город Ростов-на-Дону |
дело N А32-13535/2010 |
26 сентября 2011 г. |
15АП-7468/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Ивановой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: заместитель начальника юридической службы Сергиенко С.В., по доверенности б/н от 12.10.2010
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.05.2011 по делу N А32-13535/2010
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" г.Краснодар
к заинтересованному лицу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании недействительным предписания
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управлению) о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республика Адыгея об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 23.03.2010 N 050-004-03-ГН-12.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просил суд признать недействительным предписание Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея N 05-004-03-ГН-12 от 23.03.2010 как не подлежащее исполнению в указанный в нем срок.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2010 года заявленные требования удовлетворены на том основании, что в предписании не указаны конкретные мероприятия, которые общество должно осуществлять в целях его исполнения, а также установлен срок, не учитывающий характер работ, необходимых для выполнения требования.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 01.12.2010 года решение суда Краснодарского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду рекомендовано кассационной инстанцией дать оценку доводам о невозможности исполнения предписания в определенный срок с учетом времени, необходимого для устранения конкретных нарушений, установленных при проведении проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17 мая 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" г.Краснодар обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
Представить ООО "Краснодар Водоканал" г.Краснодар в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежащим образом, что по правилам статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 1.10/790 от 05.02.2010 управление провело внеплановую проверку общества, по результатам которой составило акт от 16.03.2010 N 05-004-03-ГН-1 с приложением фототаблицы и выдано предписание; 05-004-03-ГН-12 от 23.03.2010 об обеспечении безопасных для окружающей среды условий временного накопления и размещения отходов на территории общества (в соответствии с лимитами на размещение отходов ООО "Краснодар Водоканал" срок исполнения 05.05.2010 г.. Основание вынесения предписания - СанПиН 2.1.71322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В пункте 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и
юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; - внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую ин формацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии в пунктах 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные
предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов
определяет Правительство Российской Федерации. Согласно пунктам 1.2-1.4 СанПин 2.1.7.1322-03 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).В соответствии с пунктом 5.31 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с
отходами. Термины и определения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени. Пунктом 2.5 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что различают следующие основные способы складирования:
- временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.); временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению; складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений. В пункте 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 отражено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Согласно статье 28 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ст.65 АПК РФ, заявителем не представлены суду и заинтересованному лицу достаточных оснований невозможности устранения в месячный срок выявленных нарушений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выполнение предписания в установленные сроки невозможно в установленные управлением сроки, поскольку максимальная продолжительность реконструкции по объекту ОСК-2 - 3 года 8,5 месяцев отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается заявителем, что техническое задание на разработку проекта площадки временного складирования, утвержденного главным инженером Сыряковым В.В.- 08.04.2010, то есть после проведения проверки и направления в адрес ООО "Краснодар Водоканал" г.Краснодар предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Кроме того, общество не обосновало необходимость реконструкции очистных сооружений для устранения допущенных нарушений, поскольку из предписания не следует, что обществу в срок до 05.05.2010 предложено провести именно реконструкцию очистных сооружений.
Также при обследовании территории установлен факт несанкционированного размещения строительных отходов совместно с бытовыми отходами на открытом грунте. Отходы лома черных металлов, отработанные детали транспортных средств загрязненные нефтепродуктом размещаются на территории предприятий на открытом грунте, на площадках, не оборудованных навесом. На момент проведения проверки лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами ООО "Краснодар Водоканал" отсутствует. Не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и на право обращения с опасными отходами, должностных лиц, ответственных за принятие решений, связанных с охраной окружающей среды.
В материалы дела обществом не представлены доказательства принятия до указанного в предписании срока (05.05.2010) мер по выполнению предписания.
Все остальные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В нарушении статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств нарушения его прав оспариваемым ненормативным актом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 мая 2011 по делу А 32-13535/2010 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13535/2010
Истец: ООО Краснодар Водоканал, ООО Краснодар Водоканал "
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользовани Росприроднадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6976/11
26.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7468/11
01.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-13535/2010