Город Омск
05 августа 2011 г. |
Дело N А75-932/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотова Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4619/2011) открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2011 по делу N А75-932/2011 (судья Загоруйко Н.Б.),
по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932)
к Государственному учреждению - региональному отделению фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании недействительным решения от 10.11.2010 N 107 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенные страхователем в размере 188 185 рублей 38 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Барабаш Н.В. по доверенности от 17.02.2011 сроком действия до 31.12.2011;
от заинтересованного лица: Пеленаев В.В. по доверенности N 145 от 13.03.2011 сроком действия 30.05.2012;
установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее по тексту - общество, ОАО "СН-МНГ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - ГУ - РО ФСС по ХМАО, фонд социального страхования, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 10.11.2010 N 107 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенные страхователем в размере 188 185 рублей 38 копеек. Решением от 06.04.2011 по делу N А75-930/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении требований ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" отказал.
В обоснование решения Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указал, что нарушения в оформлении листков нетрудоспособности является основанием для отказа фондом социального страхования в возмещении расходов по обязательному социальному страхованию.
ОАО "СН-МНГ" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда 1 инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законами установлены правила иные, чем предусмотрены подзаконными актами, в силу чего отсутствуют основания для вывода о ненадлежащем оформлении листков нетрудоспособности.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ - РО ФСС по ХМАО указало, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя; документ, подтверждающий право лица на получение государственного пособия должен быть оформлен надлежащим образом.
В судебном заседании представить заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а представитель заинтересованного лица - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства. Филиалом N 1 государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена выездная документальная проверка ОАО "СН-МНГ" - страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2007 г.. по 31.12.2009 г.., по результатам которой составлен акт N 107 с/с от 04.10.2010 г.. (т.1 л.д.15-44).
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных на него обществом возражений (т.1 л.д.62-74), фондом социального страхования было принято решение от 10.11.2010 N 107 с/с не принимать к зачету расходы страхователя в размере 788 512 рублей 65 копейки по выплате пособия по временной нетрудоспособности (т.1 л.д.13-14).
Полагая, что действия фонда социального страхования не соответствуют требованиям действующего законодательства в части отказа в производстве зачета расходов в сумме 188 185 рублей 38 копеек, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано. Означенное решение обжалуется налоговыми органами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично, а решение - изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ФЗ N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со ст.22 ФЗ N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст.1 ФЗ N 165-ФЗ).
В силу ст.5 ч.1, 2 ФЗ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ФЗ N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в ч.1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ст.5 ч.2 ФЗ N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены ст.6 ФЗ N 255-ФЗ. Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в ч.3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п.1, 5 ст.13 ФЗ N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (Порядок N 514).
Следовательно, наступление такого страхового случая как временная утрата трудоспособности, что подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователь по месту работы застрахованного лица.
В соответствии со ст.3 ч.1 ФЗ N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен ст.4.6 ФЗ N 255-ФЗ, согласно ч.3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в ч.4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (ст.4.7 ФЗ N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в п.3 ч.1 ст.11 ФЗ N 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, к расходам фонда могут быть не приняты.
Заявителем оспаривается выводы проверяющих об отказе в принятии расходов в размере 40 709 рублей 11 копеек, выплаченного пособия по временной нетрудоспособности по листам нетрудоспособности, выданным единолично лечащим врачом на срок, превышающий установленный действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, листок нетрудоспособности Ельшину Алексею Олеговичу (серия ВС N 604745) выдан единовременно зубным врачом на период с 21.01.2009 по 28.01.2009 (на 8 календарных дней) одной строкой. Не принята к зачету сумма в размере 3 122 рублей 52 копейки.
Листок нетрудоспособности Узуну Ивану Петровичу (серия ВС N 1604769) выдан единовременно зубным врачом на период с 26.01.2009 по 02.02.2009 на 8 календарных дней одной строкой. Не принята к зачету сумма в размере 5 776 рублей 68 копеек.
