г. Челябинск
26 сентября 2011 г. |
N 18АП-9558/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2011 по делу N А07-10347/2011 (судья Хафизова С.Я.).
Инспекция государственного строительного надзора по Республике Башкортостан (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" (далее - ГУП "Фонд жилищного строительства РБ", предприятие) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2011 заявленные требования удовлетворены, ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" не согласилось с решением суда, и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" ссылается на то, что вины предприятия в совершении административного правонарушения нет, так как 17.02.2011 ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" заключило договор на проведение государственной экспертизы, а 31.03.2011 ГУ Управлением Госэкспертизы Республики Башкортостан была получена документация по объекту с устраненными замечаниями. 12.05.2011 предприятием заключен новый договор на проведение государственной экспертизы. По состоянию на 29.06.2011 замечания устранены, о чем сообщено в ГУ Управление Госэкспертизы. Считает, что предприятием были предприняты все меры по получению положительного заключения. Неисполнение предписания по получению положительного заключения в установленный срок зависело не только от заявителя, но и от действий третьих лиц. Также указывает на невозможность исполнения предписания в установленный срок - до 11.04.2011, ввиду трудоемкости процесса его исполнения. Кроме того, полагает, что на момент рассмотрения дела истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. От инспекции в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.03.2011 по 18.03.2011 Инспекцией государственного строительного надзора на основании приказа N 220/08-2011 от 11.03.2011 в присутствии представителей ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства "9-ти этажный жилой дом N 25" (объект капитального строительства), расположенного по адресу: г.Нефтекамск, микрорайон N 13, заказчиком-застройщиком которого является ГУП "Фонд жилищного строительства РБ", на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов соответствия данных работ требованиям технических регламентов, проектной документации, СНиП, государственных стандартов и иных нормативных правовых актов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч.2 и 3 ст.52 Градостроительного кодекса российской Федерации.
В результате проверки выявлен факт строительства объекта капитального строительства "9-ти этажный жилой дом N 25", расположенного по адресу: г.Нефтекамск, микрорайон N 13, с нарушением требований ст.ст. 48, 49, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте N 46 от 18.03.2011, копия которого вручена представителю предприятия 18.03.2011.
Письмом N 61-2328 от 11.04.2011 ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" обратилось в Гостройнадзор с заявлением о продлении исполнения срока предписания N 41, в связи с необходимостью устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации и получения заключения по откорректированным чертежам до 24.05.2011.
Письмом N 08-24/172 от 12.04.2011 срок исполнения предписания N 41 от 18.03.2011 продлен до 10.05.2011.
В период с 12.04.2011 по 14.04.2011 Управлением государственного строительного надзора на основании приказа N 283/08-2011 от 22.03.2011 в присутствии представителя ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" по вопросу выполнения обществом предписания N 41 от 18.03.2011.
Согласно акта проверки N 72 от 14.04.2011, на объекте выполнены строительно-монтажные работы: блок 1 - ростверки - 30%, 2 блок - устройство фундаментных блоков подвала - 40%, 3 блок - начата кирпичная кладка 1 этажа, 4 блок -кирпичная кладка 2 этажа - 40%, 5 блок - кирпичная кладка 2 этажа - 60%, что подтверждается фотоматериалами N N 1, 2, 3.
Письмом N 109-2931 от 10.05.2011 предприятие обратилось в Госстройнадзор РБ о продлении срока исполнения предписания N 41 до 10.06.2011.
Письмом N 08-24/220 от 12.05.2011 срок исполнение предписания N 41 от 18.03.2011 продлен до 10.06.2011.
06.06.2011 ГУП "ФЖС РБ" письмом N 109-3731 вновь обратилось в Госстройнадзор РБ с просьбой о продлении исполнения данного предписания до 15.07.2011.
На основании приказа Госстройнадзора РБ N 621/08-2011 от 26.05.2011 должностным лицом отдела надзора по северной зоне Госстройнадзора РБ 09.06.2011 проведена проверка исполнения предписания N41 от 18.03.2011 со сроком исполнения до 11.04.2011, продленного до 10.06.2011, в ходе которой установлено, что ответчиком не исполнены п.п.1, 2, 3, 5 предписания N 41.
Факт неисполнения указанных пунктов предписания установлен судом и обществом не отрицается.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 09.06.2011 N 97. Копия акта вручена представителю ГУП "Фонд жилищного строительства" 09.06.2011. Каких-либо возражений относительно достоверности изложенных в акте проверки сведений при составлении такого акта не заявлено.
Эти обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении N 27/08/СОД/11 от 15.06.2011 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя общества.
22.06.2011 в соответствии с ч.1 ст.28.8 КоАП РФ, Управление обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводами о наличии в действиях общества состава административной ответственности, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, и об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела и соответствуют закону.
Согласно ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В силу ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено федеральным законом о введении в действие Кодекса.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.58 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7.1 ст.6, п.4 ст.7 этого же Кодекса, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации устанавливается Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
В силу п.3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (п. 9 Положения).
В соответствии с п.14 Положения, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленных срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
Обязанности лица, осуществляющего строительство, определены в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса российской Федерации: осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов
Поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления обществом строительства объекта без указанных обязательных документов, предписание, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает требованиям действующего законодательства. Также материалами дела установлено, что предписание инспекции об устранении выявленных нарушений ответчиком в установленный срок не исполнено.
Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях предприятия объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств совершения предприятием действий, направленных на недопущение правонарушения в материалах дела не имеется, что свидетельствует о виновности предприятия в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ. Каких-либо возражений в этой части в апелляционной жалобе не содержится.
При проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении нарушений процессуальных требований не допущено.
Ссылка предприятия на истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом первой инстанции в связи с тем, что срок исполнения предписания истек 11.04.2011, не обоснована, поскольку срок исполнения предписания продлевался до 10.06.2011.
Учитывая изложенное, требования заявителя о привлечении ГУП "Фонд жилищного строительства" к административной ответственности удовлетворены судом правомерно.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2011 по делу N А07-10347/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10347/2011
Истец: Инспекция государственного строительного надзора РБ
Ответчик: ГУП "Фонд жилищного строительства РБ"
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9558/11