Правовая свобода личности в гражданском обществе
В основе подлинного цивилизованного общества лежит личность во всех ее проявлениях, поскольку человек всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. От его деятельности зависит "качество" общества и, в то же время, общество предопределяет "качество" самого человека, так как без человека невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов.
В каждом обществе существует определенный тип личности, и далеко не идеальный, ибо личность - это всегда мера отражения социальной реальности. Но только в гражданском обществе человек существует как автономная личность. Именно отношения, складывающиеся в гражданском обществе, преломляются в отдельно взятой личности через призму всей совокупности ее реальных отношений в экономической, духовной, политической, профессиональной, семейной и других сферах.
У каждого человека складывается определенная целостность его внутренних, социально значимых качеств, характеризующих его отношение к себе, к другим людям, к той или иной социальной общности, государству и обществу. В этом проявляется его индивидуальность. Вместе с тем человек, обладая и реализовывая свою индивидуальность, проявляя свою волю, тем не менее, должен действовать в определенных рамках, соответствующих требованиям гражданского общества, его ценностно-нормативным правилам. Здесь огромную роль играют внутренние регуляторы, обладающие к тому же должной временной устойчивостью - нравы, обычаи, традиции, мораль и стереотипы поведения. Поведение человека во многом зависит и от той оценки, которая дается ему окружающими, тем или иным социальным институтом. Подобная оценка имеет для личности огромное значение, ибо в определенной мере формирует, в частности, свободу ее политического и правового поведения. Таким образом, налицо два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: процесс сознания (внутренний) и процесс деятельности (внешний), плавно перетекающие один в другой. Это позволяет сформировать конкретные мотивы деятельности человека в гражданском обществе, отражающие и его интересы, и интересы общества в целом.
Гражданское общество предполагает подчинение свободы личности и ее индивидуальности нормам права. В известной степени это порождает унификацию поведения, следование соответствующим нормам. Но это только на первый взгляд.
В действительности индивид всегда стремится (хотя и не всегда так получается) к формированию своего Я, способного самостоятельно действовать и принимать решения, не нарушая при этом общепринятых правил поведения и, в первую очередь, норм права.
Естественно, возникает вопрос: что представляет собой свобода? Понятие свободы рассматривалось в философии и юриспруденции на протяжении всей их истории. Античные мыслители считали, что социальная ценность человека определяется тем, что он рожден свободным гражданином, и потому главными являются его качества гражданина. Личностное же начало как бы отодвигается на задний план. Быть свободным означало пользоваться привилегиями гражданства, т.е. участвовать в собраниях, служить общему благу. При этом свобода гражданина означала его ответственность, ибо гражданин не только может, но и обязан осуществлять свои права, например, участвовать в ритуалах, в собраниях и т.д. Таким образом, свобода античного гражданина простиралась только на сферу публичных отношений.
В Средние века под свободой человека подразумевалось отсутствие внешних препятствий, которые могут ограничить его свободу. В этот период объем свободы человека был обусловлен наличием прав-привилегий, принадлежащих разным сословиям. Более того, само право представляло собой привилегию, гарантировавшую любому индивиду сохранение привычного образа жизни. Средневековая эпоха предполагала, во-первых, что человек есть существо, способное к самотворчеству, во-вторых, уже закладывалось представление о том, что человек - существо ответственное за свое поведение, правда, пока только перед Богом. По мере развития человеческой цивилизации постепенно акцент переносится на осознание своей индивидуальности и ответственности перед гильдией, цехом и т.п., отношения внутри которых были построены на принципах свободы, справедливости и взаимодействия. И здесь свобода человека распространялась на сферу только частных интересов.
Особая заслуга в определении понятия "правовая свобода" принадлежит Гегелю. В "Философии права" он подчеркивал, что свобода человека - есть не что иное, как результат длительной работы духа. "Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея"*(1). Применительно к личности Гегель писал, что индивид признается свободным существом как отдельное лицо и "отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц"*(2). Отсюда - правовая свобода, а иной свободы в гражданском правовом обществе не может быть, есть только там, где действуют принципы "разрешено все, что не запрещено законом" и "свобода одного ограничена такой же свободой другого".