Листок нетрудоспособности Танеевой Лилии Халиловне (серия ВМ N 1475333) выдан врачом единовременно одной строкой с 10.10.2007 по 22.10.2007 на 13 календарных дней. Не принята к зачету сумма в размере 7 221 рублей 88 копеек.
Листок нетрудоспособности Мальченко Юрию Александровичу (серия ВН N 3148398) выдан врачом единовременно с 06.02.2008 по 18.02.2008, то есть на 13 календарных дней. Не принята к зачету сумма в размере 10 566 рублей 80 копеек.
Листок нетрудоспособности Кармаевой Галине Викторовне (серия ВН N 3119673) выдан с 25.12.2007 по 18.01.2008, то есть на 25 календарных дней. Не принята к зачету сумма в размере 14 021 рублей 25 копеек.
Обосновывая несоответствие пособий, выплаченных по данным листам нетрудоспособности, действующему законодательству заинтересованное лицо, мнение которого было поддержано судом 1 инстанции, указывает на то, что согласно п.12 Порядка N 514 при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
В силу п.13 Порядка N 514 следует, что фельдшер или зубной врач единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 5 календарных дней и продлевает его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации, - до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации).
Таким образом, в части первых 4 листов нетрудоспособности возражения фактически сводятся к тому, что листы были выданы единовременно на срок, больший, чем установлено законодательством без их продления.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции считает необоснованным утверждение о том, что листы нетрудоспособности выданы с нарушением установленного порядка. Как было выше сказано, в силу ст.6 ФЗ N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности
Каких-либо доказательств того, что отсутствовали факты утраты нетрудоспособности или трудоспособность была установлена ранее срока, указанного в листах нетрудоспособности, материалы проверки и судебного дела не содержат.
Законодательство четко устанавливает варианты предельных сроков выдачи больничных листов. Так, по общему правилу в соответствии со ч.2 ст.49, ст.58 Основ законодательства Российской Федерации N 5487-1, утвержденных 22.07.1993 экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Аналогичные требования к предельному сроку 30 дней для выдачи листов нетрудоспособности лечащим врачом и 10 дней зубным врачом единолично содержатся и в Порядке N 514, на который ссылается заинтересованное лицо. Данные требования действующего законодательства нарушены не были.
Таким образом, лист нетрудоспособности может быть выдан, а пособие по нетрудоспособности выплачено на весь период болезни (травмы), но не более предельных сроков, установленных законодательством. Для лечащего врача (без участия врачебной комиссии) это 30 дней, для зубного врача - 10 дней.
Из материалов дела следует как подтверждение фактов заболевания (травмы), так и выдача листов в пределах сроков, установленных законодательством.
Факт оформления листов нетрудоспособности одной строкой без оформления их продления соответственно после 10 (5) дней не может свидетельствовать о выдачи листа нетрудоспособности с нарушением установленного законодательства.
Во-первых, такое оформление само по себе не свидетельствует об отсутствии явки лица к врачу в установленный срок (обратного фондом социального страхования не доказано и не проверялось).
Во-вторых, такие нарушения в оформлении данных листков носили устранимый и несущественный характер.
В-третьих, нарушения при оформлении листков нетрудоспособности были допущены не обществом, а соответствующими лечебными учреждениями, выдавшими такие листки нетрудоспособности. Кроме таких негативных последствий как непринятие расходов у страховщика, раздел 9 Приказа Минздравмедпрома РФ N 206, Постановление ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" предусматривает, что врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за ненадлежащее оформление листов нетрудоспособности.
В отношении 5 листа нетрудоспособности заинтересованное лицо указывает, что в силу п.32 Порядка N 514 при направлении больных на долечивание в специализированные санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения листок нетрудоспособности продлевается медицинским работником по решению врачебной комиссии специализированного санаторно-курортного учреждения на весь период долечивания, но не более чем на 24 календарных дня.
