгоды сторон. Сотрудники
Выгод, сотрудников, устраивающихся на временную работу, много, перечислим лишь некоторые, касающиеся в первую очередь студентов.
Профессиональный опыт работы. Основная категория временных сотрудников - молодые специалисты, студенты. Временное трудоустройство позволяет им приобрести опыт работы. Это облегчает поиск работы после окончания вуза, повышает конкурентоспособность на рынке труда.
Начало карьеры в западной компании. Студент устраивается временно на работу в западные компании, а в их числе очень часто попадаются громкие имена: Coca-Cola, Intel, Nokia, General Motors, Shell - все эти компании работают на российском рынке. Таким образом, он знакомится с высокими стандартами ведения бизнеса в иностранных фирмах.
Возможность завязать полезные связи. Менеджеры кадрового агентства или работодателя получают возможность оценить сотрудника на временных проектах, и в дальнейшем, когда для последнего встанет вопрос о постоянном трудоустройстве, он может обратиться к этим людям.
Профессиональная идентификация. Студент может себя попробовать в разных компаниях и понять, какая работа ему ближе, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Решается описанная проблема оторванности полученных знаний от рабочей практики.
Дополнительный заработок.
Возможность работать без ущерба для учебы. Гибкий график, спектр вариантов, возможность выбрать более подходящую работу в плане совмещения с учебой являются весьма важным преимуществом для студента.
Как работает агентство
Главное конкурентное преимущество кадрового агентства в бизнесе по подбору временного персонала - это быстрота выполнения заказа. Исходя из этого основной проблемой становится составление базы достаточно квалифицированных специалистов, готовых оперативно заступить в должность. Эта база, по существу, то, что агентство продает. Это основное конкурентное преимущество агентства на рынке. Составление такой базы - дело сложное, трудоемкое и кропотливое. Ищут потенциальных работников самыми разнообразными способами: на ярмарках вакансий, по объявлениям в СМИ, интернете.
Когда заказчик говорит о том, что ему необходим сотрудник на ту или иную должность, представители агентства находят тех, кто готов выйти на работу, и представляют заказчику на выбор несколько кандидатур, а если должность сложная, то предлагают сотрудника и без возможности выбора. Заказчик в свою очередь одобряет или отвергает кандидатуру на уровне резюме. Максимум, что он делает - проводит телефонное интервью. Затем человек выходит на работу. Здесь свои сложности. Чем меньше срок, на который нужен, например, секретарь, тем опытнее должен быть временный сотрудник. У него нет времени на вхождение в курс дела, на адаптацию, он должен моментально полноценно заменить постоянного работника. Чтобы сотрудник уже был подготовлен к выходу на работу, компания-провайдер зачастую обучает кандидатов навыкам работы.
Так что очень многие просто не могут работать в качестве временного персонала, поскольку не обладают способностью к быстрой адаптации. Именно поэтому такие предложения более актуальны для молодых людей.
Юридическое оформление отношений между сторонами
Временный сотрудник числится в кадровом агентстве. Оно ведет всю документацию, юридические отношения с работником, выплачивает ему заработную плату и выполняет все остальные обязательства работодателя по отношению к работнику. Он заключает срочный трудовой договор с агентством на время работы. В дальнейшем сотрудник условно возвращается "на скамейку запасных", откуда он опять может быть привлечен, если в его услугах нуждается тот или иной клиент и если ему подходит предложение агентства. Бывает, что сотрудник так нравится работодателю, что в следующий раз компания просит именно его, а иногда и делает предложение о постоянной позиции, причем уровнем выше, чем его работа по проекту.
Провайдер и заказчик заключают рамочный договор сроком действия на год. На основании этого договора компания может обращаться к провайдеру по разным позициям в течение года. Договор может быть продлен.
"Популярность услуг кадровых агентств среди заказчиков"
Компания-заказчик возмещает расходы на зарплату сотруднику, налоги и платит вознаграждение провайдеру за подбор и оформление работника.
Внутренние особенности услуги
Часто компании берут услуги в комплексе - временный персонал, аутстаффинг, аутсорсинг. Провайдер может в одном случае посоветовать использовать временный персонал, в другом - оформить сотрудника в свой штат по схеме аутстаффинга и так далее.
Конкуренция в данном секторе кадрового бизнеса очень высока. Репутация компании может быть испорчена одним неверным действием. Если компания высокого уровня вдруг обращается за секретарем буквально на один день и предоставленный провайдером человек не понравился, вход в эту компанию провайдеру фактически закрыт если не навсегда, то надолго. Таким образом, ни один мелкий проект не бывает мелким. Внимание к качеству услуги, как и во всяком клиентском бизнесе, максимально, поскольку от него напрямую зависит репутация провайдера.
Основные игроки в предоставлении услуги временного персонала - крупнейшие кадровые агентства России: Kelly Services, Ancor, Manpower, Ventra, Coleman.
"Доли рынка услуги предоставления временного персонала среди кадровых агентств"
Услуга временного персонала в дальнейшем будет активно развиваться. Можно предполагать, что в скором времени будут приняты законы, регулирующие отношения сторон при привлечении в компанию временного персонала. Кадровые агентства будут совершенствовать качество предоставляемого продукта с ростом требований, предъявляемых заказчиками. А люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не заинтересованы в постоянной работе, все чаще и активнее будут приходить во временный персонал, в первую очередь студенты и недавние выпускники вузов.
М. Симонова,
HR директор Mirantis, Inc., генеральный директор Ventra Employment
"Кадровый менеджмент", N 5, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811