Сегодня подавляющее большинство граждан практически не связывает понятие свободы с правом, с правами человека*(3). Вместе с тем правовая свобода - это, с одной стороны, обладание субъективными правами, которыми личность может воспользоваться по своему усмотрению, а с другой - права (как мера свободы) обеспечены общеобязательностью нормы права и защищены принудительным аппаратом государства.
В гражданском обществе личность полностью отвечает за выбор своего поведения. При этом осуществление человеком его права и свобод (т.е. реализация правовой свободы) не должно нарушать права и свободы других. В этом состоит одно из выражений принципа формального равенства. Свобода - всегда ответственность за свою собственную судьбу*(4).
Что означает в данном случае термин "ответственность"? В контексте рассматриваемого вопроса ответственность понимается как положительное отношение индивида к совершаемым им действиям, в том числе правовым. Это есть осознанное отношение и понимание своих обязанностей (долга), соблюдение действующих в обществе правил поведения. Более того, ответственность предполагает правовую активность при реализации субъективных прав и свобод. Отличительной ее чертой является направленность в будущее.
Гражданское общество характеризует приоритет индивидуализма, достижения личного успеха (материального, творческого, политического и т.д.). От того, в каких условиях формируется человек, зависит его отношение и к самому себе, и к другим. Здесь есть только два варианта:
1) если человек сформировался в условиях культуры правового типа, то можно говорить о правовом типе личности, для которой высшей ценностью является свобода и ее нормативное выражение - право. Именно поэтому человек готов, с одной стороны, защищать свою свободу от произвольного вмешательства со стороны других людей или публично-властных структур, а с другой - ограничить свою свободу по общим для всех правилам, так как это в его интересах. Отсюда правовая свобода является основой самоорганизации гражданского общества и определяет характер его взаимодействия с личностью. Здесь речь идет о достаточно конкретных субъективных правах и юридических обязанностей, т.е. об общем равном правовом статусе индивида. Это дает основание человеку для осознания им своей индивидуальности и определения своего места в обществе;
2) для культуры же неправового типа (цивилизации системоцентристского типа) свойственно отрицание свободы, ограничение личной инициативы и, наоборот, коллективизм в самых разных его исторических формах. Коллективизм порождает нивелирование отдельных индивидов, уравнительность. Он же демонстрирует высокую мобилизационную способность населения в экстремальных (кризисных) ситуациях и дает человеку ощущение стабильности бытия.
Из сказанного следует, что "свобода приходит в мир и утверждается в нем в невидимом, но прочном одеянии права"*(5), так как "развитие человеческой цивилизации - это движение: что сопровождается сменой: конкретно исторически обусловленных процессов общесоциальной глобализации и соответствующих этим процессам правовых норм, форм и процедур их юридического выражения, упорядочения и закрепления"*(6).
Свобода и независимость личности в наибольшей степени проявляются в его естественных правах, выступающих наиболее адекватным мерилом зрелости гражданского общества. Особенность гражданского общества состоит в том, что деятельность всех его структурных элементов в той или иной степени направлена на удовлетворение и защиту прав и интересов отдельного человека, но исключает вмешательство в частную жизнь.
Поэтому гражданским обществом может быть только такое общество, в котором человек обладает реальными, в том числе правовыми гарантиями своего достойного существования. Иными словами, человек всегда и везде должен быть целью социально-политических процессов, происходящих в обществе и государстве и направленных в значительной мере на обеспечение его личной безопасности. При этом личная безопасность понимается достаточно широко: "Безопасность заключается в свободном и уверенном пользовании каждым своими правами"*(7).