То есть при направлении больных на долечивание в специализированные санаторно-курортные учреждения законодательством установлен специальный предельный срок установления временной нетрудоспособности в размере 24 рабочих дней. В предъявленном листе нетрудоспособности период долечивания был указан в размере 25 дней.
Суд апелляционной инстанции считает выводы заинтересованного лица, поддержанные судом 1 инстанции, обоснованными в части утверждения о том, что не соответствует действующему законодательству продление больничного листа при долечивании на срок более 24 дней. Таким образом, лист нетрудоспособности был необоснованно выдан на 1 день, что составляет 560 рублей 84 копейки. Принятие к зачету стоимости долечивания в пределах 24 рабочих дней, что составляет 13460 рублей 16 копеек, является обоснованным.
Заявитель оспаривает размер выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в размере 75 316 рублей 56 копеек работникам за период освобождения их от работы для ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением на срок свыше 15 дней.
Из материалов проверки следует ОАО "СН-МНГ" были предъявлены к зачету из средств фонда социального страхования следующие больничные листы, оформленные по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет:
Листок нетрудоспособности Денисенко И.В. (серии ВН N 3144674) выдан единолично и единовременно врачом амбулаторного отделения на период с 16.03.2008 по 02.04.2008, то есть на 18 дней. Не принята к зачету сумма в размере 11 166 рублей 11 копеек.
Листок нетрудоспособности Тимковой Н.А. (серия ВИ N 6180745) выдан врачом с 10.04.2007 по 28.04.2007, то есть на 19 дней. Не принята к зачету сумма в размере 11 001 рублей 92 копейки.
Листок нетрудоспособности Видуто Е.В. (серия ВК N 7639990) выдан врачом с 18.07.2007 по 16.08.2007, то есть сроком на 30 календарных дней. Не принята к зачету сумма в размере 17 762 рублей 09 копеек.
Листок нетрудоспособности Минибаевой И.Ю. (серия ВК N 7639992) выдан сроком на 19.07.2007 по 06.08.2007, то есть сроком на 19 рабочих дней. Не принята к зачету сумма 16 801 рублей 13 копеек. Листок нетрудоспособности (серия ВС N1597155) выдан врачом с 04.12.2008 по 24.12.2008, то есть на 21 день. Не принята к зачету сумма 19 865 рублей 37 копеек. Листок нетрудоспособности (серия ВС N 1618168) выдан сроком с 10.04.2009 по 08.09.2009, то есть сроком на 29 рабочих дней. Не принята к зачету сумма 30 368 рублей 27 копеек.
Итого не принято к зачету пособий на сумму 106 964 рублей 89 копеек.
Фонд социального страхования считает, что данные листы нетрудоспособности не могут быть приняты к зачету, поскольку выданы сроком более 15 рабочих дней. Согласно п.2 ч.5 ст.6 ФЗ N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Аналогичные нормы содержатся и в подзаконных актах. Так, в п. 36 Порядка N 514 указано, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи: ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.
Не оспаривая по существу выводы фонда социального страхования о том, что листы нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выдаются сроком на 15 дней, ОАО "СН-МНГ" указывает на то, что заинтересованное лицо безосновательно исключило из расходов всю сумму пособия. По мнению заявителя, пособие, выплаченное в пределах 15 рабочих дней, является законным и составляет 75 316 рублей 56 копеек, поскольку страховой случай был и дефекты в оформлении листов нетрудоспособности отсутствуют.
По мнению заинтересованного лица, все расходы в виде пособия, оплаченного по данным листам нетрудоспособности не могут быть возмещены страхователем, поскольку подтверждены документами, оформленными с нарушением правил.
В обоснование своего утверждения фонд социального страхования ссылается на п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, согласно которому расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованной в данной части позицию заявителя. Согласно положениям п.18 Порядка N 101 отказ в принятии к зачету сумм пособий является следствием либо полного отсутствия документов, либо оформления документов с нарушением установленного порядка.
