Экономический механизм управления расходами на оплату
труда персонала маркетингово-ориентированной компании
Матричная модель сбалансированных изменений
Деятельность предприятия любой организационно-правовой формы осуществляется в условиях постоянных изменений, происходящих как во внешнем окружении, так и во внутренней среде самого предприятия. При этом формируемые на глобальном, региональном и местном рынках равновесные состояния (либо отсутствие принципиальной возможности их установления) требуют от предприятия адекватных этим изменениям механизмов внутренней настройки, и прежде всего механизма управления расходами на оплату труда и численностью персонала предприятия.
Исходя из предположения о возможности улучшающих изменений при реализации любой стратегической альтернативы (роста, ограниченного роста, сокращения) нами разработана теория матричного моделирования сбалансированных изменений, включающая 5 теорем и 2 следствия: первые устанавливают пропорции между индексами изменения основных экономических показателей компании, вторые - между индексами изменения производных показателей.
Приведем основные положения теории матричного моделирования сбалансированных изменений. При прочих равных условиях*(1):
1) индекс изменения численности персонала должен быть меньше индекса изменения стоимости основных фондов;
2) индекс изменения стоимости основных фондов должен быть меньше индекса изменения себестоимости товарной(реализованной) продукции;
3) индекс изменения себестоимости товарной (реализованной) продукции должен быть меньше индекса изменения объема выпуска (реализации) продукции;
4) индекс изменения объема выпуска (реализации) продукции должен быть меньше индекса изменения прибыли от производства(реализации)продукции;
5) индекс изменения прибыли от производства (реализации) продукции должен быть меньше индекса изменения рыночной капитализации компании.
Иначе говоря, должно выполняться неравенство*(2):
I1 < I2 < Iз < I4 < I5 < I6, (1)
где I1, I2, I3, I4, I5, I6 - соответственно индексы изменения численности персонала, стоимости основных фондов, себестоимости продукции, объема производства (реализации) продукции, прибыли от производства (реализации) продукции, рыночной стоимости чистых активов компании.
Соблюдение условия (1) обеспечивает предприятию его развитие на интенсивной основе, то есть гарантирует улучшение всех основных экономических показателей его работы: рост производительности труда и фондоотдачи, рост всех показателей рентабельности (продукции, продаж, фондов), снижение затрат на 1 руб. товарной (реализованной) продукции и т.д.
Условие (1) может быть формализовано в виде одной из матричных моделей (N 4, N 5 или N 6), содержащей соответственно 4, 5 или 6 исходных показателей.
Пример матрицы N 5 приведен в табл. 1.
Приведенная в табл. 1 матрица построена в Excel на основе 4 исходных показателей, относящихся к двум сравниваемым периодам - базисному (подстрочный индекс "0") и рассматриваемому (индекс "1"):
- численности персонала, чел., (соответственно L0 и L1);
- стоимости основных производственных фондов, тыс. руб. (K0 и К1);
- себестоимости товарной (реализованной) продукции, тыс. руб. (C0 и С1);
- объема производства (реализации) продукции, тыс. руб. (V0 и V1).
Включенный в матрицу показатель прибыли является расчетным:
P0 = V0 - С0 и P1 = V1 - C1 - прибыль от производства (реализации)
продукции соответственно в базисном и рассматриваемом периодах, тыс. руб.
При построении матрицы (табл. 1) были использованы следующие фактические данные ОАО "Русские самоцветы" (Санкт-Петербург) за 2004 и 2005 гг.*(3)
1) L0 = 1186 чел.; L1 = 1074 чел., I1 = L1 / L0 = 0,9056;
2) К0 = 277 721 тыс. руб.; К1 = 296 692 тыс. руб.; I2 = K1 / К0 = 1,0683;
3) С0 = 613 122 тыс. руб.; С1 = 718 513 тыс. руб.; I3 = C1 / С0 = 1,1719;
4) V0 = 740 643 тыс. руб.; V1 = 898 052 тыс. руб.; I4 = V1 / V0 = 1,2125;
5) Р0 = 127 521 тыс. руб.; Р1 = 179 539 тыс. руб.; I5 = P1 / Р0 = 1,4079.