Конституционное провозглашение человека высшей ценностью как бы переводит это понятие из категории нравственной в юридическую плоскость и делает серьезную заявку на формирование гражданского общества в России.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, во-первых, существенно меняет характер взаимодействия между личностью и государством. Это выражается в том, что "свобода" личности в государстве в соответствии с формулой "свобода - это право делать все, что дозволено государством", в отношении граждан становится прошлым*(8). На смену приходит понимание, что "свобода человека - это право делать все, что не запрещено законом". Государство провозглашается инструментом обеспечения достойной жизни и защиты прав и свобод каждой личности. Что же касается современной России, то это пока еще во многом программное положение. Отсюда одной из основных целей правовой политики государства является обеспечение условий для свободного развития человека.
Во-вторых, это признание ведет к разграничению гражданского общества и государства. Человеку предоставляется возможность проявлять и реализовывать свой индивидуальный интерес в самых различных сферах жизнедеятельности общества и государства, что является залогом личного успеха и двигателем общественного прогресса.
Особенностью гражданского общества является также то, что для него характерно равенство правовых возможностей, но отнюдь не фактическое равенство, т.е. равенство результатов, в том числе правовых. Более того, как показывает мировая практика, свобода личности сама по себе не ведет к формированию гражданского общества. Свобода человека означает лишь возможность действовать в своих сугубо личных интересах (активная форма поведения), но при этом порождает и обязанность воздержаться от каких-либо действий, нарушающих интересы других лиц (пассивная форма поведения), и эти ограничения не являются ущемлением свободы.
Но главное, речь идет не о состоянии, получившем в научной литературе выражение в формуле "свобода от...", а о деятельном начале в поведении человека, нацеленном на активную реализацию своих прав и интересов в соответствии с юридической формулой "свобода на...". В этом заинтересованы не только сам человек как таковой, но и государство, и общество в целом. Поэтому свобода - главный принцип организации всей системы общественных отношений. И выражается это в том, что, будучи достаточно автономным по отношению к обществу и государству, индивид обладает способностью взаимодействовать с другими людьми для достижения общих целей, в частности, подчиняя свою волю требованиям, содержащимся в правовых предписаниях, ибо это сулит для него ту или иную выгоду.
Сегодня понятие свободы отнюдь не означает абсолютную независимость от государства (да это и невозможно), а предполагает формирование активной, инициативной, а главное, ответственной личности. Ответственной в плане выбора линии своего поведения по удовлетворению своих личных интересов, не нарушая при этом общего интереса, а, может быть, и с целью расширения материального и духовного благополучия общества и государства.
Государство в этом случае выступает как представитель общества, ответственный перед народом и несущий определенные обязанности по соблюдению и защите прав и свобод личности, а не как "самая массовая политическая организация трудящихся". Иными словами, при формировании гражданского общества в России необходимо на деле, а не на словах реализовать прекрасный советский лозунг "все для блага человека, все во имя человека".
Поэтому в гражданском обществе свобода личности - это не только свобода от каких-либо идеологических догм и свобода выбора своего поведения, но и учет интересов других индивидов, общества в целом. А это достигается при помощи права: во-первых, право лишь предоставляет свободу, а отнюдь не навязывает ее, во-вторых, право устанавливает единые, четкие, общеобязательные правила поведения, в-третьих, право опирается на государственный аппарат принуждения, обращение к которому связано с применением защитной (охранительной) функции права.
Осуществление правовых предписаний, предусмотренных в действующем законодательстве, нередко наталкивается на пассивное (реже активное) сопротивление как со стороны отдельных личностей, так и разных социальных групп и даже общества в целом. И связано это с теми особенностями (историческими, национальными, религиозными, нравственными и т.п.), которые характерны для конкретного общества, при этом правовые возможности так и остаются лишь возможностями. Это с одной стороны. С другой - свободу человека можно рассматривать как с позиции блага, демократии, так и с позиции навязывания чужой воли, чужого мнения, нарушения интереса индивидов. Например, реализация права на забастовку - не является ли одновременно нарушением трудовых прав и свобод нежелающих участвовать в забастовке?
В наше время в теории права и государства широко используется понятие "позитивная ответственность"*(9). По словам В.А. Тархова, с появлением правового регулирования чувство ответственности, не утрачивая моральный характер, приобретает одновременно и правовой характер*(10). С.С. Алексеев выделяет активный аспект - неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление обязанностей, что связано с нравственно-психической характеристикой поведения людей*(11). Отсюда "позитивно ответственный человек" - это тот, кто сознательно, без государственного принуждения соблюдает права других, подчиняет свое поведение требованию равной свободы. Однако с юридической точки зрения безразлично, почему человек следует праву, является ли он "позитивно ответственным" или нет.
Вопрос о свободе и ответственности был актуален во все времена. В современных же условиях проблема ответственности предполагает осознание личностью своего места в обществе, понимание необходимости следования нормативным регуляторам. Именно эти регуляторы, и, в первую очередь, правовые, определяют характер взаимодействия общества и личности, и добровольное следование им и исполнение установленных предписаний является условием нормального функционирования гражданского общества.
Более того, в одних случаях социальные нормы и ценностные ориентации побуждают человека поступать так или иначе, т.е. совершать конкретное, активное и полезное действие, в других - воздержаться от каких-либо актов поведения, ибо в общественном сознании на них как бы наложено "табу" как на безнравственные проступки. В значительной мере безнравственные проступки, к тому же, еще имеют и правовой характер (правонарушения). Но в любом случае уровень гражданской ответственности индивида ориентирован на устойчивую внутреннюю систему принципов, идеалов и убеждений, а также на ролевые обязанности (работника, родителей и т.п.) и негласные (неофициальные) правила, действующие в той или иной группе (коллективе).
Свобода и ответственность предполагают добропорядочность поведения, "честную игру" по отношению к обществу*(12), уважение к достоинству других, а также выполнение чисто юридических обязанностей и, прежде всего, соблюдение действующих правовых запретов.
Эта "добропорядочность" поведения представляет собой конкретную правовую ценность, ибо именно в таком поведении заинтересовано и государство, и общество, и, в конечном счете - личность. При этом имеется в виду отнюдь не поведение в форме соблюдения запрещающих норм. Законопослушное поведение означает только то, что запреты постепенно становятся обыкновением; ответственное же поведение - способность действовать абсолютно свободно в рамках возможного. Именно на это направлена правовая политика современного государства, выражающая социальные потребности и обеспечивающая условия для свободного развития личности.
Как известно, человек - существо социальное, но в то же время индивидуальное. Это является следствием, во-первых, психологических свойств, а, во-вторых, результатом социализации личности, в том числе политико-правовой, в процессе которой вырабатываются интересы и потребности человека, ценностные ориентации и мотивы его поведения. И если они совпадают с ценностями, лежащими в основе гражданского общества, тем с большим основанием можно говорить об ответственном поведении индивида.
В каждом случае использования субъективного права и исполнения юридической обязанности поведение человека приобретает нормативный характер, т.е. индивид действует в рамках устоявшихся в обществе правил поведения и, прежде всего, правовых норм. Таким образом, соотношение осознанности, рациональности и свободы выбора определяет установку на ответственное правовое поведение.
Подобная установка ведет к внутреннему контролю, и человек, не задумываясь, поступает в соответствии с действующими в обществе социальными регуляторами общественных отношений. Кроме того, такое поведение предполагает активное включение человека в процессы межличностного общения, взаимодействия с различными общественными и государственными структурами. При этом "быть ответственным - это, прежде всего, признавать и защищать ценности своего окружения: и содействовать реализации его целей"*(13), т.е. речь здесь идет о том, что человек придерживается принятых в данном обществе правил поведения, исполняет ролевые обязанности и готов дать отчет за свое поведение*(14). Такое положение является необходимым условием нормального функционирования гражданского общества.
Что же касается соблюдения запретов, выполнения своих юридических обязанностей, иными словами, законопослушного поведения, то это уже является показателем ответственного и сознательного отношения человека к своим поступкам. Таким образом, можно сказать, что чувство требовательности, активная жизненная позиция имеют правовую природу, ибо человек поступает в соответствии с нормами права, в соответствии с принципом формального равенства*(15).