Порядок оформления данных документов предусмотрен главой 1Х "Заполнение листка нетрудоспособности" Порядка N 514. В данной главе, в частности, предусмотрено, что лицевая сторона бланка листка нетрудоспособности заполняется медицинским работником при предъявлении гражданином паспорта или документа, его заменяющего. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета, либо с применением печатающих устройств. Исправленный или зачеркнутый текст подтверждается записью "исправленному верить", подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Оттиски печатей и штампов медицинской организации должны быть четкими и соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации и т.д.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом было выявлено неверное определение количества дней, подлежащих оплате пособием по временной нетрудоспособности. Факта ненадлежащего оформления документов (отсутствие данных паспорта, печати медицинского учреждения, подписи врачи, наличие неоговоренных исправлений и др.) выявлено не было.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на ст.3 ФЗ N 165-ФЗ, согласно которой обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, обеспечение по обязательному страхованию за счет средства страхователя осуществляется только в случаях, прямо установленных федеральным законом. Это, например, ч.2 п.1 ст.3 ФЗ N 255-ФЗ, согласно которому за первые три дня временной нетрудоспособности оплата осуществляется за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исключением является и ст.15 ч.7 ФЗ N 125-ФЗ, согласно которой выплата обеспечения по страхованию застрахованному, за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов, производится страховщиком.
Следовательно, по общему правилу оплата расходов по законно назначенному пособию по обязательному социальному страхованию осуществляется за счет средств страхователя (ФСС РФ), и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом как исключения - за счет средств страховщика (работодателя).
Иное толкование закона фактически приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, который строится с учетом права страхователя не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (ст.11 ч.1 п.3 ФЗ N 165-ФЗ) и государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика (ст.4 ФЗ N 165-ФЗ).
Заявителем оспаривается отказ в принятии расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности работникам при установлении группы инвалидности на общую сумму 34 535 рублей 64 копейки.
Указанная сумма пособия начислена по двум больничным листам. Лист нетрудоспособности Калетынец Т.Д. (серия ВС N 2264032) выдан с 27.06.2007 по 03.07.2007. По листку нетрудоспособности Калетынец Т.Д. 03.07.2007 признана инвалидом третьей группы. По мнению заинтересованного лица в графе "освобождение от работы" должна быть дата - 02.07.2007. Непринятая к зачету сумма пособия 10 601 рублей 40 копеек.
Лист нетрудоспособности Ачкасова Л.Н. (серия ВН N 3120616) выдан на период с 29.11.2007 по 26.12.2007. По листку нетрудоспособности ему 26.12.2007 присвоена инвалидность - "инвалид третьей группы, первой степени". По мнению фонда социального страхования в графе "освобождение от работы" должна быть дата - 25.12.2007. Не принятая к зачету сумма пособия - 23 934 рублей 24 копейки.
Отказ в принятии сумм пособия к зачету мотивирован фондом социального страхования ссылкой на п.29 Приказа N 514, согласно которому при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованной ссылку заявителя на ч.1 ст.6 ФЗ N 255-ФЗ, в которой сказано, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).
Следовательно, формулировка федерального закона предполагает оплату больничного до дня установления инвалидности.
Однако термин "установление инвалидности" данным законом не раскрывается.
В соответствии с п.2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 95 от 20.02.2006 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Правила N 95) установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико - функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени имения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
На основании п. 11 Правил N 95 в случае признания гражданина инвалидом, днем установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Однако, из спорных листов нетрудоспособности как раз и следует, что у Калетынец Т.Д. документы были зарегистрированы в бюро МСЭ 03.07.2007, а у Ачкасова Л.Н. - 26.12.2007.
Таким образом, утверждение фонда социального страхования о том, что лист нетрудоспособности Калетынец Т.Д. должен был быть закрыт 02.07.2007, а Ачкасова Л.Н. - 25.12.2007, является не обоснованным.
