Исполнение командованием требований военного прокурора, изложенных в
актах прокурорского реагирования
В последние годы особенный интерес командиров всех уровней вызывают вопросы организации взаимодействия командования воинских частей с органами военной прокуратуры, и в особенности вопрос исполнения командованием и должностными лицами воинских частей и организаций требований военного прокурора в связи с осуществлением им своих служебных полномочий. Как правило, командование большинства воинских частей имеет очень слабое и приблизительное представление о полномочиях военного прокурора, о мерах прокурорского реагирования и о том, каким образом надлежит исполнять требования военного прокурора и какие меры принимать в связи с этим.
Свои полномочия военный прокурор реализует в ходе осуществления им надзорной деятельности, результаты которой находят свое отражение в актах прокурорского реагирования. В настоящее время законом к таким актам отнесены протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона. Все эти акты выносятся строго в письменной форме*(1).
Предостережение о недопустимости нарушения закона является наиболее "мягкой" формой реагирования прокурора на выявленное правонарушение. Оно заключается в официальном предупреждении должностного лица о готовящихся противоправных действиях, чтобы не допустить их осуществления. К примеру, командование воинской части подготовило приказ, грубо нарушающий права военнослужащих, однако к моменту проведения прокурорской проверки по различным причинам этот приказ не был реализован. Таким образом, фактически права военнослужащих не были нарушены и никаких вредных последствий не наступило. С учетом этого военный прокурор направляет должностному лицу, ответственному за подготовку и исполнение такого приказа, предостережение о недопустимости нарушения закона. В тексте предостережения указывается, какие именно действия могут привести к нарушению закона и совершению правонарушения. Должностное лицо обязано расписаться в бланке предостережения. Смысл этого акта прокурорского реагирования в том, что прокурор таким образом предупреждает противоправные действия и не дает должностному лицу совершить правонарушение. Закон не предусматривает обязанности предупрежденного таким образом должностного лица письменно сообщить прокурору о том, какие действия он предпринял, чтобы избежать нарушения закона и предотвратить совершение правонарушения. Закон также не требует проведения какого-либо разбирательства в отношении того, кому прокурором было вынесено предостережение. Тем не менее, представляется необходимым провести ознакомление с этим документом на ближайшем служебном совещании командиров подразделений и начальников служб, чтобы они были проинформированы об этом факте и в дальнейшем в ходе своей служебной деятельности не допускали подобных действий.
Следует отметить, что в предостережении о недопустимости нарушения закона прокурор не ставит вопрос о наказании должностного лица. Нет правонарушения - нет ответственности и наказания. Поэтому вынесенное должностному лицу предостережение само по себе не является основанием для привлечения его к дисциплинарной, административной, уголовной и иной юридической ответственности. Тем не менее, если должностное лицо игнорирует предостережение прокурора и продолжает деятельность, ведущую к нарушению закона, то оно может быть привлечено к любой юридической ответственности, в зависимости от характера и тяжести последствий правонарушения*(2).
Протест прокурора представляет собой служебный документ, которым опротестовывается противоречащий закону правовой акт. Как правило, такими актами становятся приказы командира воинской части, например, в части организации внутренней службы и распределения служебного времени и отпусков между военнослужащими. Военный прокурор в ходе ознакомления с приказами командира части выявляет нарушение и приносит письменный протест с требованием отменить этот приказ как незаконный. В зависимости от характера нарушений возможно опротестовать как приказ в целом, так и отдельные его положения. При этом, по закону прокурор вправе принести протест как непосредственно допустившему нарушение закона командиру и должностному лицу, так и их вышестоящим командирам и начальникам, а также обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В отличие от предостережения о недопустимости нарушения закона протест, как правило, приносится на конкретный уже вступивший в силу правовой акт, которым реально нарушены права и свободы граждан и интересы государства, т.е. протест приносится там, где правонарушение уже совершено и требуется восстановить нарушенные права и устранить вредные последствия.
При поступлении в воинскую часть протеста военного прокурора командир воинской части обязан в 10-дневный срок с момента его поступления рассмотреть этот документ и в письменной форме незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения протеста. В ответном письме военному прокурору командир обязан указать, когда и каким актом полностью или частично отменен или изменен опротестованный приказ. Как правило, этих данных более чем достаточно для полного и мотивированного ответа на протест прокурора. При этом, целесообразно приложить к сообщению заверенные копии измененного либо нового акта.
Следует учитывать, что при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста*(3). В законе прямо не указано, что понимается под исключительными обстоятельствами, но на практике к ним, как правило, относят грубые нарушения прав и свобод военнослужащих либо незаконное использование военного имущества. Порядок определения сокращенных сроков рассмотрения протеста также законодательством не определен. На практике, как правило, военные прокуроры стремятся к немедленной отмене незаконных актов в тот же день, когда они были выявлены в ходе ознакомления с делопроизводством воинской части. Представляется, что это справедливо и обоснованно, так как опротестованный акт чаще всего нарушает права и свободы большого круга лиц и его своевременная отмена позволяет оперативно устранить нарушение закона. В то же время если по объективным причинам это невозможно, то командиру целесообразно предварительно согласовать сроки рассмотрения протеста с военным прокурором.
