г. Пермь |
|
18 октября 2007 г. |
Дело N А50-7704/2007-Г16 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Булкиной А.Н.,
судей Казаковцевой Т.В., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пыленковой Т.А.
при участии:
от истца: Сорокин А.Н., доверенность от 24.07.2007 г..; Масленникова Е.А., доверенность от 28.12.2006 г..;
от ответчика: Ермакова О.В., доверенность от25.12.2006 г.. N 120-01-98;
от третьих лиц: 1) ОАО "Пермэнерго" - не явились;
2) ОАО "ТГК N 9" - не явились;
3) ОАО "ОГК-4" - не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 августа 2007 года
по делу N А50-7704/2007-Г16,
принятое судьёй Лысановой Л.И.
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Пермский областной радиотелевизионный передающий центр"
к Открытому акционерному обществу "Пермская энергосбытовая компания",
третьи лица: ОАО "Пермэнерго", ОАО "ТГК N 9", ОАО "ОГК-4",
о взыскании суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с неверно примененными тарифами при расчетах за электрическую энергию,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Пермский областной радиотелевизионный передающий центр" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к открытому акционерному обществу "Пермская энергосбытовая компания" (ОАО "Пермэнергосбыт") о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 53 199 руб. 21 коп. за период с 01.01.2004 г.. по 01.04.2005 г., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 734 руб. 58 коп. за период с 17.10.2006 г. по 07.06.2007 г. в порядке статей 395, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 2-5).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования: просит взыскать с ОАО "Пермэнергосбыт" сумму неосновательного обогащения за период с 01.06.2004 года по 01.04.2005 года в размере 37 510 руб. 80 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5 637 руб. 87 коп. за период с 17.10.2006 г. по дату судебного заседания- 13.08.2007 г. (т. 2, л.д. 3). Уточнение судом первой инстанции принято, дело рассмотрено о взыскании 43 148 руб. 67 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в период с 01.06.2004 по 01.04.2005 неосновательно обогатился за счет истца ввиду применения при расчетах с истцом тарифов по оплате за электроэнергию низкого уровня напряжения, не подлежащих применению, и являющихся более высокими, чем подлежащие применению тарифы по среднему второму уровню напряжения.
Определением суда от 09.07.2007 г.. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Пермэнерго", ОАО "ТГК N 9", ОАО "ОГК-4" (т.1 л.д. 150-151).
Ответчик, ОАО "Пермэнергосбыт", с решением суда не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что судом неправильно применены нормы права, а именно пункт 45 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года (далее Методические указания), а также статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению ответчика, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на письме Региональной энергетической комиссии от 19.01.2007 года N 01-34-1504/46, имеющем для ответчика рекомендательный характер.
Истец, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Пермский областной радиотелевизионный передающий центр", с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, по основаниям изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, отзывы не представили.
Дело рассмотрено апелляционным судом в порядке, установленном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Пермский областной радиотелевизионный передающий центр" (абонент) и ОАО "Пермэнерго" (энергоснабжающая организация) заключен договор электроснабжения N 330/10-3/261 от 01.01.2002 года, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть абоненту электрическую энергию и мощность, а последний своевременно оплачивать принятую электроэнергию и мощность (т. 1, л.д. 26-33). Сторонами договор заключен с протоколом разногласий от сентября 2002 года и протоколами согласования разногласий от 10.12.2002 г., 30.12.2002 г.., 01.04.2003 г.., 24.06.2003 г.., 20.08.2003 г.., 10.12.2003 г.., 16.08.2004 г.., 23.08.2004 г.., 15.02.2005 г.., 23.03.2005 г.., 25.04.2005 г.., 03.05.2005 г.., являющихся неотъемлемой частью договора (т. 1, л.д. 37-57).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики, в период реформирования электроэнергетики открытые акционерные общества энергетики и электрификации должны быть реформированы с целью разделения по регулируемым видам деятельности.
Протоколом годового общего собрания акционеров N 17 ОАО "Пермэнерго" от 30.06.2004 года было принято решение о реорганизации ОАО "Пермэнерго" в форме выделения. Указанным протоколом был утвержден разделительный баланс ОАО "Пермэнерго", с приложениями (т. 2, л.д. 34-40).
Согласно указанным документам, из ОАО "Пермэнерго" было выделено 7 самостоятельных юридических лиц, одним из которых является ОАО "Пермэнергосбыт" (т. 2, л.д. 39).
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с разделительным балансом все права и обязанности (в том числе кредиторская и дебиторская задолженность) от ОАО "Пермэнерго" по договору энергоснабжения N 330 от 01.01.2002 г. в порядке правопреемства перешли к ОАО "Пермэнергосбыт" (приложение N 13, т. 2, л.д. 40).
В этой связи, правопреемство ОАО "Пермэнергосбыт" по правам и обязанностям ОАО "Пермэнерго", вытекающим из обязательств по энергоснабжению потребителей подпадают под действие части 4 статьи 58 и статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.4 договора энергоснабжающая организация обязуется подавать электрическую энергию по линиям передачи, указанным в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 172 от 10.06.2002 года; поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети между энергоснабжающей организацией и абонентом на шинах 0,4 кВ ПС Кудымкар, фидер N 515 - 10 кВ, ТП N 515/2 х 400 кВа; ПС Карагай, фидер N 3,4-10 кВ, ТП N 977-100 кВа; согласно ГОСТ 13109-97.
В соответствии с разделом 5 договора расчет за полученную электроэнергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным в соответствии с действующим законодательством решениями Региональной энергетической комиссии.
Согласно Акту разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 172 от 10.06.2002 года абонент подключен к сетям энергоснабжающей организации по низкому напряжению (НН) 0,4 кВ в ТП-515, граница ответственности определена на контактах присоединения кабельной линии (КЛ-0,4 кВ) к низковольтному (н/в) рубильнику в трансформаторной подстанции (т. 1, л.д. 59). Электроснабжение потребителей осуществляется п/ст Кудымкар, фидер N 5,15 - п/ст. Карагай, фидер N 3,4 - 10 кВ.
Как указал истец в исковом заявлении, ответчиком неправомерно применялись тарифы по оплате за электроэнергию низкого уровня напряжения, в то время как должны были применяться тарифы в соответствии с п. 6 Постановления Правления РЭК N 22 от 22.12.2003 года, п. 45 Методических указаний для потребителей, подключенных по среднему второму напряжению (СНП).
В связи с чем, по мнению истца, ответчик необоснованно обогатился на сумму разницы между суммой, фактически уплаченной истцом ответчику из расчета по неправильно примененному тарифу, и суммой, которая подлежала уплате за период с 01.06.2004 г.. по 01.04.2005 г.. в размере 37 510 руб. 80 коп. (с учетом уточнения суммы иска). Претензия истца об плате суммы была оставлена ответчиком без удовлетворения (т. 1, л.д. 11-12, 21).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в данном случае подлежит применению п.п. 45, 50 Методических указаний, тариф для потребителей, подключенных по среднему второму напряжению.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.04.1995 г.. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Нормативно-правовую базу государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию составляют кроме вышеуказанного Закона, устанавливающего основы ценообразования, Закон "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 г.., Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г.. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвердившие Основы ценообразования и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, Методические указания, утвержденные ФЭК РФ N 20-э/2 от 06.08.2004 г..
Судом признается необоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности применения Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 г.. N 20-э/2, в связи с тем, что указанный нормативный акт регулирует порядок расчета за услуги по передаче электрической энергии, тогда как между сторонами существуют отношения по купле- продаже электрической энергии.
Согласно Положению о ФСТ России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г.. N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) или их предельных уровней. Экономическая обоснованность цен призвана обеспечить баланс экономических интересов производителей электроэнергии и ее потребителей, достижение которого является одной из целью государственного регулирования цен в энергетике.
Согласно пункта 3 Основ ценообразования система регулируемых тарифов включает кроме тарифов на оптовом рынке, также тарифы на розничном рынке, а также тарифы на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электро- и теплоэнергии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для достижения экономической обоснованности тарифа при его установлении определяются затраты коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электро- и теплоэнергии, а также планируемые (расчетные) себестоимости и прибыли регулируемой организации.
Для установления тарифов на розничном рынке определены критерии, которыми в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования являются величина присоединенной (заявленной) мощности, режим использования потребителями электрической мощности, категория надежности и уровни напряжения электрической сети.
В Методических указаниях определен механизм, посредством которого орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в пределах своих полномочий устанавливает тариф на услуги по передаче электрической энергии потребителям. При расчете этого тарифа степень его экономической обоснованности учитывается регулирующим органом на основе положений Методических указаний. При этом на регулируемую организацию возложена обязанность представить регулирующему органу экономически обоснованные расчеты с учетом собственных затрат, рассчитанных в соответствии с положениями Методических указаний.
Конкретные тарифы, с учетом всех принципов ценообразования на розничном рынке устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Исходя из изложенных положений, применяя тариф на электроэнергию, ОАО "Пермэнергосбыт", как энергоснабжающая организация (в спорный период) обязано было соблюдать порядок, предусмотренный Методическими указаниями.
Размер платы за услуги по передаче электроэнергии предусмотрен в п. 44 Методических указаний, в соответствии с которым, он дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:
на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше;
на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ;
на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ;
на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
Исходя из содержания статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона "О государственном регулировании тарифов", пункта 45 Методических указаний энергоснабжающая организация должна рассчитывать плату за услуги по передаче электроэнергии и применять тариф по такому уровню напряжения, какой ток передается по принадлежащим ей сетям, поскольку выбор тарифа зависит от расходов по содержанию (обслуживанию) принадлежащих ей сетей.
В соответствии с п. 45 Методических указаний, если граница раздела балансовой принадлежности сетей рассматриваемой организации и сетей потребителя (покупателя, другой ЭСО) находится на шинах распределительного устройства подстанции (с учетом коммутационной аппаратуры, находящейся в собственности или на иных законных основаниях у рассматриваемой организации), за уровень напряжения для расчета платы за услуги по передаче электрической энергии в объеме потребления от данной подстанции принимается значение первичного напряжения подстанции, независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, другой ЭСО). Данное положение распространяется, в том числе на случаи, когда граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей находится на шинах распределительного устройства подстанции (в случае наличия абонентских ячеек), выводах линейных коммутационных аппаратов, кабельных наконечниках или проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях или линейных порталах.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что первичное напряжение в соответствии с актом по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.06.2002 г.. N 172 равно 10 кВ (ВН), то есть соответствует среднему второму уровню напряжения. Граница ответственности определена на контактах присоединения кабельной линии (КЛ-0,4 кВ) к низковольтному (н/в) рубильнику в трансформаторной подстанции, а рубильник является электрическим коммутационным аппаратом, расчеты за электрическую энергию между ответчиком и истцом должны были осуществляться по тарифу для потребителей, подключенных по среднему второму напряжению.
Наличие среднего второго уровня первичного напряжения на границе разграничения балансовой принадлежности сетей истца и энергоснабжающей организации и обоснованность применения к истцу тарифа, соответствующего среднему второму уровню напряжения, подтверждено органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов в письме председателя комиссии Региональной Энергетической Комиссии Пермского края от 19.01.2007 г.. N 01-34-1504/46, направленном в адрес истца.
Судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным довод ответчика о необязательности для применения указанного письма в связи с тем, что оно носит рекомендательный характер.
Проверка региональной энергетической комиссии была основана на документах, представленных истцом. Указанные документы находятся в материалах дела, подтверждают первичное напряжение для центров питания истца в среднем втором уровне, на основании чего, региональной энергетической комиссией сделан вывод о необходимости применения пункта 45 Методических указаний. Письмо региональной энергетической комиссии судом рассмотрено в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела (ст.ст. 68,71 АПК РФ).
Из изложенного следует, что условия технического подключения истца соответствуют требованиям нормы п. 45 Методических указаний, в связи с чем, для расчета платы за услуги по передаче электроэнергии для истца должно было быть принято среднее второе напряжение, то есть по более низким тарифам.
Между тем, ответчик в спорный период с июня 2004 г.. по март 2005 г.., применял в отношении истца тариф для низкого уровня напряжения, то есть по завышенным тарифам: 1,43 руб./кВтч. - 2004 г.. и 1,63 руб./кВтч. - 2005 г.., несмотря на то, что реально затраты по передаче энергии соответствовали более низкому тарифу: 1,40 руб./кВтч.-2004 г.. и 1,56 руб./кВтч. - 2005 г.. (постановления РЭК Пермской области от 20.12.2003 г.. N 22 и от 15.12.2004 г.. N 14).
Истцом была доказана и материалами дела подтверждается оплата энергоснабжающей организации потребленной электроэнергии по уровню низкого напряжения за спорный период, что следует из платежных поручений за спорный период, а также счетов-фактур ответчика, предъявленных к оплате истцу (т. 1, л.д. 60-74, 75-97).
В результате необоснованного применения ответчиком несоответствующего (завышенного) тарифа истец излишне перечислил ответчику за потребленную электроэнергию в спорный период 37 510 руб. 80 коп. (т. 2, л.д.4).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Названная сумма, перечисленная истцом энергоснабжающей организации за поставленную электроэнергию, является неосновательным обогащением, полученным ответчиком без правовых к тому оснований и подлежащих возврату истцу по правилам статьи 1102, пункта 1 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В порядке статей 395, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истце просит взыскать с ответчика проценты с 17.10.2006 года по день судебного заседания 13.08.2007 года в сумме 5 637 руб. 87 коп. Судом расчет истца признан обоснованным, соответствующим (т. 2, л.д. 5). Ответчиком сумма не оспорена, контррасчет не представлен (ст. 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как не основанные на материалах дела и нормах права.
Решение суда первой инстанции обоснованно, подтверждается материалами дела, оснований для отмены (изменения) его в соответствии со статьей 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 августа 2007 года по делу N А50-7704/2007-Г16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н. Булкина |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7704/2007
Истец: "Пермский областной радиопередающий центр" - филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Ответчик: ОАО "Пермская Энергосбытовая Компания", ОАО "Пермэнергосбыт"
Третье лицо: ОАО "ОГК-4", ОАО "Пермэнерго", ОАО "ТГК-9", ОАО "Территориальная генерирующая компания 9" (ОАО "ТГК-9"), ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6995/07