Правила о том, что днем установления инвалидности является день, непосредственно предшествующий поступлению документов в учреждение МСЭ из названных норм права, вопреки утверждению заинтересованного лица, не следует. Пункт 29 Правил N 514 в данной части противоречит ч.1 ст.6 ФЗ N 255-ФЗ и п.п.2, 11 Правил N 95.
Кроме того, даже если допустить, что подход заинтересованного лица к определению количества дней листа нетрудоспособности при присвоении инвалидности является обоснованным, то расходами, произведенными страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, является не оплата всего периода нетрудоспособности (10 601 рублей 40 копеек для Калетынец Т.Д. и 23 934 рублей 24 копейки Ачкасова Л.Н., а лишь оплата 03.07.2007 и 26.12.2007 соответственно.
Заявителем оспаривается отказ в принятии к зачету расходов в виде сумм пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком по листку нетрудоспособности, выданному отцу (бабушке) в период нахождения матери в отпуске по уходу за этим ребенком до 1,5 лет в размере 37 624,07 рублей.
Листок нетрудоспособности Васильевой Людмиле Михайловне (серия ВЖ N 6198349) выдан с 02.02.2007 по 28.02.2007, т.е. на 27 дней. Сумма не принятых к зачету расходов составила 26 433 рублей 54 копейки. Лист нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет был выдан бабушке.
По мнению заинтересованного лица, оплата бабушке не могла быть осуществлена, поскольку мать ребенка - Новосельцева И.А. работает в МДОУ N 6 детский сад "Буратино" с 01.09.2004 и в период с 17.06.2006 по 05.07.2007 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, т.е. была произведена двойная выплата пособий по уходу за одним и тем же ребенком маме и бабушке, что исключается законодательством.
Листок нетрудоспособности выдан отцу ребенка Мигушкину Н.А. (серия ВМ N 1475899) с 19.11.2007 по 23.11.2007 на 5 дней. Сумма не принятых к зачету расходов составила 4 568 рублей 74 копейки. Основанием для непринятия к зачету данного листка нетрудоспособности стал возраст ребенка до 1,5 лет и непредставление вторым родителем или иным членом семьи, осуществляющим уход за ребенком, справки с места работы о том, что она не находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Листок нетрудоспособности выдан отцу ребенка Таривердиеву М.А. (серия BP N 2940407) с 25.12.2008 по 06.01.2009 на 12 дней. Не принятая к зачету сумма расходов составила 12 734 рублей 29 копеек. Основанием для непринятия к зачету данного больничного листа послужил возраст ребенка до 1,5 лет.
Обществом оспаривается 7 рабочих дней за 2008 год на сумму 6 621 рублей 79 копеек, оплата праздничных дней 2009 года не оспаривается.
По мнению фонда социального страхования, оплата отцу не могла быть осуществлена, поскольку по данным Управления социальной защиты населения по г. Мегиону, мать ребенка находилась в отпуске по уходу за ребенком до 31.12.2008 и ей осуществлялась выплата пособия.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя о наличии оснований для осуществления оплаты расходов по листам нетрудоспособности за счет средств фонда социального страхования являются обоснованными в оспариваемой части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 ФЗ N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях, в частности, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены ст.6ФЗ N 255-ФЗ. Согласно ч.5 данной статьи, пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Таким образом, закон содержит указание на то, что выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется застрахованному лицу при условии, если он осуществляет уход за больным членом семьи. При этом для детей до 7 лет данное пособие выплачивается за весь период амбулаторного лечения, но не более 60 дней любому члену семьи, осуществляющему такой уход, а не только матери.
Аналогичные правила содержатся и в Порядке N 514. Так п.35 данного документа предусмотрено, что листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
При этом, листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет - при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.
Следовательно, доказанным должен быть факт болезни ребенка до 7 лет, факт наличия родственных отношений и обстоятельства осуществления фактического ухода за ребенком.
В отношении названных листов нетрудоспособности ни один из этих фактов фондом социального страхования не оспаривается.
Довод фонда социального страхования о том, что законодательством запрещена одновременная выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за этим ребенком не соответствует действующему законодательству. Прямого запрета таких выплат ни ФЗ 255-ФЗ, ни Порядком N 514, ни иными нормативными актами не установлено. Напротив, ст. 9 ФЗ N 255-ФЗ, которая называется "Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности", подобных ограничений не содержит.
В обоснование своей позиции, заинтересованное лицо ссылается на п.42 Порядка, согласно которому при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы (ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск без сохранения заработной платы, выходные или нерабочие праздничные дни и другое), листок нетрудоспособности по уходу за ребенком (в случае, когда он продолжает нуждаться в уходе) выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе.
Таким образом, из данного пункта следует, что матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, листок нетрудоспособности выдан быть не может. Из данного пункта не следует, что листок нетрудоспособности не может быть выдан другому родственнику, осуществлявшему фактический уход за ребенком, если в силу каких-либо причин мать не может осуществлять этот уход сама.
Так, согласно справке МЛПУ "Городская больница. Детская поликлиника г. Мегиона" (т.2 л.д.36) следует, что лист нетрудоспособности был выдан Васильевой Людмиле Михайловне (бабушке Новосельцева Никиты Евгеньевича - одного ребенка из двойни) с 02.02.2007 по 28.02.2007 в связи с прохождением ребенком восстановительного лечения в ЦВЛД "Жемчужина" с 29.01.2007 по 01.03.2007, в то время как мама осуществляла уход за вторым ребенком из двойни в домашних условиях.
Что касается листов нетрудоспособности, выданных Мигушкину Н.А. за период с 19.11.2007 по 23.11.2007 и Таривердиеву М.А. за период с 25.12.2008 по 31.12.2008, то материалы дела не содержат достоверные доказательства того, что иной член семьи (мать или кто-либо другой) в это время находились в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Так, из справки, выданной МДОУ "Детский сад N 3 "Ласточка", Справки Департамента образования г.Мегиона (т.2 л.д.37-38) следует, что Таривердиева Р.М. (мать ребенка) работала в должности воспитателя с 05.11.2008 по 03.02.2009, с 04.02.2009 находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.
При этом справка Управления социальной защиты населения по городу Мегиону (т.2 л.д.35) содержит указание лишь на то, что за период с 06.10.2007 по 31.12.2008 Таривердиева Р.М. получала пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Факт осуществления ею трудовых функций в МДОУ "Детский сад N 3 "Ласточка" данной справкой не опровергается, вопрос законности выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за ноябрь-декабрь 2008 года в рамках данного дела не рассматривается.
В части листа нетрудоспособности Мигушкину Н.А. за период с 19.11.2007 по 23.11.2007 фондом социального страхования вообще никаких доказательств нахождения кого-либо из членов семьи в отпуске по уходу за ребенком не приведено.
По мнению заинтересованного лица, пособие по временной нетрудоспособности не может быть выплачено, поскольку ОАО "СН-МНГ" не доказало, что мать ребенка в это время не находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Однако, в силу ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия ненормативных актов, лежит на государственном органе, принявшем данный акт, а не наоборот.
Указание на то, что больничный лист N 6198349 выдан сразу на срок более 10 дней без записи о продлении, судом апелляционной инстанции не принимается по основаниям, изложенным в постановлении по первому спорному пункту апелляционной жалобы.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, в названной выше части решение от 10.11.2010 N 107 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, является недействительным, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а оспариваемого решение суда 1 инстанции - изменению.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей за рассмотрение дела в суде 1 инстанции и 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета согласно ч.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, частью 2 пунктом 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.04.2011 по делу N А75-932/2011 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение от 10.11.2010 N 107 с/с в части непринятия к зачету расходов, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 187 624 рублей 54 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры в пользу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 254 от 18.01.2010 и 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 9110406307 от 28.04.2011.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 9110406307 от 28.04.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-932/2011
Истец: ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ответчик: ГУ - региональное отделение фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре