г. Москва |
|
27 сентября 2011 г. |
Дело N А41-11414/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Демидовой К.И., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от истца Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда (ИНН: 3444068327, ОГРН: 1033400316707): Мороз Б.А. - представитель по доверенности ДР-215/001-07 от 01.07.11г.,
от ответчика ООО "ГосСпортИнформ" (ИНН: 5017040836, ОГРН: 1025001818060): Алехин К.В. - представитель по доверенности от 10.11.09г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГосСпортИнформ" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2011 года по делу N А41-11414/11, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
по иску Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации города Волгограда к ООО "ГорСпортИнформ" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации города Волгограда (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ГосСпортИнформ" (далее - ООО "ГосСпортИнформ") о взыскании неосновательного обогащения, составляющего стоимость эксплуатации рекламных конструкций без соответствующего договора, в сумме 719 172 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 120 785 руб. 76 коп. (том 1 л.д. 3-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2011 года исковые требования Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда удовлетворены в полном объеме (том 1 л.д. 146-151).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ГосСпортИнформ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2 л.д. 4-10).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ГосСпортИнформ" без законных оснований были установлены и использовались рекламные конструкции на земельных участках, принадлежащих истцу. Истец, указав, что ответчиком не исполнены вступившие в силу решения суда об обязании освободить самовольно занятые земельные участки, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств демонтажа рекламных конструкций, а также доказательств оплаты истцу денежных средств за пользование рекламными конструкциями.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "ГосСпортИнформ" указывает, что судом не был принят во внимание договор, заключенный между сторонами спора на установку рекламных конструкций N 06-0868-02к/ген от 07.09.06г., действующий по настоящее время, таким образом, суд не исследовал обстоятельств связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций. При этом ответчик указывает, что у него отсутствует задолженность перед истцом по оплате по договору N 06-0868-02к/ген от 07.09.06г.
ООО "ГосСпортИнформ" считает, что к отношениям сторон по названному договору не применима использованная для расчета неосновательного обогащения Методика опредления размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на неверное применение судом и истцом норм материального права при расчете суммы неосновательного обогащения.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из смысла положений вышеуказанных статей, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Таким образом, истец, обращаясь в суд обязан доказать факт уменьшения имущества истца и факт его неосновательного приобретения ООО "ГосСпортИнформ" (увеличение имущественной сферы ответчика за счет имущества истца) без законных оснований.
Как следует из материалов дела требования предъявлены в связи с незаконным использованием ООО "ГосСпортИнформ" рекламных конструкций, возведенных на территории Волгограда по адресам: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 2,0м от центральной лестницы к реке Волга в 7,5 м от бордюра; Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 85м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра; Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 8м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра; ул. 51 Гвардейской Дивизии, при движении от ул.Исторической, справа, в 29 м до пересечения с ул. Краснополянской, на разделительной полосе, слева от трамвайных путей, напротив остановки общественного транспорта "51-ая Гвардейская", в 5м от бордюра.
Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций регламентирован нормами Федерального закона N 38-ФЗ от 13.09.06 г. "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем с соблюдением требований статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 5 статьи 19 ФЗ N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Размещение любых конструкций наружной рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Статья 19 Закона о рекламе не содержит правил, допускающих возможность установки рекламной конструкции путем присоединения к недвижимому имуществу иного лица (не владельца рекламной конструкции) при отсутствии с ним соответствующего гражданско-правового договора.
В соответствии со статьей 38 Устава Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений, которые действуют на основании Положений, утвержденных постановлением администрации Волгограда.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда, утвержденного Постановлением главы администрации Волгограда от 13.02.02г. N 111, комитет по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда является структурным подразделением администрации Волгограда, созданным для осуществления ее функций в области организации, координации и регулирования процессов и отношений в сфере телерадиовещания и наружной рекламы на территории Волгограда.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.3.2 Положения о Комитете, к основным задачам Комитета в области информационно-рекламной деятельности отнесено в том числе, рассмотрение (прием, направление на согласование) заявлений заинтересованных лиц на получение разрешений на установку рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций либо решений об отказе в выдаче таких разрешений, принятие решений об аннулировании разрешений, заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территориях, зданиях, сооружениях и прочих объектах, находящихся в муниципальной собственности, при установке рекламных конструкций на муниципальном имуществе, не закрепленном собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве.