Данные показатели внесены в указанной последовательности в верхнюю строку (делимое) и в левый столбец (делитель) матрицы. Результаты деления обозначены символами из двух цифр, первый из которых относится к делимому, а второй к делителю; всего в матрице представлено 75 различных показателей (включая 15 исходных). Все показатели, расположенные выше "единичной" диагонали, больше 1,0 (соответственно, обратные им показатели, расположенные ниже "единичной" диагонали, меньше 1,0), что свидетельствует об интенсивном использовании предприятием своих ресурсов, то есть о выполнении сформулированного выше условия (1).
Вышеупомянутые следствия, касающиеся производных индексов матрицы, суть таковы: при соблюдении условия (1) производные индексы матрицы Романенко-Румянцева возрастают:
- по каждой строке матрицы при движении слева направо;
- по каждому столбцу матрицы при движении снизу вверх.
Таблица 1
Матрица N 5 ОАО "Русские самоцветы (Санкт-Петербург) за 2005 г.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Делимое|1. Среднесписоч-|2. Основные |3. Себе-|4. Объем реали-|5. Прибыль от|
| |ная численность,|произв. фонды,|стоимость |зации продук-|реализации про-|
| |чел. |тыс. руб. |реализованной |ции, тыс. руб. |дукции, тыс.|
| | | |продукции, тыс.| |руб. |
| | | |руб. | | |
| |----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
| |L0 = |1186 |K0 = |277 721|С0 = |613 122|V0 = |740 643|Р0 = |127 521|
| |-------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
| |Ll = |1074 |K1 = |296 692|C1 = |718 513|V1 = |898 052|P1 = |179 539|
| |-------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Делитель |I1 = |0,9056 |I2 = |1,0683 |I3 = |1,1719 |I4 = |1,2125 |I5 = |1,4079 |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------| --- |
|1. Среднесписоч-|1.1 |2.1 - фондово-|3.1 - ресурсо-|4.1 - произво-|5.1 - рента-|
|ная численность,| |оруженность |вооруженность |дительность |бельность тру-|
|чел. | |труда |труда |труда |да |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|L0 = |1186 | 1,0000 | 234,1661 | 516,9663 | 624,4882 | 107,5219 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|L1 = |1074 | 1,0000 | 276,2495 | 669,0065 | 836,1750 | 167,1685 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|I1 = |0,9056 | 1,0000 | 1,1797 | 1,2941 | 1,3390 | 1,5547 |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|2. Основные |1.2 |2.2 |3.2 |4.2 - фондоот-|5.2 - рента-|
|произв. фонды,| | | |дача |бельность |
|тыс. руб. | | | | |основных |
| | | | | |средств |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|К0 = |277 721 | 0,0043 | 1,0000 | 2,2077 | 2,6669 | 0,4592 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|K1 = |296 692 | 0,0036 | 1,0000 | 2,4217 | 3,0269 | 0,6051 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|I2 = |1,0 683 | 0,8477 | 1,0000 | 1,0970 | 1,1350 | 1,3179 |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|3. Себестоимость|1.3 |2.3 |3.3 |4.3 - продажи|5.3 - рента-|
|реализованной | | | |на 1 руб. зат-|бельность про-|
|продукции, тыс.| | | |рат |дукции |
|руб. | | | | | |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|С0 = |613 122 | 0,0019 | 0,4530 | 1,0000 | 1,2080 | 0,2080 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|C1 = |718 513 | 0,0015 | 0,4129 | 1,0000 | 1,2499 | 0,2499 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|I3 = |1,1 719 | 0,7727 | 0,9116 | 1,0000 | 1,0347 | 1,2014 |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|4. Объем реализа-|1.4 |2.4 |3.4 - затраты|4.4 |5.4 - рента-|
|ции продукции,| | |на 1 руб.| |бельность про-|
|тыс. руб. | | |реализованной | |даж |
| | | |продукции | | |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|V0 = |740 643 | 0,0016 | 0,3750 | 0,8278 | 1,0000 | 0,1722 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|V1 = |898 052 | 0,0012 | 0,3304 | 0,8001 | 1,0000 | 0,1999 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|I4 = |1,2 125 | 0,7468 | 0,8811 | 0,9665 | 1,0000 | 1,1611 |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|5. Прибыль от|1.5 |2.5 |3.5 |4.5 |5.5 |
|реализации про-| | | | | |
|дукции, тыс. руб.| | | | | |
|-----------------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|Р0 = |127 521 | 0,0093 | 2,1778 | 4,8080 | 5,8080 | 1,0000 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|P1 = |179 539 | 0,0060 | 1,6525 | 4,0020 | 5,0020 | 1,0000 |
|-------+---------+----------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|I5 = |1,4 079 | 0,6432 | 0,7588 | 0,8324 | 0,8612 | 1,0000 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Так, приведенное в табл. 1 матричное построение удовлетворяет условию (1), поскольку I1 = 0,9056 < I2 = 1,0683 < l3 = 1,1719 < l4 = 1,2125 < 15 = 1,4079, в силу чего, например, и индексы первой строки возрастают при движении слева направо (0,9056 < 1,0000 < 1,1797 < 1,2941 < 1,3390 < 1,5547).
Следовательно, имея информацию об одном или нескольких производных показателях матрицы, можно делать содержательные выводы о направлениях изменения исходных индексов матрицы, а значит, и о пороговых (предельно допустимых) значениях основных экономических показателей как в целом по маркетингово-ориентированной компании, так и по отдельным ее стратегическим бизнес-единицам.
Влияние внешнего окружения
Анализируя внутрифирменные соотношения, описываемые условием (1), нетрудно заметить, что они подвержены влиянию внешней среды как со стороны рынка труда (влияние на индекс I1), так и со стороны рынка производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (влияние на индекс 14).
Рынок товаров
Влияние рынка товаров на численность персонала предприятия, а также на фонд оплаты его труда осуществляется опосредованно, в результате изменения спроса на выпускаемую предприятием продукцию. При этом механизм формирования цен на товарных рынках во многом напоминает механизм формирования равновесных рыночных ставок по оплате труда.
При этом в отношении товарных рынков исследуются еще более сложные зависимости, связанные с перекрестной эластичностью товаров (в отношении цивилизованных рынков труда такие зависимости, как правило, не рассматриваются), с различными сочетаниями (старый - новый) товаров и рынков (матрица Ансоффа), с динамикой развития стратегических хозяйственных подразделений (матрица BCG) и т.п.
Эти и другие управленческие инструменты используются для обоснования базовой стратегии (роста, ограниченного роста, сокращения), а также для разработки функциональных (товарной, кадровой, ресурсной и т.д.) политик и стратегий компании.
В части, касающейся управления персоналом, прогнозируемые изменения требуют (наряду со стандартными оперативными задачами: корректировки трудоемкости производственной программы, потребности в рабочей силе и источниках ее удовлетворения, норм управляемости, организационной структуры, штатного расписания и т.п.):
- оценки влияния структурных сдвигов на размер фонда оплаты труда;
- оценки (выполняемой, как правило, с использованием методики CVP-анализа) действующих на предприятии форм и систем оплаты труда, а также системы материального и социального стимулирования на предмет адекватности предполагаемым изменениям.
Механизмы внутренней настройки системы управления персоналом как реакции на влияние внешнего окружения (рынка труда и рынка товаров и услуг) находят отражение в политике доходов и заработной платы*(4), кадровой политике, политике социального развития коллектива.
Предельно-критические значения экономических показателей,
определяющие оптимум инвестиций в персонал
То, что инвестиции в персонал являются наиболее выгодным видом долгосрочных вложений, сегодня воспринимается большинством топ-менеджеров как истина, не требующая доказательств. При этом размер инвестиций в персонал определяется не только рыночной средой, диктующей оптимум вложений, но и возможностями самого предприятия, экономические показатели которого (при прочих равных условиях) должны быть выше (объем и прибыль от реализации; рентабельность) либо ниже (себестоимость) предельно-критических значений.
Объем и прибыль от реализации продукции
Предельно-критические для принятых форм и систем оплаты труда, а также систем материального и социального стимулирования объем и прибыль от реализации продукции могут быть рассчитаны с использованием методики CVP-анализа, согласно которой:
1) рассматриваются следующие 3 из 5 индексов выражения (1):
I3 - индекс изменения себестоимости продукции;
I4 - индекс изменения объема производства (реализации) продукции;
I5 - индекс изменения прибыли от производства (реализации) продукции;
2) собственно себестоимость продукции рассматривается как сумма двух слагаемых*(5) - переменных и условно-постоянных затрат: первые изменяются прямо пропорционально изменению объема выпускаемой продукции (заработная плата рабочих-сдельщиков; основные материалы на изготовление продукции), а вторые - от объема не зависят (отопление цеха, аренда, охрана объекта и т.д.)*(6).
Структура себестоимости, то есть доля в ней переменных и условно-постоянных затрат, определяет силу производственного (операционного) рычага (DOL), количественное значение которого показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема выпуска продукции на 1%.
Таким образом, предельно-критическое (минимальное) значение прибыли от реализации продукции при данном изменении объема выпускаемой (реализуемой) продукции может быть рассчитано на основе соотношения (2):
I5min = 1 + DOL х (I4 - 1) (2)
А предельно-критическое (минимальное) значение объема выпускаемой (реализуемой) продукции как функция заданного изменения прибыли - на основе соотношения (3):
I4min = ((I5 - 1) / DOL) + 1 (3)
Рентабельность продукции
Затраты на персонал также могут быть определены как функция предельно-критического (минимального) значения рентабельности продукции (Prmin).
В этом случае задача формулируется следующим образом: какое изменение объема 14 гарантирует данное предельно-критическое (минимальное) значение рентабельности продукции Prmin?
Составив уравнение для расчета рентабельности продукции, нетрудно показать, что искомое значение рассчитывается следующим образом:
I4 = (FC0 х (1 + Prmin)) / (V0 - VC0 - VC0 х Prmin), (4)
где FC0, VC0, V0 - соответственно условно-постоянные затраты, переменные затраты и объем производства (реализации) продукции в базисном периоде, тыс. руб.
Необходимо отметить, что все рассмотренные выше предельно-критические (минимальные) значения были рассчитаны исходя из допущения о том, что часть затрат является условно-постоянной, не зависящей от изменения объема выпускаемой (реализуемой) продукции. Как следует из табл. 6, подобного рода "инерционные" варианты развития могут рассматриваться исключительно в качестве предельно-критических, но не рекомендуемых состояний.
Действительно, во всех 3 случаях, представленных в табл. 6 (графы 5, 7 и 9), не выполняется неравенство (1):
< I3 < I4 < I5 (5)
где I3, I4, I5 - соответственно индексы изменения себестоимости, объема и прибыли от реализации продукции.
Для стратегии сокращения "опорной позицией" неравенства (5) является объем выпуска продукции. Следовательно, индексы изменения по строке 4 табл. 6 задают индексы изменения себестоимости (строка 3) и, как следствие, прибыли (строка 5).
Практические рекомендации
На основе теории матричного моделирования экономически эффективного развития могут быть даны следующие практические рекомендации.
1. Осуществляя те или иные изменения на предприятии (в организации), необходимо учитывать, что все экономические показатели находятся не только во взаимной связи, но в соподчиненности - такой, что величина изменения одного из показателей определяет допустимые границы изменения других показателей.
2. Так как показатели по труду и заработной плате являются первыми во всех индексах цепях матрицы эффективности, то:
- для стратегии роста все исходные показатели матрицы (капитал, себестоимость, объем продаж, рыночная капитализации) должны расти быстрее, чем показатели по труду;
- и, наоборот, для стратегии сокращения - показатели по труду и заработной плате должны снижаться быстрее любого другого исходного показателя матрицы.
3. При любой стратегической альтернативе необходимо заранее прогнозировать допустимые границы изменений, обеспечивая социальную устойчивость компании как управляемой системы.
От редакции
За консультациями подписчики журнала могут обратиться в ООО "АСП-Аудит" (Санкт-Петербург) по телефонам: (812) 710-35-90 или 710-35-91.
И.В. Романенко,
кандидат экономических наук, зав. кафедрой
маркетинговых исследований Северо-Западного
филиала Международного университета в Москве
"Управление персоналом", N 11, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Романенко И.В. Экономика предприятия. 3-е изд. М.: "Финансы и статистика", 2005. С. 3, 197-200.
*(2) Романенко И.В. Матричный метод анализа экономической эффективности производственной деятельности промышленного предприятия // В сб.: Современный бизнес: экономико-управленческий, правовой и образовательный аспекты. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. С. 88-94.
*(3) Источник исходных данных по ОАО "Русские самоцветы" - официальный сайт компании www.russam.ru. Производные показатели рассчитаны в Excel, без подгонки результатов.
*(4) Романенко И.В. Политика доходов и заработной платы: Конспект лекций. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 17.
*(5) Романенко И.В. Экономика предприятия. С. 156-159.
*(6) Там же. С. 42.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.