Ответственность всегда предполагает свободу, но в то же время и ее ограничение. Не случайно, Ш. Монтескье в своем знаменитом научном труде "О духе законов" заметил: "Разреши человеку делать все, что он хочет, и тем погубишь его"*(16). А русская пословица гласит: "Своя волюшка доводит до горькой долюшки". Если свобода перерастает в своеволие, подчинение сиюминутным влечениям и капризам, то такая свобода никогда не приносит индивиду долговременную пользу и счастье и способствует социальной изоляции человека.
В то же время одной из важнейших сторон ответственности является мотивация поведения индивида, та реальная причина (интерес), которая лежит в основе всех его поступков. Поступать ответственно личность может, учитывая два фактора: 1) социальные ориентиры, отвечающие интересам как самой личности, так и какой-либо общности, общества в целом и 2) использование допустимых средств для достижения поставленных целей. Отсюда - велико воспитательное воздействие гражданского общества на личность.
В то же время нельзя упускать из виду, что на формирование ответственного поведения человека в значительной мере влияет социальная среда, в которой человек постоянно вращается. А главное - ответственное поведение человека предполагает его участие в преобразующей деятельности, в том числе в политике. Вместе с тем нельзя не учитывать, что человек может быть ответственным в одних случаях, в других - нет, так же, как принимать или не принимать те или иные изменения в общественной жизни.
Ответственность в гражданском обществе помимо прочего тесно связана еще и с гражданской культурой, которая является достаточно широким понятием. Она включает в себя, в первую очередь, гражданское участие индивида в политико-правовом пространстве. Речь идет о содействии, соучастии, сочувствии, т.е. солидарности. Мотивом такого поведения (именно поведения, а не мыслей и чувств) становится потребность и стремление быть нужным и полезным для других. И роль права выступает здесь как "условие культивирования гражданственности"*(17).
Таким образом, свобода предполагает, что личность - творец общественной жизни. "Только ответственный - свободен, и только свободный - ответствен"*(18).
О.В. Орлова,
старший научный сотрудник ИГПАН,
доцент, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 89.
*(2) Там же. С. 67.
*(3) По их мнению, свобода лежит в социально-экономической сфере, например, свободным человеком является тот, у которого есть деньги или интересная и хорошо оплачиваемая работа.
*(4) Свобода - одна из величайших общечеловеческих ценностей нашла отражение в русских пословицах и сказках, где свобода ассоциируется с волей (или, точнее, с вольницей): "Вольность всего дороже (лучше)". Но при этом в русском обществе вольность никогда не признавалась абсолютной. Существовал определенный тормоз внутреннего самоограничения поведения, выразившийся, в частности, в пословицах "более воли - хуже воли" или "дай сердцу волю - заведет в неволю".
*(5) Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 24.
*(6) Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализующемся мире // Государство и право. 2005. N 5. С. 40.
*(7) Гумбольдт Е. О границах деятельности государства. М., 1898. С. 137.
*(8) В отношении же государственных органов и должностных лиц эта формула становится определяющей их правовую компетенцию.
*(9) См., напр.: Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М., 1969; Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: Сущность и особенности формирования. М., 1987; Шабуров А.С. Социальная ответственность личности в условиях перестройки. Свердловск, 1990.
*(10) См.: Тархов В.А. О юридической ответственности. Саратов, 1978. С. 4.
*(11) См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 204-205.
*(12) См.: Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. N 4. С. 8.
*(13) Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2003. С. 137.
*(14) Там же С. 137.
*(15) По мнению ряда представителей юридической науки, такое ответственное поведение служит исключительно нравственной категорией.
*(16) Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С. 242.
*(17) Айвазян А.А. Категория "гражданственность" и "гражданское участие" // Судьбы гражданского общества в России. Современные аспекты концептуального осмысления проблем гражданского общества Т. 2. Екатеринбург, 2004. С. 45.
*(18) Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 212.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая свобода личности в гражданском обществе
Автор
О.В. Орлова - старший научный сотрудник ИГПАН, доцент, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2007, N 5