Постановлением администрации г. Волгограда от 27.09.06г. N 2455 "О порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Волгограде" утвержден Порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Волгограде. Нормы данного Порядка регулируют вопросы распространения наружной рекламы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории г. Волгограда. Данный Порядок является муниципальным правовым актом, который в случае установки рекламной конструкции на муниципальном имуществе возлагает определенные обязанности на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальном имуществе.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка установка рекламной конструкции допускается при наличии договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и разрешения на установку рекламных конструкций. Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, строениях, сооружениях и прочих объектах, находящихся в муниципальной собственности и не закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основе торгов (форме аукциона или конкурса), проводимого органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 3.1.10. и 3.1.12. Порядка определено, что к компетенции комитета по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда отнесено заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на зданиях, строениях, сооружениях и прочих объектах, находящихся в муниципальной собственности и не закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, предъявление в суд, арбитражный суд исков по вопросам, связанным с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, в том числе исков о взыскании задолженности, неустоек, штрафов, пеней по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, о принудительном демонтаже рекламных конструкций, о взыскании суммы неосновательного обогащения при установке рекламной конструкции без разрешения и (или) без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.09 г. по делу N А12-18933/09, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.10г. ООО "ГорСпортИнформ" было обязано освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа самовольно установленной рекламной конструкции (щита с полями, несущими рекламную информацию размером 3,0м х 6,0 м, двустороннего, расположенного на территории Волгограда по адресу: ул. 51 Гвардейской Дивизии, при движении от ул.Исторической, справа, в 29 м до пересечения с ул. Краснополянской, на разделительной полосе, слева от трамвайных путей, напротив остановки общественного транспорта "51-ая Гвардейская", в 5м от бордюра) с восстановлением его первоначального вида (в том числе осуществить демонтаж фундаментных блоков и восстановить покрытие, находящееся под рекламными конструкциями и существовавшее до монтажа рекламных конструкций).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.09г. по делу N А12-18944/09, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.10г. ООО "ГорСпортИнформ" было обязано освободить самовольно занятые земельные участки путем демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций с восстановлением первоначального вида земельных участков (в том числе осуществить демонтаж фундаментных блоков и восстановить покрытие, находящееся под рекламными конструкциями и существовавшее до монтажа рекламных конструкций):
- (щит), с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 2,0м от центральной лестницы к реке Волга в 7,5 м от бордюра;
- (щит), с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 85м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра;
- (щит), с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 8м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленный вступившим в законную силу судебным атом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, то есть имеет преюдицию.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС N 13 от 31.10.96г. - арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров.
Таким образом, вступившими в законную силу решениями арбитражных судов по делам N А412-18933/09 и N А12-18944/09 установлено, что ООО "ГосСпортИнформ" незаконно произведена установка и незаконно эксплуатируются рекламные конструкции, установленные на муниципальном имуществе.
Как следует из акта N 8 от 18.01.11 г. по итогам проведенной истцом проверки по состоянию на 18.01.11 г.: рекламная конструкция - щит с полями, несущими рекламную информацию размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: ул. 51 Гвардейской Дивизии, при движении от ул. Исторической, справа, в 29 м до пересечения с ул. Краснополянской, на разделительной полосе, слева от трамвайных путей, напротив остановки общественного транспорта "51-ая Гвардейская", в 5м от бордюра, ответчиком не демонтирована (том 1 л.д. 23).
Письмом УФССП по Волгоградской области от 18.01.11 г. N 34/15-836МБ истец был уведомлен о том, что решение суда по делу N А12-18933/09 о демонтаже рекламной конструкции, ООО "ГорСпортИнформ" не исполнило (том 1 л.д. 21).
Согласно актам N 187 и N 188 от 09.02.11г., составленными Комитетом по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации г. Волгограда совместно с судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела УФССП по Волгоградской области, на дату составления указанных актов рекламные конструкции: щит, с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 2,0м от центральной лестницы к реке Волга в 7,5м от бордюра и
щит, с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 8м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0 м от бордюра, ответчиком демонтированы не были (том 1 л.д. 26-29).
Согласно акту совершения исполнительных действий от 09.02.11г., а также акту N 186 от 09.02.11г. проведенной истцом проверки рекламная конструкция - щит, с полями, несущими рекламную информацию, размером 3,0м х 6,0м, двусторонний, расположенный на территории Волгограда по адресу: Набережная им. 62 Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 85м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4 м от бордюра, ответчиком была демонтирована (том 1 л.д. 22, 24-25).
Разрешения компетентного органа на установку ответчиком рекламных конструкций по адресам: Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 2,0м от центральной лестницы к реке Волга в 7,5 м от бордюра; Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 85м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра; Набережная им. 62-ой Армии, при движении от речного вокзала, справа, в 8м до путепровода, ведущего на нижнюю террасу Набережной, в 4,0м от бордюра; ул. 51 Гвардейской Дивизии, при движении от ул.Исторической, справа, в 29 м до пересечения с ул. Краснополянской, на разделительной полосе, слева от трамвайных путей, напротив остановки общественного транспорта "51-ая Гвардейская", в 5м от бордюра, ООО "ГосСпортИнформ" суду не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что ответчиком незаконно возведены и эксплуатируются рекламные конструкции на земельных участках по вышеназванным адресам, находящихся в муниципальной собственности, требование о взыскании неосновательного обогащения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Размер платы за эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствие договорных отношений между сторонами подлежит расчету в соответствии с Методикой определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, утвержденной Постановлением администрации г. Волгограда от 05.08.02г. N 927, которая закрепляет порядок определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключаемых администрацией Волгограда в лице Комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда, за возможность по установке и эксплуатации рекламных конструкций на объектах, находящихся в собственности муниципального образования - Волгограда.
Согласно пункту 3.1. Методики, размер платы за распространение наружной рекламы устанавливается администрацией Волгограда, исходя из соответствующих:
а) значений дифференцированных (в зависимости от вида и размеров рекламоносителей), удельных коэффициентов стоимости размещения одного кв. м наружной рекламы в день - Ус (руб./день);
б) площади поверхности рекламоносителя - Пр, определяемой с учетом количества его рекламных сторон;
в) рейтинговых коэффициентов мест дислокации рекламоносителя - Рк;
г) количества календарных дней предоставленного права распространения наружной рекламы - Кд.
В соответствии с пунктом 3.2. Методики, расчет размера платы за распространение наружной рекламы для одного рекламоносителя (Со) определяется по формуле: Со = Ус х Пр х Рк х Кд.
Решением Волгоградской Городской Думы от 20.12.07г. N 54/1374 "О согласии на установление размеров коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда" установлены размеры коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда.
Учитывая изложенное, сумма неосновательного обогащения ответчика за счет истца за период эксплуатации рекламных конструкций без договора составила 719 172 руб. и признается апелляционным судом обоснованной.
Довод ответчика о том, что спорные рекламные конструкции возведены соответствии с договором N 06-0868-02к/ген от 07.09.06г. отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии с ФЗ "О рекламе" возведение любых конструкций наружной рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа на их установку.
Как уже было указано выше, разрешений на возведение спорных рекламных конструкций ответчиком не представлено. Более того, вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов установлено, что ООО "ГосСпортИнформ" незаконно произведена установка и производится незаконная эксплуатация рекламных конструкций на муниципальном имуществе.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства. Доводы апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как необоснованные и не подтвержденные материалами дела.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2011 года по делу N А41-11414/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11414/2011
Истец: Комитет по развитию телерадиовещания и рекламы Администрации Волгограда, Комитет по развитию телерадиовещания и рекламы администрации города Волгограда
Ответчик: ООО "Горспортинформ"