И снова о проблемах реализации права военнослужащих на
получение жилого помещения по избранному после увольнения
месту постоянного жительства за счет средств федерального
бюджета на строительство и приобретение жилья
Правовая защита военнослужащих: является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
П. 2 ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон) военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона. Указанный пункт предполагает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - указанная категория военнослужащих) и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Итак, при желании указанной категории военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в нашем случае - Министерством обороны Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС).
К сожалению, на сегодняшний день военнослужащие, получив государственный жилищный сертификат, в большинстве случаев не могут полностью решить свою жилищную проблему, так как жилищная субсидия, предоставленная по государственному жилищному сертификату, не в полной мере покрывает реальную рыночную стоимость жилых помещений, которая практически ежемесячно увеличивается. Получение жилого помещения в натуральном виде в избранном после увольнения постоянном месте жительства - реальная возможность решить свою жилищную проблему без всяких дополнительных денежных затрат (если, конечно, жилое помещение предоставят именно в желаемом месте жительства). Поэтому многие военнослужащие уже отказываются от реализации своего права на получение жилого помещения за счет ГЖС и изъявляют желание реализовать свое право только путем предоставления жилого помещения в натуральном виде.
Механизм реализации права военнослужащих на получение ГЖС в настоящее время довольно подробно законодательно урегулирован и на практике отлажен в достаточной степени хорошо, чего нельзя сказать о праве военнослужащих на получение жилых помещений по избранному месту постоянного жительства в натуральном виде (т.е. за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений) и о механизме его реализации.
Ранее п. 14 ст. 15 Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) четко определял, что обязанность по предоставлению жилых помещений по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы лежала на органах местного самоуправления избранного места жительства. Механизм реализации данной нормы с достаточной четкостью и ясностью раскрывался в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. В настоящий момент Правила сохраняют свое действие, но только в части, не противоречащей законодательству.
Так как нормативного механизма реализации права указанной категории военнослужащих на получение жилого помещения в натуральном виде нет, то в некоторых воинских частях был выработан следующий подход к решению данной проблемы. Указанную категорию военнослужащих заставляли принимать участие в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты"*(1). Составлялся единый список очередников на получение ГЖС, а далее, если на воинскую часть распределялось жилое помещение в натуральном виде, его предлагали первому стоящему в очереди военнослужащему, если он отказывался (с написанием соответствующего рапорта) - второму и т.д. Но такого рода подходы к сложившейся проблеме не совсем законны и не способны ее разрешить в полном объеме. Поэтому попробуем рассмотреть с точки зрения закона механизм реализации указанного права и алгоритм действий военнослужащего, желающего этим правом воспользоваться, а также рассмотрим ряд проблем, возникающих при его реализации.
По мнению авторов, действия военнослужащего, желающего получить жилое помещение в натуральном виде в избранном после увольнения месте жительства, должны производиться в следующем порядке:
1. Пункт 1 ст. 23 Закона закрепляет положение о том, что только нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона.
Таким образом, Закон связывает возникновение у указанной категории военнослужащих права на получение жилого помещения с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Следовательно, для возникновения права на получение жилого помещения сначала необходимо быть признанным жилищной комиссией воинской части нуждающимся в улучшении жилищных условий (нуждающимся в жилых помещениях).
В соответствии с п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (действует в части, не противоречащей действующему законодательству), для признания нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащие подают рапорт в порядке подчиненности. К рапорту прилагаются следующие документы:
- копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района;
- копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства - для военнослужащих, удерживающих жилые помещения по предыдущему месту военной службы.
- копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса, - для военнослужащих, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение.
Пункт 25 Инструкции указывает на основания для признания нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), отсылая при этом к норме ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР. В настоящий момент следует считать данную отсылку отсылкой к норме ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), так как Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с введением в действие ЖК РФ. Итак, ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как видим, перечень оснований исчерпывающий. Но данный перечень лишает права быть признанными нуждающимися рассматриваемую нами указанную категорию военнослужащих, желающих получить жилое помещение не по последнему месту службы, если они, например, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма по последнему перед увольнением месту службы и данное помещение соответствует абсолютно всем параметрам (техническим, санитарным, учетной норме на каждого члена семьи). Так что же, они не имеют права быть признанными нуждающимися и соответственно не могут реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства? Попробуем в этом разобраться.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством, регулировавшим право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями, были разработаны Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, которые четко устанавливали категории нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета и основания для признания граждан таковыми. Так, в соответствии с п. 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признавались:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;
в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.
Пунктом 7 Правил устанавливались основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются не только малоимущей категории граждан, но и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В данном случае под иную категорию граждан как раз и подпадает названная нами категория военнослужащих, право на получение жилых помещений которым предоставлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Также сохраняют свое действие в части не противоречащей действующему законодательству, Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054. Теоретически можно было бы применить к описанной нами ситуации перечень оснований для признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, установленный Правилами, но в указанной норме ЖК РФ определено, что основания для признания нуждающимися, помимо ЖК РФ, устанавливаются федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, но никак не постановлением Правительства Российской Федерации. По мнению авторов, данная проблема требует разрешения все-таки на законодательном уровне посредством внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Необходимо расширить перечень оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, включив в него для указанной категории военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и желающих получить жилое помещение не по последнему перед увольнением месту военной службы, еще одно основание - избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы*(2).
2. Необходимо изъявить желание на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту постоянного жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений. Данное волеизъявление должно быть отражено в форме написанного по команде рапорта. В настоящее время форма данного рапорта никакими нормативными правовыми актами не определена, и поэтому представляется, что рапорт исполняется в произвольной форме. Следует добавить, что указанными выше Правилами также не была установлена определенная форма рапорта о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
По мнению авторов, примерная форма рапорта может быть следующей:
(непосредственному командиру (начальнику)
Рапорт
Прошу предоставить мне, ___________________________________________,
(воинская должность, воинское звание, ф.и.о.)
паспорт___________________, выданный ____________________________________
_______________ "______" ___________________ г., жилое помещение за счет
средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых
помещений в избранном после увольнения месте постоянного жительства.
Избранное после увольнения место постоянного жительства:
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Состав семьи:
супруга (супруг)___________________________________________________,
(ф.и.о., дата рождения)
паспорт_________________, выданный ______________________________________
"_______" _______________г., проживает по адресу ________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________;
дети:
________________________________________________________________________,
(ф.и.о., дата рождения)
паспорт (свидетельство о рождении) _____________________________________,
выданный __________________________ "______" _________________________г.,
проживает по адресу ____________________________________________________;
________________________________________________________________________,
(ф.и.о., дата рождения)
паспорт (свидетельство о рождении) _____________________________________,
выданный ____________________________ "_____" ________________________г.,
проживает по адресу ____________________________________________________;
________________________________________________________________________,
Кроме того, со мной проживают иные члены семьи:
________________________________________________________________________,
(ф.и.о., дата рождения)
паспорт _____________________, выданный _________________________________
"____" __________________г.
Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых
помещений) и состою в очереди с "_____"_____________________________
_____г. в ______________________________________________________________.
(место постановки на учет)
Учетное дело N____________.
В настоящее время я и члены моей семьи жилых помещений для
постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеем
(имеем) (ненужное зачеркнуть).
Согласен(на) на исключение меня из очереди на улучшение жилищных
условий (получение жилых помещений) после получения жилого помещения в
избранном после увольнения месте постоянного жительства.
Обязуюсь жилое помещение из _______ комнат _____ кв. м в квартире
N____ дома N_____ по улице ______________________________________________
в городе (закрытом военном городке) ____________________________________,
___________________ района _____________________________________________
области, занимаемое мной на основании ___________________________________
_________________________________________________________________________
от "_____" __________________ _________ г., выданного ___________________
________________________________________________________________________,
находящееся в ___________________________________________________________
(федеральной, государственной субъекта Российской Федерации,
_________________________________________________________________________
собственности, муниципальной, частной - нужное указать)
или на основании свидетельства о государственной регистрации права
собственности на указанное жилое помещение от "___" ___________________г.
N _____________, выданного ______________________________________________
(наименование органа, осуществляющего
________________________________________________________________________,
государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним)
в 2-месячный срок с даты приобретения мной жилого помещения за счет
средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых
помещений освободить со всеми совместно проживающими со мной членами
семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации
порядке.
Кроме того, я обязуюсь с момента подписания настоящего обязательства
не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных
действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не
предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не
являющимся членами моей семьи.
_________________ _________ _________________________________
(дата) (подпись) (инициал имени, фамилия заявителя)
Второй этап пройден, далее военнослужащий подлежит включению жилищной комиссией воинской части в список очередников на получение жилых помещений в избранном после увольнения месте жительства*(3). А затем остается только ожидать получения жилого помещения. Сколько продлится это ожидание, неизвестно, так как жилищное строительство Министерство обороны Российской Федерации ведет не на всей территории Российской Федерации и в количестве, не способном на сегодняшний день обеспечить потребности всех нуждающихся военнослужащих.
На практике возможен такой вариант, что при распределении на воинскую часть жилого помещения военнослужащий может согласиться получить данное жилое помещение даже не по избранному им месту жительства. А затем, в зависимости от того, предоставлено это жилое помещение в собственность либо по договору социального найма во владение и пользование, произвести мену в соответствии с гл. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации*(4) либо в соответствии со ст. 72 ЖК РФ*(5) произвести обмен данного жилого помещения на жилое помещение в избранном им после увольнения месте жительства.
Перейдем к рассмотрению некоторых проблем, возникающих на сегодняшний день на практике при реализации права военнослужащих на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту постоянного жительства.
Первую проблему, с которой обычно приходится сталкиваться на практике, можно сформулировать в виде следующего вопроса: "С какого момента военнослужащий, желающий получить жилое помещение за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, имеет право встать на очередь на получение жилого помещения либо быть признанным нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий)?"
Так, ранее в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставились на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в следующие сроки:
- не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
К сожалению, указанная норма права касалась лишь постановки на очередь в органах местного самоуправления. На сегодняшний день в качестве примера четкого определения указанных сроков можно привести норму, содержащуюся в п. 9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы*(6), в которой определено, что военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы), т.е. соответственно имеют право стать участниками подпрограммы и встать на очередь для получения ГЖС.
Следуя логике и аналогии закона, можно предположить, что право на постановку на очередь (а также на признание нуждающимся в жилых помещениях) для получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, возникает:
- не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Однако данные выводы относительно сроков возникновения права являются только мнением авторов, поэтому до четкого определения указанных сроков на законодательном уровне наш вопрос остается открытым.
Рассмотрим следующую проблему. Может ли быть уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части до получения жилого помещения в избранном месте жительства военнослужащий рассматриваемой нами указанной категории, увольняемый по "льготным" основаниям, признанный нуждающимся в жилых помещениях, срок действия контракта о прохождении военной службы которого истек?
По мнению авторов, основанному на абз. 2 п. 1 ст. 23 и п. 14 ст. 15 Закона, военнослужащие указанной нами категории без их согласия не могут быть уволены с военной службы без предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства. Но, к сожалению, судебная практика основывается на противоположном толковании указанных норм Закона.
Так, бывший военнослужащий войсковой части 00000 майор запаса К. обратился в суд с требованием о признании незаконными и отмене приказа командира войсковой части 00001 о его увольнении с военной службы и приказа командира войсковой части 00000 об исключении его из списков личного состава части. Свои требования К. обосновал тем, что на момент издания приказов он не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства. Таким образом, командованием были нарушены требования ст. 23 Закона "О статусе военнослужащих" (здесь и далее имеется в виду Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. - Прим. авт.), под действие которой он подпадал, изъявив желание уволиться по состоянию здоровья, имея выслугу более 10 лет и не будучи обеспеченным жилым помещением в избранном месте жительства.
Рассмотрев материалы дела, Мурманский гарнизонный военный суд и Ленинградский окружной военный суд пришли к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения они обеспечиваются жильем по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Закона. Таким образом, законодатель специальным указанием в правовой норме, устанавливающей гарантии для военнослужащих при увольнении с военной службы, вычленил в отдельную категорию тех из них, которые изъявили желание получить жилые помещения не по месту прохождения военной службы.
Основные вопросы увольнения военнослужащих непосредственно урегулированы Законом "О воинской обязанности и военной службе" (имеется в виду Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. - Прим. авт.), а также Положением о порядке прохождения военной службы (здесь и далее имеется в виду Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. - Прим. авт.). Согласно п. 17 ст. 34 названного Положения военнослужащие, желающие получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части, увольняются с военной службы и обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из рапорта К., он в связи с предстоящим увольнением по состоянию здоровья заявил командованию о намерении получить жилье в г. Новгороде. Это намерение он также подтвердил непосредственно перед увольнением в беседе с командиром части. При этом, в листе беседы было указано, что он не желает получить жилье по месту дислокации части (в Мурманской области) и просит предоставить его в натуральном виде в избранном месте жительства. Кроме того, в рапорте и в листе беседы К. указал, что от получения ГЖС для приобретения жилья в избранном месте жительства он отказался.
Поскольку К. изъявил желание получить жилое помещение по избранному месту жительства, то в соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы он подлежал увольнению независимо от жилищных условий по месту дислокации воинской части. Следовательно, для правильного разрешения вопроса о правомерности оспаривания действий командования не имеет правового значения факт проживания военнослужащего в закрытом военном городке в служебной квартире.
На основании вышеизложенного решением Мурманского гарнизонного военного суда, оставленным в силе определением Ленинградского окружного военного суда, в удовлетворении требований К. было отказано.
К сожалению, у авторов настоящей статьи нет сведений о дальнейших результатах рассмотрения данного дела в вышестоящих судебных инстанциях.
Было бы некорректно давать комментарии вышеизложенному, но следует добавить только то, что в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы не были внесены изменения после того, как обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, желающих получить жилые помещения не по последнему месту службы, была снята с органов местного самоуправления и возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, т.е. указанная норма права полностью дополняла существовавший ранее правовой механизм обеспечения военнослужащих жильем именно органами местного самоуправления, а не федеральными органами исполнительной власти. По мнению авторов, указанная норма права требует внесения существенных изменений для отражения действующего в настоящее время законодательства, изменившего порядок обеспечения жилыми помещениями при перемене места жительства после увольнения с военной службы.
Подводя итог вышесказанному, хочется в очередной раз отметить, что действующее законодательство, касающееся вопросов обеспечения жильем военнослужащих, требует существенных изменений и дополнений для обеспечения реализации тех социальных гарантий и компенсаций, которые уже закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Ведь в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 3 этого Закона правовая и социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает не только законодательное закрепление и реализацию социальных гарантий и компенсаций, но и законодательное закрепление механизма их реализации (выделено авторами).
По мнению авторов, на сегодняшний день возникла объективная необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта, который бы в достаточной степени урегулировал порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья.
К.В. Домнин,
помощник командира войсковой части 42685
по правовой работе, майор юстиции
А.А. Кондаков,
помощник командира войсковой части 26219
по правовой работе, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время - подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
*(2) О проблемах признания нуждающимися в улучшении жилищных условий см. также: Акчурин З.Х. Проблемы предоставления жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по избранному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12.
*(3) Некоторые юристы высказывают сомнения в правомерности действий жилищных комиссий воинских частей по принятию военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения постоянному месту жительства. Более подробно об этом см., например: Шелепугин А.И. О некоторых правовых вопросах, возникающих у военных организаций при реализации ими прав военнослужащих на получение жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 6, 7, 10.
*(4) В соответствии с ч. 1 ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
*(5) В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
*(6) Данные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
И снова о проблемах реализации права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту постоянного жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья
Авторы
К.В. Домнин - помощник командира войсковой части 42685 по правовой работе, майор юстиции
А.А. Кондаков - помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 5