Протест прокурора обязательно должен быть обсужден на ближайшем служебном совещании с офицерами штаба воинской части, чтобы они незамедлительно приступили к устранению нарушений путем внесения изменений в опротестованный акт либо подготовки и составления нового акта. При этом, командир (начальник) обязан решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной либо материальной ответственности*(4).
Основным и наиболее часто применяемым актом прокурорского реагирования по праву считается представление прокурора об устранении нарушений закона. Это наиболее универсальный акт прокурорского реагирования, так как он выносится, как правило, после тщательной и длительной проверки и основывается на большом объеме исследованных документов и на письменных объяснениях широкого круга лиц. Поэтому по сравнению с иными актами прокурорского реагирования представление выносится по наиболее серьезным нарушениям закона либо по целому ряду выявленных нарушений законов одновременно и подлежит безотлагательному рассмотрению. Кроме того, в представлении военный прокурор прямо ставит перед командованием и должностными лицами целый ряд вопросов о принятии мер по устранению нарушений законов, о проведении дополнительных мероприятий (административные расследования, проверки, ревизии, инвентаризации) и о наказании виновных лиц. Это означает, что необходимо дать прокурору развернутый и мотивированный ответ по каждому пункту этого документа. В связи с этим письменный ответ командира на прокурорское представление обязательно должен включать в себя следующие данные:
1) когда и кем, в присутствии личного состава какого подразделения рассмотрено представление (обычно его рассматривают исключительно среди офицеров на служебном совещании командиров подразделений в штабе воинской части), какие резолюции и организационные выводы были приняты по итогам рассмотрения;
2) когда и кем были назначены административное расследование, проверка либо ревизия, кто их проводил, каковы результаты этих мероприятий;
3) какие меры были приняты к восстановлению прав и свобод военнослужащих и иных граждан, которые были нарушены;
4) какие меры были приняты к восстановлению законных интересов государства, к возмещению причиненного государству материального ущерба;
5) какие меры правового характера приняты к виновным в выявленных нарушениях лицам (привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую должность и т.д.);
6) кем и какое решение принято по правонарушениям, формально содержащим признаки преступлений (с приложением материалов и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела либо о возбуждении уголовного дела).
Все перечисленные в пп. 1-6 данные необходимо указать в обязательном порядке, так как в случае их отсутствия военный прокурор вправе провести повторную прокурорскую проверку. В отличие от протеста все вышеназванные мероприятия по представлению прокурора по закону проводятся в течение месяца со дня его внесения, так как требуют дополнительного разбирательства*(5).
В связи с вышесказанным целесообразно приложить к письменному сообщению командира о принятых по прокурорскому представлению мерах выписки из приказов о проведенных профилактических и иных мероприятиях по устранению выявленных нарушений закона, о назначении административного расследования, проверки или ревизии, об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям закона, и о наказании виновных лиц. Помимо этого, необходимо представить военному прокурору материалы таких расследований или, по крайней мере, акты проверок и ревизий.
Еще одним видом актов прокурорского реагирования является постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении. Суть этого документа заключается в том, что военный прокурор, обнаружив в ходе осуществления своей служебной деятельности признаки административного правонарушения, направляет в компетентные органы материалы для решения вопроса о привлечении должностных лиц или организаций к административной ответственности. При этом, компетентные органы обязаны в письменной форме сообщить прокурору о результатах рассмотрения его постановления в срок, установленный законом.
К примеру, в ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности и организации противопожарной охраны объекта. Военный прокурор своим постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении направляет материалы по подведомственности, а затем использует поступившие от компетентных органов данные о привлечении должностных лиц к административной ответственности в своей служебной деятельности. В этом случае командование не обязано уведомлять военного прокурора о факте привлечения виновных лиц к административной ответственности. В то же время целесообразно незамедлительно направить военному прокурору сведения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности и копию заключения по итогам административного расследования с указанием проведенных и планируемых мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и причинению материального ущерба государству. Это поможет снять большинство вопросов и избежать проведения повторной прокурорской проверки.
Итак, на основании вышеизложенного можно дать следующие общие рекомендации по исполнению командованием требований военного прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования:
1. Независимо от вида акта прокурорского реагирования (за исключением предостережения о недопустимости нарушения закона) необходимо направить военному прокурору мотивированный письменный ответ с указанием всех интересующих его сведений.
2. При подготовке данных сведений следует учитывать установленные законом сроки для их направления военному прокурору. В любом случае эти сведения необходимо направить своевременно, так как волокита в решении этого вопроса в итоге может привести к проведению повторных прокурорских проверок.
3. К письменному ответу на акт прокурорского реагирования необходимо приложить копии заключения по итогам административного расследования, актов проверок и ревизий, выписки из приказов и иные материалы.
В.С. Анисимов,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права Военного
университета, подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I, ст. 22.
*(2) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 25.1.
*(3) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 23.
*(4) Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ, ст. 7.
*(5) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исполнение командованием требований военного прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования
Автор
В.С. Анисимов - адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 5