город Москва |
Дело N А40-47157/11-130-180 |
28 сентября 2011 г. |
N 09АП - 22865/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей П.В. Румянцева, Д.Е. Лепихина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы 18.07.2011 г.
по делу N А40-47157/11-130-180, принятое судьей С.М. Андрияновой,
по заявлению ООО "АГАТ-резерв" (ОГРН 1037739354718, 121309, г. Москва, ул. Хавская, д. 18)
к МИФНС России N 46 по г. Москве (125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2)
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Подгорный П.А. по дов. от 14.06.2011 N 07-17/068549;
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "АГАТ-Резерв" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" от 12.04.2011 г. и об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРАВО" от 12.04.2011 г. в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, обязании МИФНС России N 46 по г. Москве произвести государственную регистрацию.
Решением суда от 18.07.2011 г. требования заявителя удовлетворены в части признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 12.04.2011 года N 122659А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" при создании путем реорганизации в форме разделения и обязания инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АГАТ-Резерв". При этом суд исходил из отсутствия законных оснований для вынесения решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения.
В части требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 12.04.2011 года N 122728А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРАВО" в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов отказано.
МИФНС России N 46 по г. Москве не согласилась с решением суда в части признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве от 12.04.2011 года N 122659А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" при создании путем реорганизации в форме разделения и обязания инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АГАТ-Резерв" и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований заявителя отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в исковых требованиях.
ООО "АГАТ-Резерв", извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В связи с тем, что в порядке апелляционного производства обжалуется часть решения, Девятый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела решением единственного участника ООО "АГАТ-резерв" Марковым В.П. принято решение N 5 от 08.06.2010 г.. о реорганизации ООО "АГАТ-резерв" в форме разделения на ООО "БРУТТО" и ООО "БРАВО".
06.04.2011 г.. заявителем в МИФНС РФ N 46 по г. Москве поданы заявления по форме N Р12001 вх. N122659А о государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" при его создании в результате разделения ООО "АГАТ-резерв" и вх. N122728А о государственной регистрации юридического лица ООО "ООО "БРАВО" при его создании в результате разделения ООО "АГАТ-резерв" и документы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией вынесены решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.
В решении от 12.04.2011 г., принятому по заявлению вх. N 122659А со ссылкой на пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ указано на то, что в представленном в регистрирующий орган решении о реорганизации отсутствовало положение (решение) о создании новых юридических лиц путем реорганизации в форме разделения, что не соответствует п. 2 ст. 54 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 года, в представленном в регистрирующий орган разделительном балансе ООО "АГАТ-резерв" отсутствовали положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, что не соответствует ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; в) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины; ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленный статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции обществом для государственной регистрации в налоговый орган представлено заявление о создании юридического лица при разделении по форме Р12001, решение от 08.06.2011 г. N 5 о реорганизации юридического лица, устав ООО "БРУТТО", утвержденный Решением N 1 от 21.02.2011 г., справка ГУ ГПФР N8 от 30.03.2011 г. N 178, разделительный баланс ООО "АГАТ-резерв" от 21.02.2011 г., передаточный акт N 1 к разделительному балансу ООО "АГАТ-резерв" от 21.02.2011 г., документ об уплате государственной пошлины за осуществление МИФНС N 46 действий по государственной регистрации юридического лица, уведомление N СТ 1516-101209 о предоставлении адреса (т.1 л.д.28-47, 83-100, 102, 121-134). Порядок представления документов при государственной регистрации обществом соблюден.
Таким образом, заявление, поданное в налоговый орган и составленное по утвержденной форме, не содержит недостоверных сведений и не соответствующих закону положений; подлинность подписи Маркова В.П. как лица, уполномоченного на подачу заявления по форме Р12001, засвидетельствована нотариусом.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказ в государственной регистрации одного из юридических лиц, создаваемых путем реорганизации в форме разделения, не позволяет осуществить государственную регистрацию другого вновь создаваемого юридического лица является необоснованным и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" в связи с непредставлением определенных ст. 23 Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации" необходимых для государственной регистрации документов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия у МИФНС России N 46 по г. Москве оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО", создаваемого путем реорганизации в форме разделения.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что обществом представлен полный и достоверный пакет документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации юридического лица, оспариваемое решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 12.04.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с признанием незаконным решения МИФНС России N 46 по г. Москве от 12.04.2011 г. вх. N 122659А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "БРУТТО" при создании в форме реорганизации в форме разделения суд первой инстанции правомерно обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АГАТ-резерв".
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда в части признания недействительным решения налогового органа и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2011 г.. по делу N А40-47157/11-130-180 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47157/2011
Истец: ООО "Агат-Резерв"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве